II. Заключительное слово учителя

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям И. М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки. Некоторые критики увидели в Луке «Данко, которому приданы лишь реальные черты», «выразителя высшей правды», нашли элементы возвышения Луки в стихах Беранже, которые выкрикивает Актер:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, —

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

К. С. Станиславский, один из постановщиков спектакля, намечал путь «снижения» героя «Лука хитрый», «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «видно, что врет».

Лука — живой образ именно потому что он противоречив и неоднозначен.

Домашнее задание

Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания разных героев о правде.

Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне»

Цель урока: выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

Методические приемы: аналитическая беседа, дискуссия.

Ход урока

I. Слово учителя

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше — истина или сострадание? Вопрос, о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».

II. Работа со словарем

— Что понимают под «правдой» герои пьесы?

(Обсуждение. Это слово многозначное. Советуем заглянуть в толковый словарь и выявить значения слова «правда».

Комментарий учителя:

Можно выделить два уровня «правды». Один — это «частная правда, которую отстаивают герой уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. Барон — в существовании своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены: «Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда!» Для Василисы «правда» то, что она «надоела» Ваське Пеплу, то, что она издевается над сестрой: «Не хвастаюсь — правду говорю». Такая «частная» правда находится на уровне факта: было — не было.

Другой уровень «правды», «мировоззренческий» — в репликах Луки. «Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь — то и есть».

III. Беседа

— А нужна ли вообще правда?

(Обсуждение.)

— Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки?

(Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие (полилог) пьесы. Первый акт, сцена у постели умирающей Анны:

Наташа (Клещу). Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался.., ведь уж не долго...

Клещ. Знаю...

Наташа. Знаешь... Мало знать, ты — понимай. Ведь умирать-то страшно...

Пепел. А я вот — не боюсь...

Наташа. Как же!.. Храбрость...

Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые...

Эта фраза повторяется на протяжении пьесы несколько раз, как будто комментируя происходящее с точки зрения пошляка, скептика и циника Бубнова. Он относится к жизни со злым пессимизмом.)

— Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова и прокомментируйте их.

(«Шум — смерти не помеха»; «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!»; «На что совесть? Я — не богатый»; «Что было — было, а остались одни пустяки...»; «Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался»; «все люди на земле — лишние»; «Люди все живут как щепки по реке плывут.. Строят дом, а щепки — прочь»; «Все — сказки»; «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... Чего жалеть?» Когда умирает Анна, он произносит: «Кашлять перестала, значит». Любимая песня Бубнова, которую он подхватывает в конце пьесы, — «Солнце всходит и заходит, / А в тюрьме моей темно!»)

— Какие ремарки характеризуют Бубнова?

(«Спокойно» — встречается много раз, «протяжно», «сонным голосом», «угрюмо».)

— Какова позиция Сатина в пьесе?

(Циничная «правда» Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но эта проповедь дала импульс для определения еще одной жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин. Еще в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей... Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — правда! ... Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кисло и грязную монету...»

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» — утверждает иную жизненную позицию.)

— Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?

(Ложь Луки не устраивает Сатана: «Ложь религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» «Правда» Сатина — в человеке: Человек — свободен... Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда!» Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.

Вспомним ранние романтические рассказы, «Сказки об Италии» («Превосходная должность — быть на земле человеком!»), философскую поэму «Человек», где превозносится разум Человека и его деяния.)

Наши рекомендации