Глава 9. Чудеса и научные законы
"Божье искусство чудотворения - это не искусство нарушать установленный в мироздании порядок, а искусство вплетать в устоявшийся порядок новые явления" КЛАЙВ ЛЬЮИС
Может ли ученый или кто-либо другой, воспитанный в наш научный век, верить в библейские чудеса (1) ? Живший в XVIII веке философ Давид Юм считал, что чудеса - это нарушение законов природы, а потому пришел к выводу, что чудеса невозможны Тем не менее, слово "чудо" проскальзывает и в наших разговорах В утренней газете написано, что найдено чудодейственное лекарство от рака или что кто-то чудом спасся при пожаре
Библия описывает чудеса Но что это такое? Сверхъестественный случай, нарушивший законы природы или прервавший их действие, как сказал Юм, или необычайное событие, которое раньше приписывали "руке Божьей", а теперь оно получило научное объяснение? А может, чудо - то, что происходит очень редко, или невероятное и непредсказуемое совпадение?
Подобное противопоставление научных законов и чудес происходит из-за недоразумения. Чтобы устранить его, нужно дать четкие определения используемым терминам. Для начала поговорим о том, что такое научный закон и как он описывает действие природных сил. Потом мы узнаем, что Библия называет чудом, и попробуем разглядеть связь между научными законами и чудесами.
Научные законы
Научная терминология
Слова и фразы могут иметь несколько значений. Например, слово "золото" может значить: 1) химический элемент, драгоценный металл желтого цвета; 2) изделия из такого металла, золотые вещи; 3) золотые монеты, деньги; 4) желтый цвет, напоминающий блеск такого металла; 5) кто-то или что-то, отличающийся большими достоинствами; 6) ласковое обращение. Если слово взято вне контекста, то трудно, а порой и невозможно понять, в каком значении оно употреблено. Но стоит прочитать контекст, как все становится ясно. И если кто-то произносит слова: "Вот такие пироги, золото мое", то мы четко понимаем, что он разговаривает не со своей золотой печаткой и не с элементом таблицы Менделеева.
Слово "наука" не имеет такого количества значений, но три-четыре у него все же наберется. Наука - это: 1) сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; 2) одна из форм общественного сознания; 3) деятельность по получению нового знания (например, современный научный метод, развитие которого мы с вами проследили в предыдущих главах) и ее результат - сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира; 4) отдельная отрасль научного знания (например, астрономия, ботаника, химия). О науке написано много книг, но в них может быть не сказано, какое из значений этого слова автор имеет в виду.
Для объяснения природных явлений не существует единого научного метода, единой схемы, по которой можно произвести на свет научную теорию. Мы поговорили о современном научном мировоззрении, особенностью которого является использование математики для связи теории с наблюдением и экспериментом. Теперь поговорим подробнее о цели научных исследований.
Мы уже видели, что аристотелева наука ставила во главу угла четыре причины природных явлений: формальную, вещественную, движущую и окончательную. После исследований Галилея и Ньютона спектр научных изысканий сузился. Теперь наука занимается лишь вещественными и движущими причинами, оставив философии и богословию вопросы о замысле и цели. Сегодня ученые специализируются в определенных областях научного знания - астрономии, физике. Они стараются понять, какие природные силы вызывают то или иное явление, как эти силы действуют. В процессе работы они оперируют научными терминами.
Например, что такое "научный факт"? Каждый день мы делаем сотни наблюдений, но научными из них можно назвать лишь немногие. Рискуя чрезмерно упростить вопрос, скажем так: все наблюдения можно подразделить на общие описания и математические объяснения (1) . Первое - это качественное описание того, что мы пронаблюдали при помощи своих органов чувств - слышали или ощущали. Например, когда пучок белого света проходит через призму, мы видим, что он, на самом деле, состоит из нескольких цветов. Само по себе это наблюдение можно назвать научным фактом, но оно не дает оснований для разработки теории света. Лишь после того, как мы измерим спектры цветов, вычислим волновую длину или угол дифракции, у нас на руках окажутся вычисления, необходимые для того, чтобы дать математическое объяснение этому явлению. Наука пользуется языком математики (измеряет и вычисляет), поэтому ей требуются количественные данные. В области естественно-научных знаний факт определяется как исчисляемое количество. Так как ученый ищет в природе какие-то повторяющиеся закономерности, то исследуемое явление должно происходить с определенной частотой или в результате эксперимента. Науки о жизни и общественные науки используют больше качественных определений, но и в них наблюдается большая тенденция к росту количественных показателей.
Посмотрите, как вскипает жидкость, когда в нее опускают электрический кипятильник. Обычный наблюдатель может рассказать о виденном так: "Я налил воды в стакан и стал нагревать. Через некоторое время вода сильно нагрелась". Перечисленные факты никак не назовешь научными данными. По ним невозможно точно повторить эксперимент, проанализировать его результаты и использовать их для создания, скажем, закона теплообмена. Чтобы иметь хоть какую-то научную ценность, рассказ наблюдателя должен выглядеть примерно так: "Я налил 500 мл воды в литровый стакан из боросиликатного стекла и опустил в него 1000-ваттный электрический нагреватель. В течение пяти минут температура воды увеличилась от 25 до 95С".
