Каббалистические ключи к сотворению человека 3 страница
Восьмая нумерованная карта называется Справедливость (Justice) и изображает сидящую на троне фигуру. Задняя часть трона образована двумя колоннами. На Справедливости надета корона, и в правой руке у нее меч, а в левой – весы. Эта карта напоминает о суде над душами в зале Осириса. Она учит, что только сбалансированные силы могут продолжать существовать и что вечная справедливость мечом уничтожит то, что не сбалансировано. Иногда Справедливость изображается с косой вокруг шеи, напоминающей петлю повешенного. Это может быть тонким намеком на то, что человек является причиной своего собственного уничтожения и его действия ведут к разрушению. В псевдоегипетском Таро Справедливость изображается покоящейся на помосте, к которому ведут три ступени, поскольку Справедливость может вершиться, только будучи вознесенной до третьей степени. Справедливость вершит свой суд с завязанными глазами, потому что видимое не должно влиять на ее решения. (По причине, которая выходит за пределы понимания его читателей, мистер Уэйт поменял местами восьмую и одиннадцатую карту.)
Девятая нумерованная карта в главной колоде называется Отшельник (Hermit), и на ней изображен старик, одетый в монашеский плащ с капюшоном и опирающийся на посох. Считается, что эта карта изображает Диогена в поисках честного человека. В правой руке у него лампа, которая частично скрыта рукавом. Тем самым отшельник персонифицирует секретные организации, которые в ходе многих веков тщательно скрывали свет древней мудрости от профанов. Посох означает знание, которое и является единственной опорой человека. Иногда мистический посох разделен сучками на семь частей – тонкая аналогия с таинственными семью священными центрами в человеческой спине. В псевдоегипетском Таро отшельник защищает лампу плащом, что иллюстрирует философскую истину: мудрость, открытая ярости невежества, может быть уничтожена, подобно огоньку на открытом ветру. Человеческое тело образует покров, сквозь который его божественная природа едва видна, подобно пламени прикрытого плащом фонаря. Через отречение – герметическую жизнь – человек приобретает глубину характера и спокойствие духа.
Десятая нумерованная карта главной колоды называется Колесо Фортуны (Wheel of Fortune). На ней изображено таинственное колесо с восемью спицами – знакомый буддийский символ Колеса Необходимости. К его ободу прицеплены Анубис и Тифон – принципы добра и зла. Сверху сидит неподвижный Сфинкс, держащий меч Справедливости и символизирующий совершенное равновесие универсальной мудрости. Анубис показан поднимающимся, а Тифон – опускающимся, но когда Тифон достигнет низа, зло опять начнет подниматься, а когда Анубис достигает верха, добро убудет в очередной раз. Колесо Фортуны представляет низшую вселенную как целое с Божественной Мудростью (Сфинкс), как вечного арбитра добра и зла. В Индии чакра, или колесо, ассоциируется с жизненными центрами как мира, так и отдельного человека. В псевдоегипетском Таро Сфинкс вооружен копьем, а Тифон сброшен с колеса. Вертикальные колонны поддерживают колесо, и расположены они так, чтобы видимой была только одна из них; они составляют оси мира с невозмутимым Сфинксом на северном полюсе. Иногда колесо размещено на лодке в воде. Вода – это Океан Иллюзии, который и есть единственное основание Цикла Необходимости.
Одиннадцатая нумерованная карта главной колоды называется Сила (Strength). На карте изображена девушка в шляпе в форме лемнискаты, а руки ее держат пасть свирепого льва. Существуют разногласия по поводу того, открывает или закрывает она ему пасть. Большинство авторитетов высказывается в пользу закрывания, но критический взгляд говорит об обратном. Молодая женщина символизирует духовную силу, а лев – либо животный мир, которым она управляет, либо Тайную Мудрость, хозяйкой которой она является. Лев также означает летнее солнцестояние, а девушка – Деву, потому что, когда солнце приходит в это созвездие, Дева лишает силы льва. Трон царя Соломона был украшен изображениями львов, и сам он был уподоблен царю зверей с ключом мудрости в зубах. В этом смысле девушка может рассматриваться как открывающая пасть льва для того, чтобы найти ключ, поскольку смелость является необходимым условием для познания. В псевдоегипетском Таро символизм тот же, за исключением того, что девушка представлена жрицей с короной в форме птицы, окруженной змеями и ибисом.
