Отдельных исследований ТПК друг с другом

В сложном процессе изучения ТПК можно выделить несколько типов отдельных научных исследований, ведущихся в тесной связи друг с другом. В качестве первого из этих типов исследований можно выделить исследование, называемое нами элементарным. Под элементарным исследованием ТПК будем понимать отрезок исследовательской деятельности, выполняемый, как правило, отдельным ученым-специалистом, в рамках которого осуществляется постановка и решение такой исследовательской задачи, которая далее не разбивается на подзадачи. Иными словами. Процесс поиска решения такой задачи представляет собой последовательность специальных познавательных процедур, реализуемых по определенной, зависимой от объективных и субъективных обстоятельств конкретной схеме. Элементарное исследование является «клеточкой» процесса изучения ТПК.

Задачи, которые ставятся и решаются в ходе элементарных исследований ТПК, тесно связаны с некоторой научной проблемой, возникающей по поводу ТПК. Однако эти исследовательские задачи и соответствующие проблемы не следует смешивать друг с другом. Каждая такая проблема представляет собой некоторую объективную недостаточность, неполноту наличного знания о ТПК, которая проявляется в наличии определенного гносеологического противоречия, ощущаемого во всех, или, по крайней мере, во многих аспектах изучения комплекса. Такое противоречие требует, коль скоро оно возникло, своего разрешения. Знание о недостаточности наличного знания о ТПК и лежит в основе соответствующих проблем изучения ТПК. Но об этом ниже.

В структуре всякого элементарного исследования ТПК можно выделить несколько всегда присутствующих этапов, стадий. Схематически эти этапы можно представить следующим образом: (1) формулировка задачи — (2) начальное описание — (3) поиск решения задачи — (4) итоговое описание.

Формулировка задачи осуществляется путем фиксации некоторой стороны, аспекта, момента той проблемы изучения ТПК, в контексте которой данная задача ставится. Характер задачи при этом определяется, во-первых, тем, насколько соответствующая проблема уже изучена, во-вторых, тем, какого развития достигли знания о ТПК в целом, в-третьих, тем, какова подготовка исследователя, ставящего перед собой данную задачу.

Этап начального описания связан с предварительной подготовкой материала о ТПК, о том или ином его аспекте, нужном для решения данной задачи: это отбор и систематизация наличного материала, выявление отсутствующих в нем звеньев, фиксация его недостаточности. В процессе начального описания исходная проблема изучения ТПК конкретизируется с точки зрения задачи данного его исследования. Результатом начального описания элементарного исследования является поле поиска решения задачи, представляющее собой некоторый оперативный гносеологический образ проблемной ситуации, связанной с ТПК. В этом поле поиска основными структурными компонентами являются те наличные знания о ТПК, которые четко ориентируют ученого на возможные пути поиска решения задачи, то есть на формирование недостающих в оперативном образе элементов.

Следующий этап, этап поиска решения задачи, непосредственно преследует цель формирования новых знаний о ТПК в соответствии с выделенными на этапе начального описания возможными путями поиска. При этом характер поиска зависит от уровня, к которому принадлежит данное элементарное исследование ТПК. Это может быть эмпирический поиск, в ходе которого формируются недостающие эмпирические данные о ТПК. Это может быть и теоретический поиск (объяснительный), в ходе которого формируется новое знание о существенных признаках ТПК, о его законах — становления, функционирования и развития, — о сущности различных порядков. Именно на этапах поиска особенно ярко проявляется активно-творческая природа деятельности ученых, направленной на изучение данного объекта.

Не следует, однако, чрезмерно преувеличивать роль этапа поиска, отрывать его от этапов начального и итогового описания. Без плодотворных и завершенных этапов описания поиск новых знаний о ТПК может оказаться колосом на глиняных ногах, так как поисковая деятельность может оказаться сведенной к необоснованной игре воображения, произвольному жонглированию имеющимися данными или же к хаотическому нагромождению массы все новых и новых, но разрозненных эмпирических данных, за которыми не прослеживается логика исследования.

Всякое элементарное исследование завершается (должно завершаться) этапом итогового описания. На этапе итогового описания происходит систематическое оформление результатов этапа поиска с целью включения этих результатов в целостный контекст наличных знаний о ТПК. Процесс вписывания результатов поиска в систему наличных знаний о ТПК во многом похож на этап начального описания. Новые результаты изучения ТПК принимаются на этом этапе в качестве полноправных компонентов наличного знания о ТПК, коль скоро они проверены. На этом этапе новые результаты подвергаются обработке с целью выявления их связей с другими компонентами наличного знания. Цель итогового описания — проявить эти связи, основа которых заложена как в содержании новых результатов, так и в содержании уже имеющихся знаний. В этом процессе имеют место отбор, систематизация и дальнейшая конкретизация соответствующей проблемы изучения ТПК. Поэтому-то в ходе итогового описания нередко формулируются новые задачи для последующих исследований.