Второй отчет наблюдателя является не более правдивым, чем первый: чтобы рассказать, как кипятить воду для кофе, первый ничем не хуже второго. Но все перечисленные выше количественные данные необходимы для того, чтобы высчитать скорость теплоотдачи, теплопроводность стакана и жидкости. Кроме того, на основании этих количественных данных можно вывести общую теорию и составить научный прогноз. Другими словами, с помощью полученной формулы мы сможем описать теплопроводность любой жидкости, а также составить прогноз изменения ее температуры за определенное количество времени (и к тому же узнать, какое количество энергии потребуется, чтобы вскипятить нужное количество воды для кофе).
Вопрос может появиться при наблюдении за повторяющимися природными явлениями или когда возникает несоответствие в рамках общепринятой теории - это начало научного исследования. Инструментарием науки являются понятия о количестве тепла, массы и энергии, которые представляют собой необъяснимые абстракции. Подобные термины помогают организовывать наблюдение и истолковывать его результаты, ставить эксперименты и решать, какие переменные (количества) следует измерять. Ученый не мучается вопросом, что такое сегодня еще измерить, и не бросается измерять все, что ни попадется под руку. Разум ученого - не интеллектуальный пылесос, который затягивает все данные без разбора.
В приведенном выше примере исследователя вовсе не интересовало, какой длины ножки у его стула, сколько весит кипятильник и какова длина термометра. Он изучал проблему теплопередачи, а для этого нужно было измерить объем и температуру воды, мощность нагревателя и время нагрева. Совершенно ясно: ученый не наблюдает "чистые факты". С самого начала он относится к фактам избирательно, выбирает лишь те, которые ориентированы на определенную теорию, ибо подбор и толкование данных зависит от первоначального замысла ученого (2) . Но данные становятся общественным достоянием, их могут использовать и другие ученые, чтобы проверить собственные теории. Связь между теоретическим замыслом и экспериментальным наблюдением порой называется "правилом соответствия" (3) .
Коротко дав определения научным фактам и терминам, поговорим теперь о трех понятиях, знать которые необходимо, когда речь идет о научном методе исследований. Это - гипотеза, закон и теория.
1. Гипотеза. Это зачаточная форма развития научного закона или теории. Гипотеза - предположительное суждение о причинной связи явлений, на основании которой строится эксперимент для ее проверки. Часто гипотезу облекают в форму математической модели, которая рассказывает нам о явлении. Многократная экспериментальная проверка вовсе не имеет целью установить истинность гипотезы (как обычно считают), а лишь решает вопрос о том, можно ли опровергнуть результат эксперимента (4) . Иногда нужна целая человеческая жизнь, чтобы проверить гипотезу в различных условиях, но и после этого ее нельзя считать окончательной. Ученым всегда интересно, правильна ли гипотеза, насколько она соответствует реальности, имеет ли прикладные ограничения.
Проверка гипотезы подобна закладке фундамента дома на мягкой влажной почве. Строители забивают сваи на такую глубину, чтобы фундамент выдержал вес дома. Причем, чем больше вес научной теории, тем тщательнее приходится ее проверять: нужно точно знать, выстоит она или рухнет. Но по прочности теории никогда не дотянуть до фундамента.
Коперник проверял гипотезу о том, что не Земля, а именно Солнце является центром Солнечной системы. Проверив ряд гипотез, Кеплер пришел к выводу, что орбита Марса имеет эллиптическую форму. Первоначально Галилей думал, что скорость падения тела зависит от высоты падения, но потом оказалось, что она зависит от времени падения. Первоначальные вычисления Ньютона, касающиеся его закона всемирного тяготения, показали погрешность равную 15%. Что-то не сходилось. Он отложил всю дальнейшую работу, пока не установил, где ошибка - в самой гипотезе или в данных наблюдений. В каждом случае ученый пытался понять, надежна ли гипотеза, и для этого проверял, соответствует ли она данным.
2. Экспериментальный закон. Термин "закон природы" (или "научный закон") широко распространен, но не имеет точного научного определения. Значение его очень изменялось со временем. Даже сегодня в ученой среде бытует несколько разных определений (5) . Тем не менее, принято считать, что этот термин соответствует целому ряду формулировок.
Научный закон - это существенное повторяющееся отношение между явлениями в природе. На основании этого закона можно объяснять и прогнозировать природные явления, поэтому он должен соответствовать данным наблюдений. Но возьмем, к примеру, закон о том, что температура кипения жидкости повышается по мере увеличения атмосферного давления. Законы порой касаются таких материй, которые невозможно пронаблюдать визуально. Поэтому когда процесс нагревания воды объясняют ускорением движения молекул воды, то наблюдение в этом случае решающей роли не играет: движение молекул невозможно пронаблюдать невооруженным глазом.
Первый тип закона можно назвать экспериментальным законом, а второй - теоретическим (или, проще говоря, теорией), потому что такие тела, как молекулы, невозможно пронаблюдать, и экспериментов с ними провести нельзя. Я не говорю, что теория строится лишь на домыслах и недоказуемых предположениях. "Невелика разница!" - скажете вы, но эта разница не меньше, чем различие между лицом и затылком, хотя между ними и не существует четкой границы. Невозможно дать точный критерий, который отделил бы закон от теории, но можно четко определить черты того и другого.