Из книги Т. Тэйлора «История игральных карт»
КАРТЫ ИЗ КОЛОДЫ МАНТЕНЬЯНА
Среди наиболее интересных примеров игральных карт можно упомянуть колоду Мантеньяна. В 1820 году великолепная колода из пятидесяти карт продавалась за удивительную по тем временам цену – восемьдесят фунтов. Пятьдесят персонажей колоды Мантеньяна были таковы: 1. Нищий, 2. Паж, 3. Кузнец, 4. Купец, 5. Джентльмен, 6. Рыцарь, 7. Дож, 8. Король, 9. Император, 10. Папа, 11. Каллиопа, 12. Урания, 13. Терпсихора, 14. Эрато, 15. Полигимния, 16. Талия, 17. Мельпомена, 18. Эвтерпа, 19. Клио, 20. Аполлон, 21. Грамматика, 22. Логика, 23. Риторика, 24. Геометрия, 25. Арифметика, 26. Музыка, 27. Поэзия, 29. Астрология, 30. Теология, 31. Астрономия, 32. Хронология, 33. Космогония, 34. Умеренность, 35. Осмотрительность, 36. Мужество, 37. Справедливость, 38. Милосердие, 39. Надежда, 40. Вера, 41. Луна, 42. Меркурий, 43. Венера, 44. Солнце, 45. Марс, 46. Юпитер, 47. Сатурн, 48. Восемь Сфер, 49. Первый Двигатель, 50. Первая Причина. Каббалистическое значение этих карт очевидно, и возможно, что они являются прямой аналогией пятидесяти ворот света, о которых говорится в каббалистических сочинениях.
Двенадцатая нумерованная карта в главной колоде называется Повешенный (Hanged Man) и изображает молодого человека, подвешенного за ногу к перекладине, которая держится на двух бревнах, с каждого из которых обрублено по шесть веток. Правая нога его согнута и закинута за левую, а руки положены за шею таким образом, чтобы образовать крест с объемлющим его треугольником, указывающим вниз. Эта фигура образует перевернутый знак серы и, согласно Леви, означает завершение Большой Работы (magnum opus). В некоторых колодах человек показан держащим в каждой руке по мешку, из которых падают монеты. Согласно распространенной интерпретации, на этой карте изображен Иуда Искариот с деньгами, полученными за предательство.
Леви уподобляет Повешенного Прометею, Вечному Страдальцу, утверждая при этом, что находящиеся наверху ноги означают спиритуализацию низшей природы. Вполне возможно, что перевернутая фигура символизирует потерю духовных способностей, поскольку голова находится ниже уровня тела. Следы двенадцати ветвей означают двенадцать знаков зодиака, разделенных на две группы – положительную и отрицательную. Тем самым картина обозначает временную победу полярности над духовным принципом равновесия. Таким образом, чтобы достичь высот философии, человек должен полностью изменить свой образ жизни. При этом он теряет чувство личного обладания, потому что он отказывается от правления золота в пользу золотого правила. В псевдоегипетском Таро Повешенный подвешен между двумя пальмами и обозначает солнечное Божество, умирающее каждый год.
Тринадцатая нумерованная карта в главной колоде называется Смерть (Death) и изображает скелет, косящий головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли. В ходе этих трудов скелет отсекает, как видно, одну из своих ног. Не во всех колодах Таро есть эта деталь, но она определенно указывает на философскую истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет – эмблема первого и верховного Божества, поскольку он есть основание тела точно так же, как абсолютное есть основание творения. Скелет экзотерически означает смерть, а эзотерически – непреодолимый импульс природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной вселенной. Лезвие косы представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. Поля, по которым рыщет Смерть, – это вселенная, и карта означает, что все вещи, из земли произросшие, должны быть скошены и вернуться в землю.
