В этом мире те, кто стремится к плодам своих трудов, поклоняются полубогам. Такая корыстная деятельность быстро приносит им плоды

Бхаванувада

"Из тех, кому Я посылаю Свои вознаграждения, люди, ищущие мирского успеха, оставляют неотличный от Меня путь бхакти и следуют путём кармы, где быстро обретают желаемые плоды". Именно это объясняет Шри Бхагаван, произнося шлоку, начинающуюся словом кfyкшантаx. Слово карма-джf означает "рождённый на пути кармы" и указывает на такие достижения, как вознесение на Сваргу.

Пракашика-вритти

Карма бывает трёх видов: нитья (повседневная), наймиттика (в особых случаях) и камья (с желанием плодов). Нитья-карма – это предписанные Ведами ежедневные духовные занятия, например, сандхья (повторение гаятри-мантр). К наймиттика-карме, или занятиям в особых случаях, относится питри-шраддха (поднесение пищи предкам), а действия, совершаемые из желания насладиться их плодами, носят название камья-кармы или сакамы. Камья-карма более предпочтительна, чем акарма (невыполнение своих обязанностей) и викарма (запретная, греховная деятельность).

кfмаис таис таир хhта-джufнfx / прападйанте ’нйа деватfx

"Люди, стремящиеся к плодам своих трудов, оставляют поклонение Бхагавану Шри Васудеве и начинают поклоняться разным полубогам" (Бг., 7.20).

лабхате ча татаx кfмfн / майаива вихитfн хи тfн

"Бхагаван устраивает так, что они обретают от полубогов желанные плоды" (Бг., 7.22).

Те же, кто, общаясь с шуддха-бхактами, начинает понимать, сколь ничтожна карма с её плодами, встают на путь ниргуна-бхакти. Очень скоро они достигают успеха на этом пути и обретают бхагават-севу. Как сказано в шастрах (Бхаг., 11.14.21), их быстрый успех объясняется тем, что Шри Бхагавана можно достичь только на пути бхакти: бхактйfхам экайf грfхйаx. Там же, в "Бхагаватам" (11.14.20), говорится: на сfдхайати мfv його — "Бхагавана невозможно достичь, занимаясь йогой или совершая тапасью".

Текст 13

caTauvR<Ya| MaYaa Sa*í& Gau<ak-MaRiv>aaGaXa" )

TaSYa k-TaaRrMaiPa Maa& ivÖyk-TaaRrMaVYaYaMa( )) 13 ))

чfтур-варtйаv майf сhшnаv / гуtа-карма-вибхfгаiаx

тасйа картfрам апи мfv / виддхй акартfрам авйайам

чfтуx-варtйам – общество, состоящее из четырёх сословий; сhшnам – было создано; майf – Мною; вибхfгаiаx – разделив по; гуна – качествам; (и) карма – роду занятий; апи – хотя; картfрам – создатель; тасйа – этой (системы); виддхи – ты должен знать; мfм – Меня; (как) авйайам – неизменного; (и) акартfрам – не совершающего действий.

Разделив людей по их качествам (гуне) и роду занятий (карме), Я создал общество, состоящее из четырёх варн (брахманов, кшатрий, вайший и шудр). Хотя Я и являюсь создателем этой системы, знай, что Сам Я неизменен, не совершаю действий (акарта) и не побуждаю к действию других.

Бхаванувада

Кто-то может спросить: "Пути бхакти и гьяны приносят человеку освобождение, а путь кармы ведёт к рабству. Если все три пути основаны Тобой, Парамешварой, откуда в Тебе такая несправедливость?" В ответ Шри Бхагаван говорит: "Нет, нет. Ты не прав", – и в подтверждение произносит шлоку начинающуюся словами чfтур-варtйаv. Эти слова указывают на четыре варны.

Вот качества, которыми должны обладать представители варн. Брахманы преимущественно находятся под влиянием гуны благости и их дело (карма) – держать в подчинении ум и чувства. Для кшатрий характерно влияние гуны благости, смешанной со страстью. Они благородны, отважны и участвуют в военных сражениях. На вайший больше влияет гуна страсти, смешанная с невежеством, и их главное занятие – возделывать землю и заботиться о коровах. Шудры в основном пребывают под влиянием гуны невежества, они занимаются разного рода служением.

"Я создал эти четыре варны на основе гуна-карма-вибхагаша, разделения по гунам (качествам) и карме (роду занятий, определяемому путём корыстной деятельности). Хотя именно Я создал эту систему и вдохнул в неё жизнь, ты не должен думать, что Я непосредственно порождаю её и совершаю в ней все действия. Я не связан с ней прямо. Материальная энергия (пракрити) является Моей шакти, но Я неподвластен её гунам. Так что, Я одновременно и являюсь, и не являюсь создателем этой системы, ибо во Мне нет ложного понятия о Себе как об исполнителе действий. Это Моя пракрити, будучи материальной причиной творения, напрямую связана с созданием четырёх варн. Сам же Я неизменен. Иначе говоря, возникновение системы варн не оказывает на Меня никакого влияния, ни к чему не вынуждает Меня и ничего во Мне не меняет".

Пракашика-вритти

Шри Бхагаван – единственный творец и побуждающая сила (карта) всего мироздания. Согласно этой сиддханте, Он один является создателем (картой) четырёх варн и системы варна-дхармы. Джива по своей изначальной природе – нитья-кришна-дас. Кроме того, Бхагаван наделил её бесценным даром свободы воли. Если джива злоупотребляет этой свободой и решает не служить Кришне, майя Бхагавана тут же покрывает сварупу души оболочками тонкого и грубого тела и отправляет её в круговорот самсары. Чтобы вызволить оттуда живые существа, Шри Бхагаван по Своей беспричинной милости создаёт для них путь карма-марги (варнашрама-дхармы), делая это с помощью майя-шакти. Сам же Он при этом вечно наслаждается Своей чит-шакти, оставаясь неизменным (авьяя) и безучастным [к материальной деятельности] (акарта).

Более подробно о четырёх варнах можно узнать из восемнадцатой главы "Бхагавад-гиты" (18.41-44), а также из "Шримад-Бхагаватам" (7.11.21 и 11.17.16-19).

Текст 14

Na Maa& k-MaaRi<a il/MPaiNTa Na Mae k-MaRf-le/ SPa*ha )

wiTa Maa& Yaae_i>aJaaNaaiTa k-MaRi>aNaR Sa bDYaTae )) 14 ))

на мfv кармftи лимпанти / на ме карма-пхале спhхf

ити мfv йо ’бхиджfнfти / кармабхир на са бадхйате

кармftи – действия; на лимпанти – не связывают; мfм – Меня; ме – для Меня; на – не (существует); спhхf – стремления; карма-пхале – к плодам усилий; саx – тот; йаx – кто; абхиджfнfти – глубоко понимает; мfм – Меня; ити – тем самым; на бадхйате – не связывается; кармабхиx – (последствиями) действий.

Наши рекомендации