Крито-микенская цивилизация
Средиземноморская культура стала изучаться лишь после раскопок в Микенах (Арголида, Пелопоннесский п-ов, 1876) и в Кноссе на о. Крит (начиная с 1900 г.). Ей дали название крито-микенской, или минойской (по имени легендарного царя Миноса). Современное состояние научных знаний пока не позволяет воссоздать полную картину развития минойской культуры.
В XVI-XIII вв. до н.э. континентальная Греция переживала период расцвета. Здесь главенствовали ахейцы. По названию одного из их наиболее важных городских центров - Микен - древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской, которая явилась лишь завершением минойской культуры в целом. Примерно с 1600 г. до н.э. Микены развивались под сильным влиянием Крита.
Знание и социальная организация Период экономического подъема и усиления Крита отмечен строительством первых ("старых") дворцов.Они служили экономическими, политическими и религиозными центрами областей с поселениями городского и деревенского типа. От этих центров пролегали торговые пути в Египет, Западное Средиземноморье, на сирийское, в континентальную Грецию, где критяне обрели значительное влияние. "Старые" дворцы Крита были разрушены около 1700 г. до н.э. После катастрофы критяне на прежних фундаментах построили более пышные дворцы.Наивысшего расцвета Крит достиг в XVI в. до н.э. На островах были созданы торговые базы.Но уже в конце века Крит утратил свое экономическое и политическое влияние из-за извержения вулкана на о. Фера (современный Санторин) в 160 км от Крита, которое привело к массовому бедствию на самом Kрите. К середине XV в. до н.э. Крит оказался под властью пришельцев из континентальной Греции - ахейцев Окончательный закат Крита датируется примерно 1400 г. до н.э. Именно тогда сгорел последний из больших дворцов.
Крито-Микенская письменность. Глиняные таблички из Кносского дворца свидетельствуют о существовании на Крите в глубокой древности двух разработанных в разное время систем письменности. Более древнюю письменность, восходящую к концу III тыс. до н.э., назвали линейным письмом А,а другую, датируемую примерно XV в. до н.э.,- линейным письмом Б. Линейное письмо А не поддается дешифровке. Шрифт линии В был расшифрован в 1952 г. англичанином М. Вентрисом и датирован 1450 г. до н.э. Мисенианской династии правителей Кносса. Язык с новыми правилами был старой формой греческого языка мисенианского диалекта, являвшегося разговорным и письменным во дворцах Микен, Теринфа, Пилоса.Линия В на табличках представлена в различных вариантах. Каждый отдельный знак и номер на идеограмме что-то означал.
Экономика средиземноморских центров Хозяйство на Крите было централизованным и эффективным. Дворец являлся и хозяйственным центром,и резиденцией правителя.Крестьяне и ремесленники были обязаны сдавать во дворец часть своей продукции, а уже здесь принималось решение о вознаграждении, перераспределении и торговле. Обмен товарами облегчала сеть дорог. Экспортировали масло, зерно, предметы декоративно-прикладного искусства, керамику. Ввозились золото, серебро, медь, олово, слоновая кость.О всех торговых операциях в каждом дворце вели записи.
Было высоко развито строительство и архитектура на Крите,найдены отдельные элементы системы водоснабжения и канализации.Парадные залы, жилые комнаты, коридоры, лестницы и т.д. образовывали сложнейшую систему. Те же принципы планировки сохранили и "новые" дворцы, возведенные на руинах "старых" в XVII-XVI вв. до н.э.
Крито-микенская мифология. О религии Крита можно узнать из произведений изобразительного искусства. Местами отправления культовых обрядов были пещеры (в Камаресе), святилища в рощах и на холмах и дворцы. Божества изображались зачастую в облике женщины. Искусство Микен также воспроизводило культовые обряды, подчас с критской символикой. Микенская религия была самостоятельной.
Ювелирное мастерство, в том числе резьба по драгоценным и полудрагоценным камням (глиптика),а также художественная обработка металлов (торевтика) на Крите, а затем в Микенах достигли своего совершенства. Под их влиянием был выработан "микенский" стиль. Анализ изделий говорит о том, что на Крите были известны такие технологические приемы как пайка, инкрустация, тонкое литье, чеканка. специальные увеличительные линзы.
Экономика Микен. В Микенах дворцы (также как и на Крите) являлись центрами власти, ремесла и искусства. Первоначально основу микенской экономики составляли зерновое земледелие и животноводство.Лишь позже главенство приобрела торговля, к 1400 г. до н.э. став основным источником доходов. Микены экспортировали продукцию сельского хозяйства,оружие, посуду, произведения искусства. Расширение торговли способствовало развитию ремесел.
Абсолютный монарх возглавлял микенскую общественную пирамиду. Он же был верховным главнокомандующим, крупнейшим землевладельцем и наиболее влиятельным купцом. Из представителей аристократии монарх назначал послов, высших чиновников и военачальников. Крупные землевладельцы распоряжались сельскохозяйственными угодьями. К низшему слою общества относились рабы и различные категории несвободных граждан. Наиболее широкий слой населения составляли свободные крестьяне, ремесленники и поденщики.
Микенская архитектура имела подчеркнуто фортификационный характер. Moнументальная скульптура не получила развития у минойцев. Для микенского искусства более характерны сцены войны и охоты.