Короли и королевы, придворные и рыцари подвластны Смерти, повелителю всего видимого и кажущегося. В некоторых колодах Таро Смерть символизируется фигурой, одетой в латы, едущей на белом коне, попирающем копытом и молодых, и старых. В псевдоегипетском Таро за фигурой Смерти видна радуга, означающая, что смертью телесной достигается бессмертие духа. Смерть, будучи разрушителем, никогда не может уничтожить жизнь, которая возобновляет себя постоянно. Эта карта является символом постоянного возобновления вселенной, распада, за которым следует восстановление на более высоком уровне выражения.
Четырнадцатая нумерованная карта главной колоды называется Умеренность (Temperance). На ней изображена фигура женщины‑ангела с солнцем на лбу. У нее в руках два кубка, полный и пустой, и из верхнего содержимое постоянно переливается в нижний. В некоторых колодах переливаемая вода принимает вид символа Водолея. Ни одной капли, однако, не теряется при этом бесконечном переливании из верхнего сосуда в нижний. Когда наполняется нижний сосуд, они меняются местами, – жизнь переливается из видимого в невидимое, и назад, из невидимого в видимое. Дух, управляющий этим потоком, является эмиссаром великого Иеговы, демиурга мира. Солнце, или пучок света, на лбу женщины контролирует поток воды, который, будучи поднят солнечными лучами в воздух, возвращается на землю в виде дождя, чтобы быть поднятым вновь, и так до бесконечности. Здесь опять показано прохождение жизненных сил между положительными и отрицательными полюсами творческой системы. В псевдоегипетском Таро символизм тот же самый, кроме того, что вместо женщины используется крылатый мужчина. Он окружен солнечным нимбом и переливает воду из золотого сосуда в серебряный, символизируя нисхождение небесных сил в подлунные сферы.
Пятнадцатая нумерованная карта главной колоды называется Дьявол (Devil) и изображает создание, похожее на Пана с рогами оленя, руками и туловищем человека и ногами козла или дракона. Фигура стоит на кубическом камне, к которому прикованы два сатира. В качестве скипетра у этого так называемого демона свеча или факел. Фигура является символом магических сил астрального света или универсального зеркала, в котором божественные силы отражаются в обратное, или низшее, состояние. Демон крылат, как летучая мышь, что показывает его принадлежность к ночной или теневой сфере. Животная природа человека выражена в форме мужского и женского начал, прикованных к кубу. Факел есть ложный свет, который ведет непросвещенные души к разрушению. В псевдоегипетском Таро появляется Тифон (крылатое создание, составленное из борова, человека, летучей мыши, крокодила и гиппопотама, олицетворение разрушения), держащий в руке огонь раздора. Тифон создан собственными неправедными деяниями человека, которые, обращаясь на их творца, разрушают его.
Шестнадцатая нумерованная карта главной колоды называется Небесный Огонь (Fire of Heaven, Tower), и изображает она увенчанную короной башню, разрушенную ударом молнии, исходящей от солнца. Корона, будучи значительно меньше, чем замок, возможно, указывает на то, что разрушение случилось из‑за ее слабости. Молния иногда принимает вид зодиакального знака Скорпиона, а башня может рассматриваться как фаллический символ. С башни падают две фигуры – одна спереди, а другая сзади. Эта карта общепринято ассоциируется с падением человека. Божественная природа человека символизируется башней. Когда его вершина разрушена, человек падает в низший мир и навлекает на себя иллюзию материальности. Здесь содержится и ключ к таинству пола. Башня, наполненная золотыми монетами, которые потоком сыплются из бреши, проделанной молнией, предположительно символизирует потенциальные силы. В псевдоегипетском Таро башня представлена пирамидой, вершина которой разрушена молнией. Здесь есть указание на исчезнувший камень, венчающий Универсальный Дом. В поддержку утверждения Леви, эта карта увязывается с еврейской буквой Айн, а упавшая на землю фигура похожа на шестнадцатую букву еврейского алфавита.
