Семинар 16. Проблема смысла жизни и назначения человека
Семинар 15. Философия о сущности человека.
Свобода человека как философская проблема.
Личность и общество.
Основные понятия: бессознательное, индивид, индивидуальность, личность, необходимость, ответственность, сознание, свобода, свобода воли, социализация, фатализм, «Я».
1. Дескриптивный, атрибутивный и сущностный подходы к пониманию человека. Проблема сущности человека в призме различных философских направлений. Человек как общественное формирование.
2.Свобода как сущностная характеристика человека. Абсолютный и относительный аспекты свободы. Свобода «от» и свобода «для». Соотношение свободы и необходимости (зависимости, подчинения). Фатализм.
3.Свобода и произвол. Свобода воли. Проблема свободы в русской философии. Свобода и ответственность. Негативные последствия свободы.
4. Одиночество. «Бегство от свободы». Экзистенциализм о свободе.
5.Человек и его соотнесенность с обществом. Социальная детерминированность развития человека. Идея единения человека и общества в русской философии, в философии марксизма, в античной философии.
Основная литература
К вопросу 1
1. Барулин В.С. Социальная философия. В 2-х частях. – Ч. 2. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 99–110
2. Гуревич П.С. Философское постижение человека // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: Политиздат, 1991.
3. Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов. – М., 2004. – С. 831–841.
4. Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т. 4. – М.: Мысль, 2001. – С. 344–346.
5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. – С. 308–323.
6. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 212–229.
7. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 2. – С. 20–28, 71–89.
К вопросу 2
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 189–201.
2. Философия: Учебник / Под ред. П.В. Алексеева и А.В. Панина. – 3-е изд., – М., 2004. – С. 516–522.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2004. – С. 58–59.
4. Лосский Н.О. Свобода воли // Н.О. Лосский Избранное. – М., 1990. – С. 484–486, 495–507, 576–581.
К вопросу 3
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2004. – С. 50–53.
2. Лосский Н.О. Свобода воли // Н.О. Лосский Избранное. – М., 1990. – С. 525–576.
3. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – Глава 6. «Противоречия свободы». – С. 324–329.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М., 1990. – Глава 6. «О христианской свободе». – С. 204–216.
К вопросу 4
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 96–102.
2. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. – С. 30–42.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / Под ред. А.А. Яковлева. – М., 1989.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2004. – С. 50–53; 290–292.
5. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991.
К вопросу 5
1. Барулин В.С. Социальная философия. – Ч. 2. – М.: МГУ, 1993. – С. 85–99.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: Владос, 2004. – С. 282–292.
3. Философский словарь Владимира Соловьева. Ст. «Личность» – С. 245–247.
4. Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех. – Л., 1990. – С. 150–155.
5. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. – Казань, 1991. – С. 84–94; 113–123.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Как Вы понимаете следующие высказывания о человеке: «Человек – это политическое животное» (Аристотель); «Человек – это мыслящий тростник» (Паскаль)?
2. Кто определил сущность человека как ансамбль общественных отношений?
3. Какими качествами обладает человек как общественное формирование?
4. Проанализируйте одно из положений философии экзистенциализма «Человек делает себя сам».
5. Что означают слова Ж.-П. Сартра «существование человека предшествует его сущности»?
6. Что означает «дуалистическая природа природа»?
К вопросу 2
1. Кто придерживался тезиса «свобода – это познанная необходимость»?
2. Какие существуют формы зависимости (необходимости)? Где человек не имеет возможности свободного выбора и вынужден подчиниться?
3. Можно ли утверждать, что с расширением спектра свободы необходимость, зависимость со временем сойдет на нет и люди будут абсолютно свободны?
4. Почему имеет смысл говорить о свободе, зная, что свобода всегда ограничена, что абсолютной свободы в реальной жизни человека нет?
К вопросу 3
1. Чем отличаются свобода и произвол? Есть ли между ними связь?
2. Чем свобода воли отличается от свободы действия?
3. Проанализируйте тезис «человек может быть свободным даже со связанными руками».
К вопросу 4
1. Почему, по словам Бердяева, свободу выбирают немногие? Согласны ли вы с этим? Почему в свободе жить трудно?
2. Почему люди добровольно отказываются от свободы?
3. Как взаимосвязаны свобода и одиночество?
4. Какие негативные последствия влечет за собой свобода?
5. В рамках какого философского направления был выдвинут тезис «человек обречен быть свободным»?
6. Какие существуют формы «бегства от свободы»?
К вопросу 5
1. Проанализируйте высказывание «Человек – плод. окружающей среды». Какие можно привести аргументы в пользу этого тезиса и какие против? Приведите примеры.
2. Что, с точки зрения русских философов, служит основанием для единения человека и общества?
3. Каково положение человека в Идеальном государстве Платона. Почему, несмотря на неравенство людей, государство именуется идеальным?
4. Э. Ильенков писал, что без общества человек никогда не станет человеком, без общества он даже не встанет на ноги. Имеет ли смысл, в таком случае, ставить вопрос о независимости человека от общества?
Семинар 16. Проблема смысла жизни и назначения человека.