Являясь «клеточками» процесса изучения ТПК, элементарные исследования, подобно клеткам живого организма, не существуют сами по себе. Под влиянием проблемы, в контексте которой ведутся элементарные исследования, они организуются в более сложные структурные единицы познания. Организованные вокруг единой проблемы, элементарные исследования составляют собой уже качественно новые образования — составные исследования ТПК. Составное исследование ТПК представляет собой сложный, многоплановый и многоуровневый отрезок деятельности, осуществляемый, как правило, целым коллективом ученых. В рамках этого отрезка ставится и решается некоторая проблема ТПК в целом.

Структура составного исследования задается в каждом конкретном случае спецификой проблемы. Каждая такая проблема представляет собой сложное гносеологическое противоречие в изучении ТПК, разрешение которого в полном объеме возможно только поэтапно, по ступеням, перескакивание через которые возможно, по всей видимости, лишь в редких, да и то простейших случаях. В реальном процессе изучения ТПК соответствующие проблемы порождают целостные иерархии исследовательских задач, которые могут решаться как последовательно, так и параллельно. Параллельно решаются задачи, принадлежащие к одному уровню иерархии и связанные с различными, относительно независимыми друг от друга аспектами ТПК, задачи, которые находятся в отношении координации. Последовательно решаются задачи, тесно связанные друг с другом, одни из которых предполагают решенность других. Это задачи, которые находятся в отношении субординации.

Разрешение той или иной проблемы, связанной с ТПК и представленной в виде иерархии задач различной степени общности, предполагает проведение целой совокупности тесно взаимосвязанных элементарных исследований ТПК. Отдельные элементарные исследования в структуре составного исследования являются промежуточными, «лемматическими» исследованиями.

На своем высшем уровне составные исследования имеют ту же четырехэтапную структуру, что и элементарные. Основные различия между ними: во-первых, исходной задачей составного исследования является некоторая проблема ТПК целиком, в то время, как задача элементарного исследования связана лишь с одной из сторон проблемы; во-вторых, этапы составного исследования могут разрываться, переходить в промежуточные исследования, но затем обязательно восстанавливаются; в-третьих, состав элементарного исследования представляет собой простой, единичный цикл из четырех стадий, строение же составного исследования с учетом разрывов его этапов может быть охарактеризован, по меньшей мере, как цикл циклов.

Во всяком составном исследовании ТПК четко просматриваются две тенденции в отношении используемого и вновь формируемого знания о ТПК. Это тенденции дифференциации и интеграции. На этапе начального описания составного исследования в ходе конкретизации его задачи (проблемы) вплоть до того момента, когда будет установлена четкая иерархия промежуточных задач и начнутся промежуточные исследования, преобладающей тенденцией является дифференциация. После проведения промежуточных исследований, то есть после нахождения решений промежуточных задач и их предварительного оформления на этапах итогового описания соответствующих промежуточных исследований, преобладающей становится тенденция интеграции исходных данных и новых результатов, вплоть до того уровня, на котором может быть получено решение проблемы в целом.

В реальном процессе изучения ТПК каждая проблема, дающая начало отдельному составному исследованию, как правило, не исчерпывает всей проблемной ситуации. Любая такая проблема представляет собой лишь один из некоторого числа структурно-функциональных срезов ТПК. Однако чтобы объект изучался достаточно полно, всесторонне, он должен быть рассмотрен, по крайней мере, во всех основных срезах, диктуемых его природой. Это, в свою очередь, выражается в том, что область изучения ТПК, как и любая другая область познания, связана с поиском решения одновременно нескольких важных и взаимосвязанных его проблем. При этом среди всех проблем ТПК имеется главная, которую можно назвать ведущей, фундаментальной проблемой его изучения.

Наличие в области изучения ТПК ряда взаимосвязанных проблем и ведущей фундаментальной проблемы позволяет говорить об области изучения ТПК, как о составном исследовании высшего порядка. Составное исследование высшего порядка имеет своей исходной задачей ведущую фундаментальную проблему ТПК. Основными компонентами составного исследования высшего порядка при этом оказываются составные исследования, рассмотренные выше.

Область изучения ТПК

Из сказанного следует, что всестороннее изучение ТПК есть самостоятельная область. Ведущей фундаментальной проблемой этой области является постижение природы ТПК как сложнейшей иерархической системы, в рамках которой можно выделить большое количество относительно самостоятельных аспектов, подсистем, которые, в свою очередь, необходимо также изучать как сложные системы. К числу основных подсистем ТПК можно отнести следующие: экономическую сферу, социальную сферу, политико-идеологическую, экологическую, научную сферу и некоторые другие.

Исследование ТПК, как составное исследование высшего порядка, покрывающее практически всю данную исследовательскую область, объективно разбивается на ряд составных исследований, в ходе которых должны быть разрешены проблемы, связанные с отдельными подсистемами ТПК. (Понятно, что эти исследования, в свою очередь, разбиваются на большое число элементарных исследований). Все исследования имеют в целом одну и ту же четырехэтапную структуру и стыкуются между собой в соответствии с тем, какое место занимают их задачи в целостной, объективно детерминированной самим ТПК иерархии исследовательских задач данной области.