Семнадцатая нумерованная карта главной колоды называется Звезда (Star), и изображена на ней молодая девушка, присевшая на одно колено на берегу, другая нога у нее в воде. Положение ее тела напоминает свастику. У нее в руках два сосуда; содержимое одного из них она выливает на землю, а другого – в море. Над головой девушки восемь звезд, одна из которых выделяется величиной и яркостью. Кур де Жебелен рассматривает ее как Сотис или Сириус, другие семь звезд представляют семь священных планет древних. Он полагает, что женская фигура символизирует Исиду, наполняющую водой Нил, что сопровождается появлением звезды Пса. Нагота Исиды может означать, что природа еще не облачилась в свои зеленые одеяния до подъема Нила, воды которого дают жизнь растениям и цветам. Куст и птицы (или бабочки) означают рост и возрождение, сопровождающие подъем воды. В псевдоегипетском Таро великая звезда содержит драгоценный камень, состоящий из черных и белых треугольников, а цветущий куст становится высоким растением с трехлепестковым цветком и сидящей на нем бабочкой. Здесь Исида принимает форму треугольника вершиной вверх, а сосуды становятся плоской чашей. Начала земли и воды у ее ног представляют противоположности природы, распределяющиеся непредвзято в божественном изобилии.
Восемнадцатая нумерованная карта главной колоды называется Луной (Moon), и изображает она поднявшуюся Луну между двумя башнями – светлой и темной. Собака и волк воют на Луну, а на заднем плане – водоем с раком. Между башнями проходит дорога, вьется вдаль и теряется за горизонтом. Кур де Жебелен видит в этой карте еще одно указание на поднимающийся Нил и прибегает при этом к авторитету Павсания, полагавшего, что наполнение водой Нила есть результат слез лунной богини, которые, падая в реку, наполняют ее. Эти слезы, как видно, стекают с лица Луны. Кур де Жебелен полагает, что две башни символизируют Столбы Геркулеса, за которые, по представлениям египтян, свет никогда не заходит. Он также думает, что египтяне представляли тропики как собак, которые, как верные сторожа, предотвращают слишком близкое прохождение Луны и Солнца от полюсов. Краб или рак означают возвратное движение Луны.
Эта карта также указывает на дорогу мудрости. Человек в поиске реальности возникает из водоема иллюзии. После победы над стражами ворот мудрости он проходит через укрепления науки и теологии и следует по извилистой дороге, ведущей к духовному освобождению. Его путь слабо освещен человеческим разумом (Луна), который есть лишь отражение божественной мудрости. В псевдоегипетском Таро башни представлены пирамидами, собака и волк – собаками, черной и белой соответственно, а Луна частично закрыта облаками. Картина изображает мрачное и пустынное место, в котором происходили драмы мистерий Меньших Обрядов.
Девятнадцатой нумерованной картой главной колоды является Солнце (Sun). На ней двое детей, вероятно, Близнецов, стоят в саду в магическом круге из цветов. Один из них должен быть мальчиком, а другой – девочкой. Позади них каменная стена, наверное, окружающая весь сад. Над стеной встает солнце, и его лучи попеременно прямые и искривленные. Тринадцать капель падают с лица Солнца. Леви видит в двух детях Веру и Разум, которые должны существовать, покуда существует временная вселенная. Он пишет: «Равновесие человека требует двух ног, мир управляется двумя силами, продолжение рода требует двух полов. Таково значение арканы Соломона, представленной двумя столпами храма, Иахином и Воазом» (см. «Трансцендентальную магию»). Солнце истины сияет в саду мира над двумя детьми, которые являются персонифицированными внешними силами, правящими миром. Гармония мира зависит от координации двух качеств, символизируемых во все века как ум и сердце. В псевдоегипетском Таро дети представлены юношей и девушкой. Над ними в солнечном небе фаллическая эмблема воспроизведения – луч, пронзающий круг. Близнецы управляются Меркурием и персонифицируют змей, обвившихся вокруг жезла Меркурия (caduceus).
