Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы
"Бритва Оккама" отражает содержание | "не следует умножать сущности сверх необходимого" |
принципа ... | | "нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие" |
| | "возлюби ближнего своего, как самого себя" |
| | "все сущее есть благо" |
"Воля к власти, влечение всего живого к | А. Шопенгауэр |
самоутверждению есть основа жизни", - | Ф.Ницше |
утверждал ... | | О. Конт |
| | К. Маркс |
"Естественное состояние", по Т. Гоббсу, - это ... | равновесие любви и ненависти |
| | примирение с действительностью |
| | война всех против всех |
| | любовь к ближнему |
"Осевое время", охватывающее период между | переходом от модерна к постмодерну |
300 и 200 гг. до Н.э., является, по мнению К. | моментом начала распада общечеловеческой |
Ясперса, ... | | культуры на культуры локальные |
| | началом единой мировой истории человечества |
| | началом антропогенеза |
"Рыцарем свободного духа" называл себя ... | Ф.М. Достоевский |
| | Л.Н. Толстой |
| | В.С. Соловьев |
| | Н.А. Бердяев |
"Цель оправдывает средства", - считают | аскетизма |
представители ... | | гедонизма |
| | провиденциализма |
| | прагматизма |
Аксиология - это учение о ... | | познании |
| | смыслах |
| | ценностях |
| | бытии |
Античная философия зародилась в городах | Риме |
Ионии (побережье Малой Азии) и Южной | Афинах |
Италии, а своего расцвета достигла в ... | Спарте |
| | Дельфах |
Античный философ связал | | Парменид |
добродетель со знанием, создав концепцию | Аристотель |
этического интеллектуализма. | | Сократ |
| | Платон |
Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ. в | моделирования |
научном познании стал широко | | конструирования |
использоваться метод ... | | проектирования |
| | эксперимента |
Бытие как объективная реальность | "субстрат" |
обозначается термином ... | | "сознание" |
| | "материя" |
| | " субстанция" |
В западноевропейской философии первым | Сократ |
философом, поставившим в центр своих | И. Кант |
размышлений человека, был ... | | Ф. Аквинский |
| | Августин |
В основе натурфилософии Возрождения | деизм |
лежит ... | солипсизм |
| пантеизм |
| теизм |
В творчестве Канта выделяются периоды | логический и практический |
| докритический и критический |
| идеалистический и материалистический |
| метафизический и диалектический |
Важнейшей производительной силой любого | человек |
общества является ... | право |
| идеология |
| коллектив |
Вопрос об отношении знания к объективной | форме познания |
реальности есть вопрос о(об) ... | уровнях познания |
| средствах познания |
| истине |
Вопросы философии политики в период | Галилео Галилеем |
Возрождения разрабатывались ... | Николо Макиавелли |
| Леонардо да Винчи |
| Николаем Коперником |
Всё то, что возникло естественным путем, | обществом |
называется ... | ноосферой |
| биосферой |
| природой |
Выдающаяся личность - это человек, | обладает харизмой |
который ... | оказал влияние на ход истории |
| широко известен |
| обладает сильной волей и залом |
Выдающимся представителем этапа | Р.Бэкон |
патристики является ... | У. Оккам |
| Ф. Аквинский |
| Августин Аврелий |
Главной целью Реформации XVI в. | сближение католической и православной |
являлось( -ась) ... | церкви |
| преобразование католической церкви |
| реформация православной церковной власти |
| распространение идеологии католической |
| церкви |
Глобальные проблемы наиболее четко | концеХIХв. |
проявили себя в(во ) ... | XVIIIB. |
| начале ХХ в. |
| второй половине ХХ в. |
Греческие слова phileo - "любовь" и sophia- | эклектика |
"мудрость" дали начало термину ... | софистка |
| философия |
| гемофилия |
Деление философов на эмпириков и | Нового времени |
рационалистов типично для эпохи ... | Средневековья |
| Античности |
| Новейшего времени |
Для разрешения глобальных проблем | изменить потребительское отношение |
необходимо ... | человека к природе |
| унифицировать национальные культуры |
| снизить темп научно-технического процесса |
| прекратить исследование космоса |
Для разрешения глобальных проблем | унифицировать национальные культуры |
необходимо ... | изменить потребительское отношение |
| человека к природе |
| прекратить исследование космоса |
| снизить темп научно-технического процесс а |