Закон основывается на экспериментальных данных и данных наблюдений, но рамки его действия ограничены. В качестве примера можно привести законы планетного движения Кеплера и закон ускорения свободного падения Галилея. Научные законы можно облечь в форму уравнения или графика или дать им устное количественное определение. Они описывают часто повторяющиеся в природе явления и объясняют большое количество данных наблюдений. "Экспериментальный закон" охватывает не только непосредственные данные, полученные при проведении экспериментов, рассказывает об устойчивых отношениях между явлениями. Например, Кеплер вычислил эллиптическую орбиту, основываясь на наблюдениях за Марсом. Тем не менее, закон этот распространяется и на движение других планет.
Законы непосредственно основываются на экспериментальных данных, поэтому в любой момент их можно проверить. Они не только описывают реально существующее явление, но и прогнозируют результат для определенного набора условий. Таким образом, они помогают в создании техники, дают возможность использовать науку в практических целях.
Наконец, экспериментальные законы обладают большой устойчивостью. Даже будучи включенным в теорию, закон сохраняет свое частное значение, остается в относительной независимости от самой теории. Он строится на наблюдениях, а потому может пережить ту или иную теорию и найти прибежище в новой, которая придет на смену предыдущей. Например, законы механики Ньютона до сих пор действуют в большинстве областей физики, в то время как его теория или модель вселенной уступила место совершенно иной современной модели.
3. Теория. Научная теория - это более чем индуктивное обобщение, основанное на данных наблюдений. Теории порой называют "созданиями вольного разума", хотя и их подсказывают авторам наблюдения. Так, открытие Ньютоном закона всемирного тяготения является ярким примером того, что открытие - "сотворение чего-то нового путем пересмотра известных понятий" (6) .
Теория может быть очень полезной несмотря на то, что подтверждается лишь косвенными свидетельствами. Ее могут принять, потому что она лучше, чем предыдущие, объясняет связь между известными данными. Пример тому - теория Коперника о гелиоцентрической системе. Эта теория была подтверждена данными наблюдений лишь в середине XIX века.
Закон имеет четкую формулировку, а теория - это система, состоящая из нескольких связанных между собой формулировок, более общих по своему характеру. Выдающиеся научные теории включают большой спектр экспериментальных законов и обобщают широкий круг различных материй. Теория показывает соотношение между схемой явления и законами, строя модель (зачастую, математическую), которая объяснила бы суть экспериментальных данных.
Как можно оценить теорию? Альберт Эйнштейн предложил два критерия: "внешняя достоверность" и "внутреннее совершенство" (7) . Первый - это "проверка теоретической обоснованности посредством наличных вещественных экспериментальных данных". Теории не должны противоречить эмпирическим данным. Это принцип дисконфирмации, или "проверки на ложность", а вовсе не верификации. Второй критерий касается "естественности или логической простоты" основной посылки теории (основных фактов и логических отношений между ними). По закону "единства и экономии доводов" выбор падает на теорию с "простейшим основанием" (с точки зрения логики). Эйнштейн говорил и еще об одном важном процессе: группы ученых, образующих ученое сообщество, должны прийти к консенсусу относительно степени внешней достоверности и внутреннего совершенства закона (см. главу 13).
Существуют еще два критерия, по которым принимают или отвергают теорию: первый - ее широта, а второй - способность к прогнозированию. Как было отмечено выше, теория должна отражать широкий круг явлений. Кроме того, достоверная теория должна быть простой и логичной. Если две теории равноценны по всем остальным показателям, то принимается наиболее простая из них. И, наконец, теория должна прогнозировать наблюдаемый результат эксперимента еще до его постановки.
Научные теории предлагают определенный взгляд на материальный мир, который есть нечто большее, чем просто описание его механизмов. При создании теории предпринимается попытка дать математическое объяснение закономерностям и связям между объектами действительности.
Статус научных теорий
Ньютоновская идея механистической вселенной преобладала в научной мысли XVIII и XIX веков. Его наука даже дала начало особой философии - философии Ньютона, которая долго господствовала на Западе. Шло время, а философы-детерминисты и материалисты превращали новую науку в метафизику, в которой не было места Богу. Во Франции философы УЧИЛИ: система Ньютона показала, что действительность - это лишь огромный механизм, а человек (его душа и тело) - неотъемлемый элемент этого механизма. В свете этой философии гораздо проще будет понять разросшийся в XIX веке конфликт между христианством и наукой. Вовсе не сама наука, а волк антихристианской философии в научной шкуре старался опровергнуть библейское учение. Стороны, принимавшие участие в деле Галилея, теперь поменялись ролями: натурфилософия использовала научные институты для того, чтобы вызвать богословие на суд инквизиции.
В XIX веке наука стала считаться абсолютным знанием выводы которого окончательны и непогрешимы. Один известный физик страдал от того, что существует лишь одна вселенная, да и ее механизм уже объяснил Ньютон. Подобная самоуверенность была поколеблена определенными изменениями в науке и философии, происшедшими в начале двадцатого столетия. Следующие десятилетия заставили пересмотреть статус научных теорий (8) . Реализм продолжал господствовать в определенных научных кругах, у него появился соперник - инструментализм. Совсем недавно возник и промежуточный взгляд - критический реализм.