Двадцатая нумерованная карта главной колоды называется Суд (Judgement) и изображает фигуры, поднимающиеся из могил. Над ними в блеске славы крылатая фигура архангела Гавриила, трубящего в трубу. Эта карта представляет освобождение тройной духовной природы человека от могилы его материального существования. Поскольку только одна третья духа входит в физическое тело, а остальные две трети составляют герметический антропос, или сверхчеловека, только одна из трех фигур действительно восстанет из гроба. Кур де Жебелен полагает, что гроб был придуман после создания карт, и что сцена скорее изображает сотворение, нежели воскрешение. В философии эти два мира практически синонимичны. Звук трубы, символизирует Сотворение Мира, и при этом звуке человек освобождается от земных ограничений. В псевдоегипетском Таро эти три фигуры означают части одного существа, поскольку показаны три мумии, восстающие из одного саркофага.
Двадцать первая нумерованная карта главной колоды называется Мир (World) и изображает женскую фигуру, обвитую шарфом в виде еврейской буквы Каф. У нее разведены в стороны руки, на каждой из которых держится палка, левая нога ее согнута и скрещена с правой. Все это заставляет предположить, что фигура является алхимическим символом серы. Она окружена венком в форме vesica pisces (рыбный пузырь), который Леви уподобляет каббалистической короне Кетер. Изображение херувима Иезекииля занимает углы карты. Эта карта называется Микрокосмом и Макрокосмом, потому что она суммирует в себе все действующие силы, участвующие в структуре творения. Фигура в форме символа серы представляет божественный огонь и сердце великой мистерии. Венок есть природа, которая окружает огненный центр. Херувим представляет начала, миры, силы и планы, исходящие из божественного огненного центра жизни. Венок также означает корону инициированного, которому она дается теми, кто управляет четырьмя стражниками и входит в сферу открытой истины. В псевдоегипетском Таро херувим с венком на голове, составленным из двенадцати трехлепестковых цветков, символизирует управление зодиаком. Человеческая фигура, коленопреклоненная перед венком, играет на арфе с тремя струнами, поскольку дух должен создать гармонию в тройcтвенном составе его низшей природы перед тем, как он может получить корону бессмертия.
Четыре масти меньшей колоды рассматриваются как аналоги четырех элементов, четырех углов света и четырех миров Каббалы. Ключ к меньшему Таро представлен, судя по всему, Тетраграмматоном, или четырехбуквенным именем Иеговы, IHVH. Четыре масти представляют четыре слоя общества: кубки – духовенство, мечи – военных, монеты – торговцев, а палки – крестьян. С точки зрения, как ее называет Кур де Жебелен, «политической географии», кубки представляют северные страны, мечи – восточные, монеты – западные и палки – южные. Десять очковых карт каждой масти символизируют народы, населяющие эти страны. Короли – это их правители, королевы – их религии, рыцари – их истории и национальные характеры, а пажи – искусства и науки. По поводу использования карт Таро в предсказании судьбы разработаны обширные руководства, но поскольку это входит в противоречие с главной целью Таро, вряд ли они могут принести пользу.
Многие интересные образцы ранних игральных карт можно найти в европейских музеях, кроме того, в частных коллекциях можно узреть и еще более интересные экспонаты. Есть чрезвычайно артистически исполненные от руки колоды. На них изображены очень важные лица, современники художников. Иногда на «костюмных» картах изображены правящие монархи и члены их семей. В Англии стали очень популярны гравированные карты, а в Британском музее можно найти чрезвычайно причудливые карты, выполненные по трафарету. Использовались и геральдические мотивы. Шато в своей книге «Происхождение и история игральных карт» воспроизводит четыре геральдические карты, на которых папа Климент IX изображен как король бубен. Есть философские колоды, с выбранной эмблематикой из греческой и римской мифологии, есть познавательные колоды, на картах которых изображены знаменитые исторические места или события. Много редких примеров игральных карт можно найти в старинных книгах. В Японии есть карты, игра в которые возможна только при хорошем знании всех литературных достижений этой страны. В Индии есть круглые карты, изображающие сюжеты из восточных мифов. Есть также такие карты, которые в одном смысле являются картами, а в другом – нет, поскольку они сделаны из дерева, кости и даже металла. Есть комические карты, изображающие не пользующиеся особой любовью лица и места, а также карты, сделанные в честь знаменательных человеческих достижений. Во время Гражданской войны в Америке была выпущена патриотическая колода со звездами, орлами, якорями и американскими флагами, которые заменили масти, а «костюмы» были знаменитыми генералами.