Для того чтобы преодолеть глобальный | кризис необходимо прежде всего ... |
экологический | изменить потребительское отношение |
| человечества к природе |
| активизировать исследование космоса |
| разработать международный |
| экологический кодекс |
| снизить темпы научно-технического процесса |
Для эпохи Возрождения характерен ... | культуроцентризм |
| антропоцентризм |
| природоцентризм |
| теоцентризм |
До середины XIX века царило общее | вид искусства |
убеждение, что философия- ... | царица наук |
| служанка религии |
| бесполезная мудрость |
Договорную теорию происхождения | Т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо |
государства из разума и опыта людей, а не из | К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Легаш |
теологии разрабатывали такие мыслители | Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах |
Нового времени, как ... | Сократ, Платон. Аристотель |
Знание, не подтверждённое на данный | относительным |
момент практикой, либо недостаточно | заблуждением |
обоснованное логически, называется ... | ошибочным |
| гипотетическим |
Знание, соединённое с верой в него, есть ... | идеология |
| мнение |
| рассуждение |
| убеждение |
Идеи свободы, приоритета индивидуального | структурализма |
бытия над социальным характерны для ... | экзистенциализма |
| марксизма |
| позитивизма |
Идея самопроизвольного и спонтанного | гипотезы панспермии |
зарождения жизни характерна для ... | теории эволюционизма |
| мифологии |
| креационизма |
Истинное бытие, по Платону, есть ... | мир эйдосов |
| разум человека |
| Космос |
| человеческое существование |
Истолкование сознания как свойства | материализма. |
высокоорганизованной материи, высшей | вульгарного |
формы отражения мира, продукта эволюции | метафизического |
природы, | диалектического |
человека и общества характерно | наивного |
для | |
Исторический материализм считает | уровень развития производительных сил |
основным критерием общественного | общества |
прогресса ... | развитие научного знания |
| наличие правового государства |
| духовное развитие человека |
К глобальным экологическим проблемам | международная преступность |
относится ... | | угроза распространения ВИЧ -инфекции |
| | преодоление контраста в развитии разных |
| | стран |
| | современный энергетический кризис |
К существу научной революции не | исследование истории предмета |
относится ... | | создание новых методов исследования |
| | создание новых исследовательских про грамм |
| | построение новых теоретических концепций |
Как закономерный процесс освобождения | Гегель |
человека, осознание им собственной свободы | Аристотель |
понимал историю ... | | Ф. Аквинский |
| | Д. Вико |
Качество предмета, с точки зрения | то, что можно измерить |
диалектики есть ... | | система необходимых свойств предмета |
| | внешние признаки предмета |
| | то, что никогда не изменяется в предмете |
Классическое определение истины как | Гегелем |
суждения или отрицания- соответствующего | Аристотелем |
действительности, впервые было дано ... | Тертуллианом |
| | Марксом |
Конвенционализм понимает истину как ... | непротиворечивое, самосогласованное знание |
| | знание, полезное для человека |
| | соглашение ученых по выбору наиболее |
| | целесообразной и удобной в использовании |
| | научной теории |
| | соответствие знания объективной реальности |
Концепции научных революций как смены | Ж. Лиотар и Ж. Деррида |
парадигм или научно-исследовательских | Г. Гадамер и М. Хайдеггер |
программ разработали ... | Т. Кун и и. Лакатос |
| | К. Ясперс и А. Тойнби |
Концепция, утверждающая, что историю | прагматизмом |
творит | | радикализмом |
привилегированное | меньшинство, | либерализмом |
называется ... | | теорией элиты |
Кризис современной культуры в первую | обострением социальных противоречий |
очередь связан с ... | | изменениями в сфере коммуникации |
| | необходимостью борьбы с мировым |
| | терроризмом |
| | угрозой мировой войны |
Материалистическую позицию в | В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский |
отечественной философии XIX - ХХ вв. | Н. Бердяев. В. Розанов, С. Франк |
представляют. | | Н. Трубецкой, Г. Флоровский, В. Ильин |
| | А. Герцен, В. Белинский, Д. Писарев |
Метод мышления, характеризующийся | реалистическим |
