Общество как объект философского анализа. Специфика социального познания.
Существование человека вне общества невозможно. Но что такое общество, как оно возникает, каково его строение, в соответствии с какими принуипами оно существует и функционирует? Эти вопросы составляют предметное поле того раздела философских знаний, который называется социальной философией и на который опираются такие гуманитарные теории, как философия истории и социология. Социальная философия – это философское учение об универсальных законах возникновения, существования и развития общества.
Понятие общества употребляется в узком и широком смысле. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, средневековое французское общество).
Общество же в широком смысле - это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически изменяющуюся систему связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности.
Что определяет характер этих связей и отношений, то есть что составляет основу общества? Ответы на эти вопросы зависят от той позиции (или программы исследования), которой придерживается тот или иной ученый. Сторонники натуралистического подхода объясняли происхождение и сущность общества действием природных причин: географической среды, климата, космических излучений, генетических или расовых особенностей людей, биологической природы человека. При таком подходе общество сводится к статусу природного объекта, включенного в сферу действия универсальных естественных законов и подчиненного им ( Гоббс, Монтескье, Спенсер, Гумилев). Недостатки этой исследовательской программы стали очевидными в конце ХІХ – начале ХХ вв., когда общество становится самостоятельной сферой исследования социально-гуманитарных наук.
Исследователи, придерживающиеся культуроцентристского подхода, специфику общества выводили из идей, целей, идеалов, то есть из духовных ценностей, которые, по их мнению, определяют как процесс истории, так и жизнь отдельных индивидов. Эта исследовательская программа начинает формироваться в творчестве Канта, Гегеля, Риккерта, Виндельбанда, развивается в работах Хейзинги, Бахтина и в герменевтике, где общество рассматривается как надындивидуальное образование, специфика которого не позволяет редуцировать его к природным объектам. Общество выступает здесь объектом идеографических наук, описывающих отдельные исторические события с помощью специальных методов.
Сторонники психологического подхода объясняют общество и общественную жизнь спецификой человеческой психики, неосознанными стремлениями, особенностями социальной психологии. Этот подход нашел свое обоснование в исследованиях Тарда, Фрейда, Фромма и других.
В современном обществоведении рассматривается также и марксистская исследовательская программа, в которой общество рассматривается как обусловленный экономическими факторами результат социально-практической деятельности людей, как система социально-политических, идеологических и духовных элементов, порождаемых экономикой и зависимой от них.
Разнообразие исследовательских программ, методологический плюрализм социальной философии свидетельствуют о сложности общества и создают основу эффективного познания социально-культурных процессов.
Специфика познания:
·Во-первых, если в естественных науках какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира, то социальное познание имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и отношений.
·Во-вторых, если действие естественнонаучных законов неизменно, то законы, действующие в обществе, в силу изменчивости социальной жизни, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных и универсальных зависимостей.
·В-третьих, особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
·В-четвертых, если в естественных науках используются жесткие познавательные процедуры, то в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
·В-пятых, поскольку общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания, социальное познание выступает как самопознание.
·В-шестых, социальные теории в отличие от естественнонаучных подлежат нравственной оценке.
53. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
унитарно-стадиальный,
поскольку представляет всемирную историю в виде последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций - это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил:
· Первобытнообщинная
· Рабовладельческая
· Феодальная буржуазная
· Коммунистическая
Черты формационного подхода к изучению истории:
• ЗАКОНОМЕРНЫЙ (в его основе лежат законы развития и смены формаций)
• МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ (определяющими в конечном счёте полагает экономические факторы)
• УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (большинство или все народы в своём развитии проходят через выделенные формации)
• СТАДИАЛЬНЫЙ (каждая формация – стадия в историческом развитии человечества)
• ПРОГРЕССИВНЫЙ (каждая последующая формация выше, сложнее, развитее предшествующей)
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД:
• История не единый и однонаправленный процесс, он распадается на множество независимых, изолированных, равноценных по значимости путей развития цивилизаций
• Уникальность, своеобразие исторического пути различных обществ, существовавших в прошлом и существующих в современном мире
• Многообразие факторов, определяющих своеобразие этого исторического пути
• Условие познания истории – изучение неповторимости истории каждого народа