1. Реализм. Вслед за открытиями Ньютона вселенная стала считаться гигантским механизмом, который благодаря встроенным законам механики действует безотказно и предсказуемо. Роберт Бойль уподобил его "Страсбургским часам" огромных размеров. Абсолютизация ньютоновской механики дала, как тогда считали, истинную и окончательную картину мира -"реалистическую": считалось, что теории дают правдивое описание истинной сути мира. Например, когда на лабораторных занятиях показывали модель атома, составляя ее из шариков для игры в пинг-понг, то при этом свято верили, что нейтроны и электроны именно так и выглядят, именно так себя и ведут -вот только размером они поменьше. В 1922 году в трактате по химии было написано, что эксперименты почти доказали "реальное существование материального, осязаемого атома".
2. Инструментализм. В 1890-х годах у реалистического взгляда появился соперник - инструментализм (или "операционизм"), хотя широкий круг приверженцев этой философии образовался лишь в начале XX века (9) . Согласно этой философии, научная теория не является истинным суждением о естестве мира. Скорее, она - инструмент (подобно взаимной договоренности или определению), который просто помогает сопоставить данные и спрогнозировать явления: "То, что мы называли законами природы, - это всего лишь законы нашего метода изображения природы" (10) .
Чем является электрон для инструменталиста? Конечно же, это не шарик для пинг-понга, как для реалиста. Электрон - это просто полезный для науки термин, обозначающий что-то, действие чего мы измеряем. Если предположить, что скрытые от глаза электроны движутся в черном ящике, то с помощью определенных инструментов мы все равно сможем измерить входную и выходную мощность этого ящика. Закон же, который мы формулируем, ничего не рассказывает о том, что происходит в ящике на самом деле. Да об этом и не надо ничего говорить, ибо в цели науки не входят истины или реальности. Зачем же нам электроны без уравнений, описывающих их поведение?
3. Критический реализм. Между реализмом и инструментализмом стоит критический реализм. Эта философия считает научную теорию моделью, которая является как бы аналогией или метафорой: она не дает натуралистического описания, но сообщает кое-что о реальности. Модель дает неполный взгляд на систему, выделяя определенные, наиболее интересные ее черты с тем, чтобы их было легче понять и проще изучить. При построении модели (обычно математической или логической) отталкиваются от действия природных сил, а потому она несет определенную информацию о них. Другими словами, то, что наука называет электроном, реально существует (взгляд, противоположный инструментализму), но наука не говорит нам, что же такое электрон на самом деле (в противовес реализму).
Во многих отношениях научная теория похожа на карту (11) . Для описания одной территории существует несколько разных карт - карта автомобильных дорог, топографическая карта, демографическая карта. Каждая из них рассказывает нам что-то о данной области, хотя и не является точным и полным ее описанием. Например, на карте автомобильных дорог дороги отмечены красным цветом, хотя на самом деле они вовсе не красные. Города на карте могут быть помечены желтыми кружочками, хотя на самом деле они не желтые и н круглые. Карта - это не сама местность, но она тесно привязана к местности, и потому мы узнаем по ней об определенных свойствах местности. Проще говоря, она помогает нам не заблудиться!
О чем бы мы ни говорили - о модели или о карте, - подобное восприятие научных теорий очень полезно. Этот взгляд сейчас почти полностью вытеснил реализм и более поздний инструментализм. Давая неполные представления о действительности, научная теория все же удовлетворяет наше желание познавать мир. Критический реализм признает, что научный язык - язык символов и абстракций, но с его помощью можно на основании экспериментальных данных и наблюдений описывать реалии природы (12) .
Подведем итог: научная теория предлагает лишь один из возможных взглядов на материальный мир. Она дает нам частичное представление о силах природы, помогая взглянуть на них через очки математики, позволяющие обнаружить механизмы действия природных сил.
Научные отчеты очень часто носят абстрактный характер, обрисовывая явление вовсе не таким, каким оно кажется нашим органам чувств. Например, мы можем описать закат: красное солнце спускается к горизонту. Ученый же скажет нам, что мы глубоко ошибаемся. Во-первых, Солнце не красное. Свет его на самом деле белый, хотя часть лучей определенной волновой длины, проходя сквозь атмосферу Земли, рассеивается, поэтому Солнце и кажется красным... Во-вторых, движется не Солнце, а Земля, вращаясь вокруг своей оси. В-третьих, Солнце находится вовсе не там, где нам кажется. Если учесть, сколько времени понадобилось солнечным лучам, чтобы достичь Земли, то следует сказать, что Солнце было там, где мы его сейчас видим, восемь минут назад. Сегодня мы целиком и полностью соглашаемся с этим научным восприятием мира, хотя оно и находится в полном про' тиворечии с нашими ощущениями. Поэтому Коперник боялся, что его засмеют, когда он всем расскажет, что Земля вращается вокруг своей оси и движется вокруг Солнца: ведь каж-дый сам прекрасно видит, что движется именно Солнце!