односторонностью, абстрактностью, | метафизическим |
стремлением абсолютизировать отдельные | диалектическим |
моменты в составе целого, называется ... | прагматическим |
Модель реальности, в которой создаётся | актуальной |
эффект присутствия в ней человека, | субъективной |
называется ... | | виртуальной |
| | объективной |
Направление современной западной | структурализмом |
философии, обосновывающее понимание как | персонализмом |
метод познания, называется ... | герменевтикой |
| номинализмом |
Научный метод, сформулированный К | фальсификации |
Поппером, называется принципом ... | несоизмеримости |
| верификации |
| историзма |
Необходимым и предварительным условием | освоение ресурсов Мирового океана |
решения всех глобальных проблем является ... | предотвращение III-й мировой войны |
| преодоление распространения опасных |
| болезней |
| регулирование темпов роста народонаселения |
Общим для философии, наряду с другими | реализуемые функции |
формами мировоззрения, является (-ются) ... | средства отображения предмета |
| способы описания предмета |
| предмет |
Объектом гуманитарного знания является(- | явления природы |
ются) ... | медицина и врачевание |
| духовный мир человека |
| материальное производство |
Объектом философии является ... | человек |
| бытие в целом |
| природа |
| общество |
Одной из школ древнекитайской философии | джайнизм |
является ... | локаята |
| даосизм |
| буддизм |
Онтологией в философии называется учение | законах мышления |
о ... | морали и нравственности |
| Боге |
| бытии |
Оперирование конкретно-чувственными и | ощущение |
понятийными образами есть ... | интуиция |
| мышление |
| эмоциональное переживание |
Особенностью средневекового стиля | теоцентризм |
мышления является ... | космизм |
| деизм |
| антропоцентризм |
Относительно независимое от природы | техносферой |
духовно-материальное образование, | обществом |
порождённое разнообразными формами | расой |
совместной деятельности людей, называют ... | формацией |
Относительно связи движения и развития | "не всегда развитие есть движение" |
верным является суждение, что ... | "не всякое движение является развитием" |
| "движение и развитие не связаны друг с |
| другом" |
| "движение тождественно развитию" |
Оценка информации как истинной без | знанием |
достаточных логических и фактических | верой |
обоснований называется ... | восприятием |
| обманом |
Первоначало, первопричина и носитель всего | субстанция |
существующего - это ... | | элементарные частицы |
| | | природа |
| | | Вселенная |
Первый греческий и вместе с тем первый | Фалес |
европейский философ - ... | | Ксенофан |
| | | Платон |
| | | Зенон Элейский |
Первым теоретиком диалектического | А.И. Герцен |
материализма в России бьш ... | П.А. Флоренский |
| | | П. Я. Чаадаев |
| | | Г.В. Плеханов |
Первыми материалистами в истории | П. Гольбах, Ж.О. де Ламетри, КА. Гельвеций |
европейской философии считаются ... | Демокрит-Левкипп, Эпикур |
| | | К Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин |
| | | И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель |
Переход от классической к неклассической | XIV-XVBB. |
картине | | | XIX-XX вв. |
мира начался на рубеже ... | | ХП-ХШвв |
| | | XVI-XVIIBB |
По мнению сторонников …, | научно- | этического нигилизма. |
технический процесс способствует росту | либерализма |
| | | догматизма |
| | | сциентизма |
| | | антисциентизма |
По мнению … | , "человеку массы" | Ф. Энгельса |
противостоит "сверхчеловек". | Ф.Ницше |
| | | В.И. Ленина |
| | | Х. Ортеги-и-Гассета |
По мнению … | , главным | метафизиков |
средством познания мира является разум. | интуитивистов |
| | | рационалистов |
| | | интеллектуалов |
Поворот от классической философии к | Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц |
философии неклассической связан с такими | И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И. Фихте |
именами, как ... | | | Ф.М.А. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций |
| | | А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше |
Под коэволюцией понимается ... | совместное взаимосогласованное развитие |
| | | природы и человека |
| | | совместное развитие Востока и Запада |
| | | взаимодействие индивида и общества |
