Гуманизм и антропоцентризм философии возрождения. Социально-политические идеалы эпохи.

Принцип гуманизма. Происхождение собственно термина «гуманизм» связано с понятием «гуманитарные студии». Так начиная с 14 в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Их изучение изначально строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное — средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентирует и значение античного наследия для воспитания человечности. Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств, требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Гуманизм также оказывается не чем иным, как культом творческой индивидуальности. Творчество - вот главный путь раскрытия способностей человека.

Принцип антропоцентризма. Центром теоретических построений гуманистов является исключительно индивид, личность. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая религиозными. Если философия эпохи Средневековья в целом утверждала, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге. Отныне человек уподобляется богу, он словно некий смертный бог, он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего, человек — творец великого и прекрасного, царства культуры.

Социально-политические идеалы эпохи.

Томас Мор(утопия):

§ какой-то значительной собственности нет ни у кого; отсутствуют деньги;

§ всеобщее участие в труде, в том числе и физическом (продолжительность труда – 6 часов);

§ каждый минимум 2 года в условиях деревенской жизни;

§ самые тяжелые и неприятные работы – удел рабов;

§ наиболее одаренные утопийцы занимаются умственным трудом, из них избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники;

§ среди удовольствий первое место принадлежит здоровью;

§ веротерпимость, каждый волен мыслить бога в соответствии со своими понятиями.

Томмазо Кампанелла – «город Солнца»:

§ нет частной собственности;

§ люди отличаются друг от друга только по способностям;

§ существует разделение труда, нет презренных разновидностей труда;

§ труду предаются с радостью (продолжительность труда - 4 часа);

§ свободное время посвящается развитию умственных и телесных способностей;

§ отсутствует индивидуальная (моногамная) семья;

§ законы и мораль просты: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и что вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им;

§ культ Солнца.

Никколо Макиавелли был убежден в том, что самым сильным стимулом человеческих действий является интерес. Неискоренимый эгоизм человеческой природы, постоянная жажда наживы требуют такой организации государства как высшей силы, которая была бы способна свести человека к его должной норме. Ради блага государства все средства хороши. Государь должен сочетать в себе свойства льва и лисицы, символизирующих собой насилие и хитрость, принуждение и коварство. Государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. При этом важно казаться добродетельным, дабы не утратить расположения и доверия подданных.

Наши рекомендации