И, наконец, научные теории носят временный, а не постоянный характер. Другими словами, научная теория - это оптимальное на данный момент объяснение, которое мы будем использовать в работе, пока не найдем лучшего. Всякую теорию можно пересмотреть или заменить. Тем не менее, научное знание накапливается постепенно. Хотя теория и не постоянна, она может сохраниться в пересмотренном виде или же остаться верной в отношении более ограниченного круга явлений. Всякая новая теория какую-то часть берет из существовавших до нее.
Чудеса
Сотворение мира и Провидение
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Библия начинается с простого, но очень глубокого утверждения: существование вселенной целиком зависит от Бога. Большая часть современных споров о главе 1 книги Бытия сосредоточилась вокруг хронологической последовательности сотворения мира - когда и как в далеком прошлом возник мир? Но библейское учение о сотворении мира не ограничивается одной этой главой. В Новом Завете написано, что Бог говорил в Сыне, "...чрез Которого и веки сотворил...", и Он держит все "словом силы Своей" (Евр. 1:2-3). По Библии бытие Вселенной - ее прошлое, настоящее и будущее - зависит от Божьего провидения.
Какова связь между Богом и миром? Если правильно ответить на этот вопрос, то станет понятно, в каком отношении между собой находятся чудеса и научные законы. Но сначала снова обратимся к Аристотелю.
Подобно другим древнегреческим мыслителям, Аристотель считал вселенную нетварной, а потому вечно существующей. Он признавал два важнейших качества природы: она разумна и является живым организмом. Аристотель писал: "Природа все творит с определенной целью" (13) . Его Перводвигатель был не движущей причиной (творцом), а лишь окончательной причиной, связанной с целью. Ничто не движется само по себе. Все движется под воздействием другого предмета Именно поэтому и был необходим Перводвигатель, находящийся вне космоса.
Библейское учение не преумаляет значение природы и не призывает поклоняться ей, как это делали окружающие Израиль языческие народы. В главе 1 книги Бытия ясно сказано, что лишь Бог обладает божественной сущностью. Солнце и Луна (которые считаются верховными богами у некоторых народов) служат человечеству. "Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад" (Пс. 103:19). После сотворения вселенной Бог не покинул ее, не оставил во власти "встроенных законов природы". Библия учит, что Бог-Творец постоянно хранит вселенную и обновляет ее (14) . В еврейском тексте, где говорится о сотворении мира Богом, использованы причастия несовершенного вида, которые показывают: данное Лицо безостановочно занимается творчеством. (Русский перевод, как и переводы на многие другие языки, не отражает этой мысли. На подобном неточном переводе основываются теории современных западных деистов, которые считают, что творческий труд Бога закончен) (15) . Вот что говорит Исайя о том процессе, который мы называем сотворением мира и Божьим провидением:
"Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней" (Ис. 42:5).
В Новом Завете апостол Павел говорит о Христе: "И Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1:17). Библия утверждает, что существование всего тварного мира (одушевленного и неодушевленного) целиком и полностью зависит от воли и деянии Бога. "Независимая природа" - концепция не библейская.
Говоря о библейском языке, которым описана непрерывная творческая деятельность Бога, нужно четко и правильно ставить вопросы "Кто?" и "Что?", с одной стороны, и "Как?" - с другой. Священнописатели ясно показывают "Кто" и "что" творит, но их мало интересует вопрос "Как?". Он это делает и все, т.е. их мало интересуют механизмы явлений, их научное объяснение. Их цель - показать объект поклонения, а не пробудить у читателя научный интерес. "Возводит облака от края земли, Творит молнии при дожде, Изводит ветер из хранилищ Своих. Дом Израилев! благословите Господа.
Дом Ааронов! благословите Господа" (Пс. 134:7, 19). Не забывает Бог о животных и растениях (16) : "Ты произращаешь траву для скота, И зелень на пользу человека, Чтобы произвесть из земли пищу... Львы рыкают о добыче
И просят у Бога пищу себе... Все они от Тебя ожидают,
Чтобы Ты дал им пищу их в свое время... Отнимешь дух их - умирают,
И в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой - созидаются, И Ты обновляешь лице земли. Благослови, душа моя, Господа!" (Пс. 103:14-35). Иисус тоже говорил, что Бог не оставляет Своим вниманием и заботой природу: "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их" (Мф. 6:26).
Библейский рассказ о том, как Бог заботится о Своих созданиях был доступен и понятен множеству людей разных поколений, живших во всех частях света. Ученые наблюдают, экспериментируют и теоретизируют, чтобы объяснить механизм действия природных явлений. Много работы у астрономов, метеорологов, зоологов, ботаников, агрономов... Но суть очень хорошо подметил Дональд Маккей, специалист по информатике:
"Читая Библию, я не вижу, чтобы там было сказано, будто наша зависимость от Бога имеет какие-то научно регистрируемые проявления в прошлом или настоящем... Сама мысль о Божьем Провидении, о том, что в мире есть что-то "чего наука объяснить не может", - это поп sequitur. Обнаруженные нами законы природы - это вовсе не альтернатива Божьему Промыслу, а лишь систематизация Божьих деяний в их обычных проявлениях" (17) .