Современные игральные карты представляют собой меньшую колоду Таро, из которой убран паж или валет и в каждой масти осталось по тринадцать карт. Даже в такой усеченной форме карты представляют огромную символическую важность, поскольку принятое в них деление соответствует числу времен года. Два цвета – красный й черный – представляют два главных сезона года, когда солнце на севере от экватора и когда оно на юге от экватора. Четыре масти представляют четыре сезона, века Древней Греции и юги индусов. Двенадцать карт‑костюмов представляют знаки зодиака, построенные по триадам: Отец, Власть и Ум, – согласно верхней части «Таблицы» Бембо. Десять очковых карт представляют деревья Сефирот, существующие в каждом из четырех миров (мастей). Тринадцать карт каждой масти являются тринадцатью лунными месяцами каждого года, и 52 карты в колоде являются 52 неделями в году. Если считать число очков на картах и предположить, что валеты, дамы и короли имеют 11, 12 и 13 очков соответственно, то сумма всех карт равна 364. Если джокеру приписать одно очко, сумма составит 365, что соответствует количеству дней в году. Мильтон Поттенджер полагает, что Соединенные Штаты Америки были созданы по образцу обычной колоды игральных карт, и что в окончательном варианте они будут состоять из 52 штатов, управляемых одним 53‑м штатом, округом Колумбия.
Игральные карты содержат большое число важных масонских символов. Девять – это анфас, а три – это профиль. Здесь есть и сломанное «Колесо Закона», означающее девять предродовых месяцев, и три уровня духовного развертывания, необходимых для произведения совершенного человека. Четыре короля являются египетскими Амонианскими Архитекторами, выдалбливавшими мир ножами. Есть там и главные знаки зодиака. Четыре королевы, несущие цветы с восьмью лепестками, символизирующими Христа, являются неподвижными знаками зодиака, Четыре валета, два из которых показаны с ветками акации (у валета червей они в руке, а у валета бубен – на шляпе), являются четырьмя общими знаками зодиака. Нужно заметить, что четыре «костюмные» карты пик не смотрят на очки в углу карты, а как бы отворачиваются от эмблемы смерти. Гроссмейстер ордена Карт есть король бубен, и он носит шар как знак своего достоинства.
С точки зрения богатства символических значений, шахматы являются наиболее значимой из всех игр. Они были названы королевской игрой, так как времяпрепровождение королей не обходилось без них. Подобно картам Таро, шахматы представляют элементы жизни и философии. Игра была распространена в Индии и Китае задолго до своего проникновения в Европу. Индийские принцы сиживали на балконах дворцов и играли живыми фигурами, стоящими на огромной доске, расчерченной во дворе. Распространено мнение, что египетские фараоны играли в шахматы, но тщательное рассмотрение их скулы!тур и изображений говорит о том, что играли они, скорее всего, в шашки. В Китае шахматные фигуры вырезались для представления воюющих династий, например, Маньчжу и Мин. Шахматная доска с 64 перемежающимися по цвету клетками символизирует пол в доме мистерий. На этом поле существования или мысли двигаются странные резные фигуры, каждая по определенному закону. Белый король – это Ормузд, черный король – Ариман, и в просторах космоса разыгрывается бесконечная война между светом и тьмой. С философской стороны король представляет дух, королева – ум, епископы (слоны) – эмоции, рыцари (кони) – жизненность и замки (ладьи) – физическое тело. Пешки и фигуры на стороне короля – положительные, а на стороне королевы – отрицательные. Пешки (восемь частей души) являются чувственными импульсами и инструментами восприятия. Белый король и его свита символизируют «я» и его средства. Черный король со свитой символизирует не «я», а ложное эго и его легион. Игра в шахматы, таким образом, представляет вечную борьбу частей человеческой сложной природы против собственной тени. Природа каждого шахматиста открывается в способе, которым он двигает фигуры, а геометрия является ключом к его интерпретации. Например, ладья (тело) движется вдоль клеток, а слоны (эмоции) двигаются по диагонали; король, будучи духом, не может быть пленен, но проигрывает игру, будучи окружен таким образом, что не может избегнуть плена.