| | | современная теория эволюция |
Под эсхатологией понимается ... | христианское учение о конце истории |
| | | учение о сознании |
| | | зрение о будущем социальном порядке |
| | | философское учение о первоначалах мира |
Понимание всякого действия человека как | нигилизм |
предопределённого заранее есть ... | прагматизм |
| | | волюнтаризм |
| | | фатализм |
Понимание природы как поля приложения | Средних веков |
физических и интеллектуальных сил человека | Нового времени |
характерно для философии ... | Античности |
| | | Немецкой классической философии |
Понятие | обозначает источник | "субстрат" |
единства и многообразия бытия, основу | "субстанция" |
мироздания. | | "абстракция" |
| | "акциденция" |
Предметом философии является (-ются) ... | физическая реальность |
| | доводы разума, исходящие из |
| | интеллектуальной интуиции |
| | всеобщее в системе "мир - человек" |
| | положения Священного писания |
Представления человека о добре и зле, | морали |
счастье, долге и т.п. воплощаются в нормах ... | права |
| | науки |
| | политики |
Применив материалистическую философию к | естественнонаучного |
области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс | исторического |
явились создателями | метафизического |
материализма | вульгарного |
Проблема голода и нищеты в отсталых | относится к проблеме международного |
странах ... | | терроризма |
| | относится к группе проблем |
| | межгосударственного характера |
| | относится к экологическим проблемам |
| | вообще не является глобальной проблемой |
Проблема смысла и значения жизни и смерти | Аристотеля |
была одной из центральных в философии ... | К. Маркса |
| | А. Шопенгауэра |
| | Р. Декарта |
Пространство и время рассматриваются в | эмпириокритицизма |
качестве форм чеповеческого созерцания с | объективного материализма |
позиции ... | | субъективного идеализма |
| | диалектического материализма |
Протяжённость, трёхмерность, изотропность, | движения |
обратимость считаются свойствами ... | пространства |
| | мышления |
| | времени |
Разрабатывая новые стратегии отношений | информационную |
человека и природы в современных условиях, | практическую |
философия | | критическую |
выполняет | функцию. | эвристическую |
Решающую роль техники в общественном | провиденциализма |
развитии признают сторонники ... | демографического детерминизма |
| | технологического детерминизма |
| | географического детерминизма |
Роль философии в научном познании связана | уточнением абстрактных понятий |
с ... | | разработкой методологии познания |
| | утверждением альтернативного способа |
| | мировосприятия |
| | разработкой умозрительных схем |
Русская идея, с точки зрения В. Соловьева, - | превосходства русской нации |
это идея ... | | независимости и самодостаточности России |
| | национального предназначения, |
| | определенного Богом |
| | мировой гегемонии |
С точки зрения философии, развитие ... | характерно только для материальных систем |
| наблюдается только в живых системах |
| присуще природе, обществу и сознанию |
| характерно только для социума |
Сведение высших форм движения к низшим | механицизму |
ведет к ... | солипсизму |
| абстракционизму |
| нигилизму |
Систематическое философское исследование | эпоху Возрождения |
феномена техники началось в ... | Античности |
| конце XIX - начале ХХ вв |
| эпоху Просвещения |
Системно-рационализированное | рефлексией |
мировоззрение называют ... | философией |
| искусством |
| религией |
Слово "культура" в переводе с ___ языка | английского |
означает "возделывание", "обработка земли". | немецкого |
| латинского |
| греческого |
Смысл жизни человека, согласно | совершении героических поступков |
эвдемонизму, состоит в ... | борьбе с тиранией |
| свободе от телесных страданий и |
| душевных тревог |
| служении Богу |
Современный этап в развитии культуры | созданием глобальной коммуникационной |
характеризуется ... | сети |
| отсутствием опоры на традиции |
| медленными темпами смены систем |
| ценностей |
| расцветом локальных культур |
Согласно материалистической позиции, | изотропность |
характерной чертой времени является ... | протяженность |
| необратимость |
| трехмерность |
Согласно современным научным | Америка |
представлениям, прародиной человека | Африка |