Мы уже говорили о том, как приблизительно в 1250 году Фома Аквинский смог остановить волну древнегреческой философии, захлестнувшую западные университеты. Его труд "Сумма теологии" - гениальный синтез натурфилософии Аристотеля и христианского богословия. В вопросах природы библейское мировоззрение тоже было "наложено" на концепции Аристотеля: Аквинат свято верил, что Творец продолжает Свой труд в мире, царя в природе, держа ее в руке Своей. Верил он и в чудеса, но всегда проводил грань между разумом и верой - "природным" и "надприродным".
Сначала Аквинат обращался к разуму (говоря об общем откровении) и объяснял, насколько возможно, устройство материального мира. После этого взывал к вере: только верой можно было принять такие догмы, как учение о сотворении мира, Святой Троице, Боговоплощении. Согласно учению Аквината, Бог дал порядок природе, но время от времени нарушает его, производя "надприродное" действие, т.е. чудо. Изучение природы (той ее области, где чудеса обычно не происходят) необходимо прежде всего для того, чтобы мы смогли разглядеть "надприродное" действие, которое исходит только от Бога.
Размышления Фомы Аквинского помогли выработать концепцию "Бога непознанного", которая стала особенно популярной в последующие века. Сохранилась она и сегодня. Наука все больше и больше узнает о природе, а потому Богу все меньше и меньше нужно объяснять Свои деяния: теперь Его деятельность сводится лишь к узкому кругу проявлений, составляющих не познанные нами явления. Эта концепция превратила Бога - "основателя и руководителя организации" - в "частично занятого", который в перспективе займет место в рядах безработных. Те, кто проводят различие между природным и надприродным так, как это делал Аквинат, сами часто не понимают, что низводят Бога до положения искусного ремесленника, которого поставили контролером на поточную линию, а в перспективе собираются заменить роботом.
Во времена Аквината природу считали ступенчатой иерархичной структурой: Земля находилась в центре вселенной, ее окружали небесные сферы, по которым путешествовали планеты и звезды. Выше звезд был рай, под землей был ад. После Ньютона на смену средневековым взглядам пришла механистическая модель природы, действующая по "встроенным" законам. Это был надежный и предсказуемый механизм.
Сам Ньютон верил, что мир-машина создан разумным Творцом и является выражением Божьих замыслов. Он считал, что Богу все же приходится предпринимать определенные усилия, чтобы "подрегулировать" необъяснимые отклонения в движении планет, удерживать вселенную от распада. Но через столетие были найдены те ответы, которых Ньютон не знал: стало казаться, что как только вселенная была создана, Творец уже не был ей нужен. Таким образом, возникли необходимые условия для развития детерминистской и материалистической философии - научный метод превратился в метафизику. Односторонний взгляд на природу превратился в мировоззрение, призванное ответить на любой вопрос о вселенной.
В конечном итоге, на такой подход стали нападать с двух сторон. В XIX веке биология и геология снабдили природу "прошлым" и "будущим", выдвинув теорию ее постепенного развития от простейших форм к сложным. В XX веке обнаружили, что ньютоновская физика неспособна объяснить "слишком быстрое" движение "слишком малых частиц". Теория относительности Эйнштейна и теория неопределенности Хайзенберга решили эту задачу. Но так и не появилось теории, которая смогла бы стать преемницей теорий Аристотеля, Аквината и Ньютона: сравнение природы с механизмом все еще пользуется популярностью. Все споры о чудесах заканчиваются утверждением, что чудо - это нарушение законов природы. Но правильно ли такое представление о чуде?
Библейские чудеса
В английском переводе Библии слово "чудо" встречается около 40 раз. Чтобы правильно понять его смысл, нужно точно знать, что подразумевали под чудом древние израильтяне и древние греки.
В Ветхом Завете словом "чудо" переводятся три еврейских слова:
1. "Мофет" происходит от корня, имеющего значение "подозрительный". Это слово дважды встречается в рассказе о Моисее: "Если фараон скажет вам: "сделайте чудо", то ты скажи Аарону: "возьми жезл твой и брось перед фараоном", - он сделается змеем" (Исх. 7:9). Дойдя с народом до границ Ханаана, Моисей объявил: "Те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса" (Втор. 29:3).
2. "От". Это знамение или знак, который указывает на кого-то, дважды встречается в описании событий исхода: "Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте..." (Чис. 14:22), "Знамения Его и дела Его, которые Он сделал среди Египта с фараоном..." (Втор. 11:3).
3. "Пала" - встречается в книге Судей (6:13) и отражает мысль о чем-то, достигнутом с большим трудом. Гедеон спросил ангела: "...и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?".
В Новом Завете есть два слова, которые обычно переводят как "чудо". "Дюнамис" значит "сила, мощь, крепость". Оно встречается в Новом Завете около 120 раз. Чаще всего его переводят как "силу", но восемь раз - как "чудо". Как и еврейское слово "пала", оно несет в себе мысль о большом свершении. Еще одно слово - "семейон", что значит "знамение" или "знак". Оно обычно переводится как "знамение" и 22 раза -как "чудо". Смысловое значение этого слова близко к значению еврейского "от". Эти два греческих слова чаще всего встречаются в Евангелиях, в тех отрывках, где говорится о служении Иисуса. Несколько раз они встречаются в книге Деяний и посланиях, где рассказывается о служении апостолов. Третий синоним - слово "терас", - который также переводится как "чудо", встречается 16 раз. Важно отметить, что эти три синонима мы видим в проповеди Петра, сказанной им в день Пятидесятницы: "Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете..." (Деян. 2:22).