Для того чтобы изучение ТПК велось действительно как единое исследование, действительно комплексно, как того требуют решения партии и правительства, необходимо проведение основательной предварительной методологической работы, которую могла бы осуществить некоторая головная исследовательская группа, составленная из ведущих специалистов по отдельным аспектам проблематики ТПК. Она же могла бы взять на себя и корректирование всей совокупности исследований в процессе их актуального развертывания.

Целью работы такой группы могла бы стать разработка комплексной программы изучения ТПК, немаловажной частью которой стала бы более или менее детальная иерархическая схема возможных задач исследований, прежде всего, составных, а также, по возможности, и элементарных. Очевидно, что большое число таких задач носит, с одной стороны, смежный, междисциплинарный характер, с другой — прикладной. Это повышает необходимость предварительной методологической работы, в процессе которой были бы созданы средства совместной обработки результатов исследований различных аспектов ТПК.

В основу такой программы должны лечь параметры возможных результатов исследований, но главное — это все же разработка общей схемы исследований ТПК различных видов. Цельная методологическая схема должна включать в себя достаточно развернутые схемы составных исследований по всем важнейшим аспектам ТПК. Эмпирические исследования должны быть полностью подчинены соответствующим теоретическим разработкам. Это, конечно, ни в коей мере не должно расцениваться как преуменьшение значения эмпирических задач. Дело в том, что, как показывает практика подобных исследований, в решении задач эмпирических, а также практических, мы всегда ближе к цели тогда, когда поиск идет в рамках решения задач теоретических.

Коль скоро ведущей фундаментальной проблемой изучения ТПК является постижение его природы как сложной системы, то целью составного исследования ТПК высшего порядка должно стать создание единой теоретической модели ТПК, в рамках которой отдельные аспекты комплекса должны быть представлены в качестве фрагментов, подмоделей.

Подобная модель ТПК должна создаваться, очевидно, одновременно, как сверху, так и снизу. Направление сверху реализуется попытками создания вариантов единой модели ТПК из теоретических принципов, в частности, системных принципов, с учетом всей имеющейся в распоряжении ученых-теоретиков эмпирической информации. Направление снизу должно обеспечиваться самыми разнообразными эмпирическими исследованиями ТПК, начиная с простейших компонентов ТПК и их параметров, при этом следует учитывать отсутствие единой общей модели комплекса, которую можно до поры до времени заменять рабочими гипотетическими конструкциями, постоянно проверяемыми и уточняемыми.

Следует отметить, что уже сейчас осуществляются исследования ТПК различных типов, как теоретические, так и эмпирические. Поэтому одной из важных задач головной группы по изучению ТПК должно стать ориентирование уже работающих исследователей на общую цель — создание единой общей модели ТПК. При этом важно поддерживать постоянный контакт представителей различных направлений изучения ТПК, что рано или поздно должно привести к стыковке обоих направлений и к их согласованию. Для этого необходимо регулярно проводить семинары, конференции ученых, организовать постоянный информационный обмен между группами исследователей.

Общая схема изучения ТПК должна быть такой, чтобы на ее основе можно было бы в рабочем порядке, безболезненно привлекать заинтересовавшихся проблематикой ТПК исследователей и исследовательских коллективов, постепенно заполняя всю схему исследований.

В заключение хотелось бы кратко рассмотреть, как можно было бы осуществлять предлагаемую программу изучения ТПК на одном из его аспектов. В качестве примера рассмотрим изучение экологического аспекта ТПК. С учетом вышеприведенных рассуждений, можно считать, что целью его исследования может быть создание целостной, единой модели экологии ТПК. Эта модель должна, во-первых, представлять систему параметров сегодняшнего состояния экологии ТПК и, во-вторых, должна давать возможность, теоретически оперируя ее параметрами, прогнозировать динамику экологических изменений ТПК на будущее разной степени отдаленности (с обязательным учетом тенденций изменения других аспектов ТПК).

Для создания такой модели экологии ТПК (подмодели единой модели) необходимо следующее:

1. Проведение теоретических исследований по установлению основных параметров экологии ТПК.

2. Проведение теоретических исследований по установлению основных типов связей параметров экологии ТПК друг с другом.

3. Проведение эмпирических исследований состояний и связей параметров экологии ТПК, то есть получение эмпирической информации путем наблюдения и измерения конкретных проявлений этих параметров.

4. Проведение теоретических исследований по установлению основных типов связей экологических параметров ТПК с параметрами других типов (экономическими, социальными и т.д.).

5. Проведение эмпирических исследований связей экологических и иных параметров ТПК.

6. Проведение теоретических исследований по выявлению тенденций изменения отдельных экологических параметров ТПК и всей совокупности этих параметров в целом.

7. Проведение теоретических исследований по уточнению тенденций изменения экологических параметров в связи с возможными тенденциями изменения иных параметров ТПК и т.д.

На наш взгляд, только такой подход позволит осуществить комплексную программу изучения как экологического, так и иных аспектов, а также территориально-производственного комплекса в целом.

1982 г.

Наши рекомендации