II. Доклад-сообщение ученика о биографии Есенина
III. Чтение и анализ стихотворений
Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет —
изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение.
Читаем стихотворение «В хате»(1914).
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканьи лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц...
Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично — какие-то тараканы... И все же чем-то оно притягивает: наблюдатель костью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно. Но лирическое чувство просвечивает во внимательном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. Известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета И. Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки:
От пугливой шумоты
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой».
Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.
— Как Есенин изображает природу?
(Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»...)
Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных...» звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление — «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, / Мохнатый лес баюкает / Сто-звоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.
В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.
Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.
Задание
— Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение задания.
(В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.)
В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.
Задание
— Найдите примеры изображения запахов (даем время).
(«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т. д.)
— Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?
(Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки… Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души — с весенним цветением, образ лирического героя — с кленом. Найдем примеры.)
Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы-родины. В дальнейшем проследим, как развиваются есенинские традиции в русской поэзии (например, в творчестве Николая Рубцова).
В конце урока послушаем стихотворения Есенина, может быть, песни на его стихи.