Если взять эти шесть слов, рассмотреть их этимологию, выяснить, в каком контексте они встречаются, какие значения имеют, то станут видны две основные черты библейского чуда: 1) это необычайное обладающее силой событие, вызывающее удивительные явления; 2) это знак или указание на нечто постороннее.
Важно понять, когда по времени происходили чудеса. Жезл Моисея стал змеей, Красное море расступилось, Иисус воскресил Лазаря, накормил множество людей несколькими хлебами и рыбами... Все эти события произошли именно в тот момент, когда в них была нужда и когда было сказано слово. Каждый раз событие происходило по чьему-то слову. Об этом нужно помнить, рассматривая библейские чудеса, которые все же вписываются в рамки природных явлений. Вспомните, например, как Петр поймал рыбу с находящейся внутри нее монетой. Монета была нужна, чтобы уплатить налог. Иисус сказал тогда: "Первую рыбу, которая попадется, возьми; и открыв у ней рот, найдешь статир..." (Мф. 17:27). В данном случае удивительны и время, когда произошло событие, и номинальная стоимость монеты.
Добавим еще несколько слов о чудесах. Во-первых, они не настолько часто встречаются в Библии. В Ветхом Завете большинство чудес можно объединить в три большие группы: 1) чудеса в Египте и во время исхода; 2) чудеса в Ханаане во времена Илии и Елисея; 3) чудеса в Вавилоне во времена Даниила. В каждом случае вопрос стоял так: какой из богов - языческий (Ра, Ваал, Мардук) или Иегова - сильнее? В Новом Завете чудеса происходили, в основном, во время служения Иисуса. Удивительные Божьи деяния - это, скорее, исключения из правила. Обычно же Он сохраняет во вселенной установленный порядок, а законы природы сохраняют свою предсказуемость. Да и священнописатели постоянно говорят о порядке, царящем в мире! Этому взгляду противостоит мировоззрение языческих народов, считавших, что мир полон хаоса (Иер. 31:35).
Во-вторых, происходящие в Библии чудеса служат определенным целям. Это освобождение и исцеление или удивительные деяния, призванные доказать правоту пророков и истинность их слов. В-третьих, священнописателей не очень волнует вопрос, как именно происходят чудеса, как они вписываются в природные механизмы. Все происходящее они относят к Божьему промыслу.
Наконец, нужно подчеркнуть, что различие между "природным" и "надприродным", о котором так много говорили сердневековые богословы, по сути своей противоречит Библии, особенно когда предпринимается попытка резко разграничить "законы природы" и "Божьи деяния". Если уж следовать Библии, то все явления можно разделить на обычные повторяющиеся события, которые поддаются прогнозированию, и чудеса, которые нельзя отнести к повторяющимся событиям и спрогнозировать. Рука Божья присутствует в явлениях как первой группы, так и второй. Мы уже говорили, что в древнееврейском языке не было эквивалента нашему слову "природа" - вселенная, замкнутая энергетическая система. "С точки зрения Библии, "природное явление", такое как ливень, и "надприродное явление", такое как манна небесная (Исх. 16), - дела Божьих рук" (18) .
Подведем итог. Чудо - это из ряда вон выходящее событие, которое Бог производит в определенное время, чтобы явить Себя и Свой замысел в истории.
"Творец может воздействовать на природу изнутри или же извне. В обоих случаях в природе сохраняется общий порядок... Те чудеса, в которые верят христиане, - это не случаиные проявления Божьей силы, а проявления божественного порядка, царящего во вселенной" (19) .
Чудеса и современная наука
Можно отметить несколько точек соприкосновения между научными законами и чудесами. Во-первых, термин "законы природы" не совсем точен. Строго говоря, в природе нет математических законов, в ней действуют так называемые "силы природы" (20) . На сегодняшний день их можно разделить на силу тяжести, электромагнитные силы, силовые поля. Но и подобная классификация еще не до конца сформировалась. Дело в том, что современные ученые сами создали это искусственное деление сил (вместе с терминами "скорость", "энергия", "масса", "ускорение") в науках о природе, ибо решили описывать действие природных сил математическими формулами. Говоря о термине "научные законы", мы показали: эти законы очень полезны, если воспринимать их в качестве моделей или "карт", но законами в полном смысле слова они не являются, как не являются и единственным способом описания механизмов природы. Поэтому перечеркивать чудеса на том основании, что они нарушают "законы природы", "ненаучно". Библия не учит, что Бог вмешивается в частично не зависимый от Него ход природных явлений. Не является Он и "Богом непознанного", власть Которого распространяется лишь на непонятные нам явления вселенной. Просто когда Он творит чудеса, то по воле Своей совершает уникальные действия, выходящие за рамки обычной схемы. Если действительно существует Всесильный и Вездесущий Бог вселенной, то вполне вероятно, что у Него есть в запасе какие-то природные силы, о существовании которых мы еще не знаем. Он волен вершить удивительные события, которым мы не можем найти объяснения, и Он делает это для осуществления Своих замыслов.
