Лекция 9. человек и мир человека в философии нового времени
Вопросы:
1. Основные вопросы философии Нового времени.
2. Образ науки в эпоху Нового времени.
3. Особенности научного познания Нового времени.
1. Основные вопросы философии Нового времени.
Новое время – это время больших перемен, произошедших в жизни общества и каждого конкретного человека. Меняется мир, происходят научные открытия, время приобретает динамику, все куда-то спешит… Меняется само мировоззрение и мировосприятие. Поэтому меняется и сам способ взаимодействия человека с миром.
Эпоху Нового времени связывают, прежде всего, с научной революцией XVII века. Но каким образом протекает эта революция? Что она повлекла за собой? Как вообще становится возможным преодоление, свержение и отказ от прежних, многовековых устоев?
Основной чертой средневекового, теологического мировоззрения было представление о мире, как о космосе, созданном Богом и находящемся с тех пор в неизменном состоянии. В мире все пребывает в стабильности и не должно изменяться! Любое изменение – это движение в пропасть, грозящее уничтожением всего человеческого рода.
Вся жизнь средневекового человека протекает под этим лозунгом. Не случайно средневековое общество называют традиционным. Что же это означает? А выражается это, прежде всего, в том, что в основе такого общества лежит традиция, нечто неизменное, то, что досталось от предков и проверенное временем. Поэтому любое развитие неизбежно сталкивалось с огромным противодействием. Развитие – есть движение к концу, к концу света.
Главнейшей чертой средневекового мировоззрения являлось представление о центральном положении Земли в солнечной системе. А поскольку самым «совершенным» созданием на Земле был человек, то ему приписывалось центральное положение во вселенной.
Коперник Бэкон Декарт
Бруно Галилей Ньютон
1543 1600 1687
Революция началась с того, что Николай Коперник помещает в центр мира вместо Земли – Солнце. Ничего удивительного в этом сегодня мы не видим. Для нас это кажется совершенно очевидным. Но для того времени – это был научный подвиг, заключающийся в том, что Коперник выступил против традиционного и поддерживаемого церковью представления. Он объявил гелиоцентризм «оптической иллюзией», тем самым, поставив под сомнение и положение человека в этом мире.
Что же произошло для человека, живущего в той эпохе? Устранив Землю из центра вселенной, Коперник изменил также и место человека в космосе. Революция в астрономии повлекла за собой революцию в сознании. Люди, осознавшие, что их планета всего лишь одна из планет, вращающаяся вокруг одной из миллиардов звезд, оценивали теперь свое место в космической системе совершенно иначе, чем их предшественники, считавшие Землю единственным центром божественного творения. Если Земля – не центр мира, значит и человек – не центр вселенной. Изменив представление о положении Земли, Коперник удалил человека из центра вселенной. Человек оказался выброшенным из привычного мира навстречу угрожающей действительности.
Его теория, сформулированная на высоком математическом уровне, стала точкой ужасных противоречий в области религии и философии, которые определили направление последующей европейской мысли.
Н. Коперник своей теорией положил начало научной революции. Точкой отсчета считается год смерти этого великого ученого и опубликование его работы «Об обращениях небесных сфер», т. е. 1543 г.
Развивая идеи Коперника, итальянский философ Джордано Бруно наносит следующий могучий удар по средневековой космологии. Важнейшим вкладом Бруно в науку было его учение о бесчисленности и населенности миров о вселенной. Гипотеза о населенности бесчисленных миров лишала привилегированного положения не только Землю, но и человека.
Каждый раз, обращаясь к эпохе Нового времени, необходимо помнить, что вся деятельность ученых и философов протекала в условиях жесткого контроля со стороны церкви, которая занимала лидирующее положение. Поэтому неудивительно, что все произведения передовых, прогрессивных, а следовательно – «неугодных», авторов попадали в список запрещенных книг. Но Ватикан расправлялся не только с книгами, но и с их авторами. В 1600 г. был сожжен гениальный Д. Бруно.
Но как ни сильно было сопротивление традиционного представления, оно не смогло убить новое. Новое мировоззрение постепенно развивалось и крепло.
Следующий шаг в развитии науки сделал Галилео Галилей, чье значение определяется двумя принадлежащими ему великими открытиями:
· создает динамику и открывает основные законы механического движения
· обосновал своими новыми открытиями (с помощью телескопа) гелиоцентрическую систему Коперника
Галилей выступил последователем теории Коперника. Мужественная защита им этой теории перед лицом папской инквизиции, пытавшейся заставить Галилея отречься от нее, является образцом борьбы за передовую науку.
Революция Нового времени это прежде всего революция в сознании человека, в его мышлении. Это переходная, противоречивая эпоха, эпоха, когда ломаются прежние ценностные устои, а на их место поставить то и нечего! Перед человеком открывается совершенно непонятный, неизведанный, враждебный по отношению к нему мир.
Специфические черты мировоззрения Нового времени:
1. впервые человек осознает, что ему не дана способность в своем опыте безошибочно получить абсолютную истину
2. впервые разрушается уверенность (свойственная человеку Средних веков), что он – «чудо природы», «венец творения», что он может стать «вторым богом»
3. впервые человек осознает, что он всего лишь человек, противостоящий огромному миру
Наука Нового времени по своей сути становится социальной, она дает возможность определенного описания и исследования мира, который претерпел кардинальные изменения по сравнению с образом Средних веков.