СКИНИЯ В ПУСТЫНЕ
Нет никакого сомнения в том, что материал, служащий основой первых пяти книг Ветхого Завета, заимствован из обрядов посвящения в египетские мистерии. Жрецы Исиды были глубоко сведущи в оккультной мудрости, и израильтяне во время египетского плена многое узнали от них о смысле Божества и способах поклонения Ему. Авторство первых пяти книг приписывается Моисею, но действительно ли он написал их, является вопросом спорным. Есть серьезные доказательства того, что Пятикнижие было составлено гораздо позднее из устных сказаний. Относительно авторства этих книг Томас Инман делает следующее интересное утверждение: «Это верно, что мы имеем пять книг, которые хотят приписать Моисею: таковыми же являются книги, которые хотят приписать Гомеру, Орфею, Еноху, Мормону, Юниусу; тем не менее существование сочинений и вера, что они написаны людьми, чьи имена они носят, не являются свидетельствами ни того, что эти люди существовали, ни того, что носящие их имена произведения являются подлинно их сочинениями. Верно также, что Моисей упоминается время от времени в источниках, описывающих раннее Царство Иерусалимское, но ясно и то, что эти отрывки были написаны гораздо более поздней рукой и вставлены в те места, где они находятся сейчас, с целью создать впечатление, что законодатель был известен Давиду и Соломону» (см. «Древние веры, заключенные в древние имена»).
ДВОР СКИНИИ
Хотя ранняя религия израильтян и резко критиковалась, говорящие о ней с пренебрежением забывают принять во внимание время и обстановку, естественным продуктом которых была эта религия. Невозможно судить о какой‑либо цивилизации путем сравнения ее с другой, отстоящей от нее далеко по времени. Современный мир рассматривает многие древние ритуалы как жестокие и варварские, но этот же мир каждый день совершает вещи, которые оскорбили бы древнего человека. Ни в какое другое время мир не состоял из такого количества мыслящих людей. Только в то время были мыслители, ищущие решения проблем, которые касались не только их собственных судеб, но также и судеб других народов и времен. Эзотерическая, духовная сторона каждой религии является прекрасным человеческим и трансцендентальным кодом, который мог быть понят только теми, кто поднял себя над плоскостью прозаического и условного. Многие века человек поклонялся «букве закона», не понимая, что «буква убивает, а дух возрождает».
Истинному исследователю и мистику Ветхий Завет представляется вечным источником инспирации. Для интеллектуалов это повод для бесконечных споров о датах и местах, и в этих спорах полностью упускаются тонкие истины, скрытые под грубыми аллегориями Священного Писания. Тот, кто понимает полностью тайну Скинии, не нуждается в другой религии, потому что он немедленно встанет в ряд с провидцами всех времен. В своей повседневной жизни каждый человек, не осознавая этого, является жрецом в Скинии. Потому точно так же, как жрец предназначен Господом поддерживать порядок в его доме, так и каждый человек предназначен поддерживать порядок в своем собственном маленьком мире. Природа есть Скиния, человек – это жрец, и единый Бог всех народов и всех людей обитает в каждой человеческой душе за непроницаемым занавесом Святая Святых.
Хотя этот видный исследователь, без сомнения, имел основания для такой точки зрения, все‑таки его утверждение кажется слишком радикальным. Оно базируется на том, что Томас Инман сомневается в историческом существовании Моисея. Сомнение это основано на этимологическом сходстве между именем Моисей и древним именем солнца. В результате такого предположения Инман делает вывод, что законодатель Израиля есть просто другая форма вездесущего солярного мифа. Хотя Инман показывает, что перестановка двух древних букв в слове Моисей (
) дает слово Шеммах (
), то есть небесный свод, он забывает учесть тот факт, что в древних мистериях инициированным часто давали имена, синонимичные солнцу, тем самым символизируя тот факт, что искупление и возрождение солнечной энергии достигается их собственной природой. Гораздо более вероятно, что человек по имени Моисей, под которым он известен нам, был представителем тайной школы, трудившимся, как это делали многие другие эмиссары, над посвящением первобытных народов в таинства их собственных бессмертных душ.