Наши научные законы и теории не могут точно сказать, что и как происходило в прошлом, что и как произойдет в будущем. Они описывают (математическими терминами) определенные регулярно повторяющиеся явления, которые нам уже удалось пронаблюдать. В лучшем случае, научные законы могут спрогнозировать вероятность события (мы же верим в то что в мире царит Божий порядок!). Они говорят об ожидаемом эффекте, на основании которого мы строим прогнозы и готовимся действовать соответственно ситуации. Поэтому бессмысленно жаловаться, что чудеса нарушают законы природы, как будто закон природы - это какой-нибудь уголовный или гражданский кодекс, запрещающий определенные действия!
В этом отношении Клайв С. Льюис отмечал: законы природы вовсе не вызывают те или иные явления, как и правила арифметики не производят денег. Они просто показывают нам схемы, по которым происходят определенные явления или события, но происходят в том случае, если в дело не вмешается какой-либо посторонний фактор. "Если Бог уничтожает, творит или изменяет какую-то материальную единицу, то в тот же момент Он создает качественно иную среду. Тут же вся природа адаптируется к этой новой ситуации... И в тот момент, когда новая единица входит в природу, она тут же начинает повиноваться ее законам" (21) . Чудом сотворенный хлеб не менее питателен, чем любой другой. В результате непорочного зачатия развивается нормальный плод и рождается ребенок. Чудо - это явление, имеющее как причину, так и результат. Причиной его является Божье деяние, а результат развивается по обычной, принятой в природе схеме. Так что чудеса не нарушают природных схем - они на них строятся: во-первых, если бы в природе не было порядка и постоянства, то не могло бы быть и значительных исключений из правила; во-вторых, после того, как происходит необычное событие, результат его развивается по привычной предсказуемой схеме.
На самом деле, вопрос о чудесах - задача для философов и историков. Чудо - это уникальное, неповторимое событие. Поэтому оно вне поля научных исследований. Наука занимается лишь регулярными, поддающимися наблюдению явлениями. Одно уникальное явление не может дать схему. Чтобы провести заданную прямую, нужны две точки. Если есть и третья точка, расположенная на той же прямой, то она лишь подтверждает правильность чертежа. Чтобы построить кривую, отражающую механизм действия какого-то явления, нужно знать координаты многих точек. Настоящие ученые не могут сказать, что данное явление - чудо или что данное явление невозможно. Они могут констатировать, что раньше это явление не наблюдалось, что вероятность его бесконечно мала, если исходить из господствующей опытной научной теории.
К сожалению, ученые забывают "снять лабораторный халат", когда заявляют о своих философских или религиозных воззрениях. Например, Карл Саган сказал: "Космос - это все, что существует, когда-либо существовало и будет существовать". Подобное утверждение с легкостью может быть воспринято как научная истина. Но на самом деле это его личное философское убеждение, его собственный символ веры.
Вопрос о чудесах остро стоит в натурфилософии, согласно которой материальный мир - это единственная существующая реальность. Именно с этих атеистических позиций Юм говорил о единообразии природы, исключая при этом возможность чудес (22) . При такой постановке вопроса тему чудес вообще следует закрыть, и тут сторонник натурализма по горькой иронии оказывается не в лагере современной науки, а в стане древнегреческих философов: ведь концепция материи была выведена дедуктивным методом на основании законов логики, а не эмпирических данных. Подобная точка зрения напоминает позиции одного пизанского профессора, который отказался взглянуть в телескоп Галилея на "мнимые" луны Юпитера. Этот профессор твердо знал: Аристотель учит, что такого быть не может!
Для тех, кто готовы рассматривать эмпирические данные, вопрос о чудесах - исторический вопрос. В отношении чудес позиции теистов даже более научны, чем позиции философа-натуралиста: он не объявляет чудеса заведомо не возможными. Тут возникает проблема исторической достоверности. Есть ли достаточно надежные исторические свидетельства о том или ином событии? Дошли ли до нас без искажений рассказы очевидцев? При этом используют те же критерии, что и при оценке достоверности любой исторической хроники. Но даже самые веские доказательства не смогут убедить тех, кто не хотят верить. Чудеса - это знамения о Божьем призыве к покаянию, вере и повиновению. В конечном итоге, они входят в жизнь каждого, ставя нас перед выбором, перед вопросом о смысле и цели жизни. Джеймс Хьюстон делает такой вывод: "Главный вопрос - вопрос о сути трансцендентности Бога, о Божьей власти над тварным миром. Библейский мир стоит на Божьей власти, которую мир древнегреческой философии отрицает. Для греков космос был упорядоченной структурой, основанной на действии закона причинно-следственной связи, т.е. присущая каждой вещи внутренняя сила связывала ее с природой. Древние израильтяне видели в сотворении мира выражение Божьей воли, материализацию Его Слова. Причем постоянство этого мира для них не зависело от греческой идеи "физиса" (формы), а основывалось на нравственном характере Бога. В ветхозаветные времена у израильтян не возникало и тени сомнений по поводу существования Бога. Они лишь стремились узнать, что Бог делает и зачем" (23) .
Давайте же и мы зададим себе этот вопрос и обратимся к главе 1 книги Бытия, в которой рассказывается о сотворении мира по воле Божьей через Божье Слово.