Конечно, и в Средние века тоже существовало определенное знание, например, алхимия, астрология т.д. Но необходимо помнить, что это знание не было доступным для общества в целом, существовало ограниченное число людей, которые были посвящены в эти знания и могли ими воспользоваться.
И это зависело не только от того, что они оберегались от постороннего взгляда, но и от того, что без личной духовной силы и духовного развития человек не мог ими воспользоваться. Знание Средних веков – это знание не реального, действительного мира, а мира потустороннего, знание того, как с ним взаимодействовать.
Новоевропейская реальность – реальность мира физического, в которой метод дает возможность другому человеку повторить эксперимент и прийти к тем же результатам, что и первому исследователю.
Ч-1
Ч-2 РЕЗУЛЬТАТ
Ч-3
Поэтому мы и говорим об изменении образа мира, но это изменение заключается именно в изменении взгляда на мир, который ведет за собой изменение представлений о человеке, о науке, научных поисках, об отношениях между наукой и обществом, между научным знанием и религиозной верой.
Новое время – это время принципиального изменения существа человека и образа его жизни. До Нового времени человек не обладал статусом активного, деятельного существа:
1. в Античности человек захвачен космосом, античная культура – это безличностная культура.
2. в Средневековье Бог – единственное творящее начало, человек же – несовершенное подобие.
Человек Нового времени, потерявший опору в мире, вынужден бороться за свою жизнь. Человек занимает центральное место, место Бога, мир становится зависимым от человека. Именно в Новое время впервые человек становится царем и господином земли. Некоторые исследователи источник этого видят в религии: языческие религии связывают человека с природой, но христианство освобождает человека от этой связи с природой.
Только протестантизм ставит человека в позицию S:
· изменяется собственно бытийное состояние человека. Научная революция поставила человека лицом перед необходимостью увидеть свое призвание быть деятельным S.
· человек приобретает свободу, так как только свобода является свойством S.
Впервые понятие S и O вводит Рене Декарт. Под S понимается человек, познающий внешний мир (О) и воздействующий на него. То есть познание представляет собой процесс освоения Объекта Субъектом.
Что же лежит в основании представления о человеке как деятельном, активном существе? Можно выделить несколько критериев этого представления:
1. Человек как субъект – это основание, источник, из которого формируется весь остальной мир. Человек является центром мира, в котором он живет: то есть, весь мир зависит от него, создан человеком и человек же им распоряжается.
2. Характер отношения человека к миру – это характер господства, покорения, подчинения. Пассивные свойства – это свойства объекта, активные – субъекта.
Начиная с Нового времени, человек осознает, что все то, чему он подчиняется в своей жизни создано им самим. Все обязывающее и необходимое порождено самим человеком. От человека зависит все. По его воли принято то или иное решение – и это свобода. Не божественный промысел определяет жизнь человека, но от самих людей зависят:
· цели их существования;
· нормы морали и права;
· властные отношения и законодательство;
· весь предметный мир, в котором протекает жизнь общества.
Наряду с введение термина S, впервые в истории философии весь мир предстает как О. Под О понимается все, на что направлена деятельность S. Это мир, обработанный и покоренный S. Это отношение наступательное, властное, покоряющее.
Понятие «О» использовалось и античными, и средневековыми мыслителями. Но в Новое время этот термин получает особое звучание. Необходимо отметить, что понятия «мир» и «O» – оказываются совершенно не тождественными:
1. Мир – это реальность, все богатство связей и отношений. Мир сущностно неисчерпаем, качественно многообразен и количественно безмерен.
2. Объект – это мир, с которым в той или иной форме связана человеческая деятельность.
Мир, понимаемый как О, выступает как цель человеческой деятельности. Он обработан человеком и преподан в человеческих смыслах. Мир как O воспринимается как пассивная материя, с которой можно производить различные манипуляции, с ней можно работать. Это явилось главным условием того, что становится возможным экспериментальное и теоретическое естествознание.
В Новое время изменяется образа мира. Это изменение мира заключается именно в изменении взгляда на мир. Человек занимает определенное место, по отноше6нию к которому мир становится зависимым – зависимым от человека. Впервые мир воспринимается как O, т.е. выступает как цель человеческой деятельности.
Представление о мире как организме перерастает в представление о мире как механизме. Мир, вся вселенная воспринимается подобной часовому механизму, а значит: работающей как отлаженная и предсказуемая система. «Познать законы природы – значит, приобрести власть над ней» – вот основная идея теоретического и экспериментального естествознания эпохи Нового времени.
Именно с таким миром как O и работает наука Нового времени, но мы видим, что и современной нам реальности мир понимается во многом именно так. Проблема, вызванная пониманием природы в Новое время и поднимаемая современностью, заключается в том, что мир (природа) – это такой же полноправный S во взаимоотношениях с человечеством, и природа мстит за такое (объективное) варварское к ней отношение – катастрофы, природные катаклизмы.