является ... | Австралия |
| Азия |
Согласно субстанциальной концепции, | является психологическим переживанием |
время ... | человеком реальных процессов |
| зависит от отношений между материальными |
| объектами |
| является самостоятельной, ни от чего не |
| зависящей сущностью |
| зависит от человеческого существования |
Согласно теизму материя сотворена, а потому | субстратом |
не является ... | субстанцией |
| интенцией |
| модусом |
Согласно Ф. Аквинскому, бытие и | совпадают в человеке |
сущность ... | совпадают в природных явлениях |
| совпадают в Боге |
| никогда не совпадают |
Согласно … | , мышление и бытие | пантеизму |
являются независимыми друг от друга | дуализму |
субстанциями. | | материализму |
| | идеализму |
Создателем знаменитой "Утопии", | Т.Мор |
описывающей идеальное общество будущего, | Н. Кузанский |
является ... | | П. Абеляр |
| | Н. Макиавелли |
Способ логического рассуждения от | моделированием |
единичных утверждений к положениям, | дедукцией |
носящим более общий характер, называется ... | аналогией |
| | индукцией |
Способ непосредственного постижения | представление |
истины без обоснования с помощью | интуиция |
доказательств есть ... | мышление |
| | эмоция |
Сторонников позиции, согласно которой | апологетами |
человек познает только явления, но не | агностиками |
сущности вещей, называют ... | гностиками |
| | догматиками |
Существенное различие явлений в рамках | взаимодействием |
общего для них тождества называется ... | противоречием |
| | взаимопритяжением |
| | антипатией |
Сценарий "столкновения цивилизаций" в ХХI | О. Шпенглером |
веке был выдвинут ... | С. Хантингтоном |
| | Н. Данилевским |
| | П. Сорокиным |
Теоретический характер анализа всеобщих | мифологии |
связей в системе "человек - мир" является | религии |
отличительной особенностью ... | науки |
| | философии |
Теоретическим ядром, сердцевиной духовной | философию |
культуры человека и общества называют ... | мифологию |
| | науку |
| | искусство |
Учение о сложноорганизованных системах, | кибернетикой |
по-новому рассматривающее процессы | синергетикой |
развития, называется ... | диалектикой |
| | информатикой |
Учение о сотворении мира Богом из Ничего | креационизмом |
называется ... | | провиденциализмом |
| | томизмом |
| | индетерминизмом |
Учитывая остроту глобального | детерминизма |
экологического кризиса, человечество | дополнительности |
способно выжить лишь в условиях освоения | коэволюции |
принципа совместного и согласованного | эволюции |
существования общества и природы, то есть | |
принципа ... | | |
Философ русского зарубежья, автор | АФ. Лосев |
исследования "О сопротивлении злу силой",- … | С.Л. Франк |
И. А. Ильин |
| | П.А Флоренский |
Философия, помогая индивиду обрести | теоретическую |
позитивный и глубинный смысл жизни, | гуманистическую |
ориентироваться в кризисных ситуациях, | методологическую |
реализует свою … | функцию. | критическую |
Философская позиция дуализма выражается в | тождества мышления и бытия |
признании ... | | первичности материи |
| | первичности идеального |
| | мышления и материи независимыми |
| | субстанциями |
Форма научного знания, содержащая | принцип |
предположение и нуждающаяся в | закон |
доказательстве, есть ... | | гипотеза |
| | теория |
Формой рационального познания является | представление |
| | ощущение |
| | восприятие |
| | понятие |
Функция культуры по выработке и | адаптационной |
трансляции ценностей, идеалов и норм | познавательной |
называется ... | | коммуникативной |
| | аксиологической |
Христианство определяет бытие как ... | вечный и неизменный мир |
| | свободный дар Бога |
| | продукт взаимодействия Бога и человека |
| | всё, что существует |
Центральная проблема философии П. Канта - | исследование движущих сил развития |
это ... | | истории |
| | анализ саморазвития абсолютной идеи |
| | нахождение всеобщих и необходимых |
| | оснований познания и гуманистических |
| | ценностей |
| | исследование предельных основ бытия |
Э. Гуссерль является создателем ... | психоанализа |
| | феноменологии |
| | герменевтики |
| | персонализма |
Этическая позиция, связывающая смысл | стоицизма |
жизни с наслаждением, характерна для ... | эвдемонизма |
| | гедонизма |
| | альтруизма |