Сознательное и бессознательное.
Все, что выше говорилось о природе и структуре сознания, может быть отнесено к сознательному, осознаваемому. Но вместе с этим в психике человека есть еще нечто, что просто не укладывается в сознательное. Без этого компонента нет индивидуальности, нет личности. Это «нечто» называют бессознательным или подсознанием.
В широком смысле бессознательное - это совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, не представленных в структуре сознания. Изначально это понятие вошло в обиход из психологии благодаря трудам З. Фрейда. Однако есть достаточно глубокая философская традиция, с которой связано понятие бессознательного.
Пожалуй, философская концепция бессознательного была впервые сформулирована Г. Лейбницем. Он дал трактовку бессознательного как низшей формы духовной деятельности, лежащей за порогом осознаваемых представлений. Затем Д. Гартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы. И. Кант бессознательное рассматривал как проявление интуиции, т. е. доопытного знания.
З.Фрейд установил прямые зависимости между различными невротичными симптомами и бессознательным. Он провозгласил бессознательное как некую силу, которая по своей природе противоположна сознанию. Главное в бессознательном – влечение.
В отличие от сознания, бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании. И это его главное содержание. Слившись с объектом в психическом переживании, бессознательное, в отличие от сознания, не обладает механизмами психических связей. В бессознательном не производится причинно - следственная связь, пространственно-временные ориентиры. В нем все существует сразу. И это существующее проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях . Эти реакции и состояния не осознаются субъектом, они просто переживаются им как навязчивые состояния, неврозы, его личностное психическое отношение к чему-то и к себе.
Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:
1. Сверхиндивидуальное бессознательное (его называют еще архетипами коллективного бессознательного). Это усвоенные субъектом, членом социальной группы типичные образцы поведения, которые им осуществляются, но не осознаются;
2. Неосознаваемые побудительные мотивы деятельности как смысловые и поведенческие установки личности. Они выражаются в стремлениях, влечениях, реакциях;
3. Неосознаваемые операционные установки и стереотипы автоматического, алгоритмического поведения;
4. Психические реакции человека на различные раздражители, в которых он сам себе не отдает отчета.
В философской литературе проблеме бессознательного и подсознания уделяется значительное внимание. За бессознательным резервируется область рефлексов и инстинктов, психических и физиологических ресурсов организма. Бессознательное стремится, следуя своему влечению, к получению удовольствия и психического комфорта, а сознание уздой социальных норм и регуляторов стремится ввести подсознание в социально приемлемые рамки. Сопротивление подсознания такому насилию выражается в сублимации, трансформации и своих побудительных сил в различные приемлемые виды деятельности.
Бытие человека.
Бытие - это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.В философии этим понятием обозначают и существующий независимо от сознания людей объективный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).
Современные ученые пытаются сломать схему социологизированного человека и доказать, что человека нельзя рассматривать как чистую доску (как это утверждал в свое время Дж. Локк), на которой общество пишет нужные слова. Однако не следует недооценивать природно-биологические задатки индивида.
В связи с этим выделяются четыре основные формы бытия. В качестве первой формы выступает бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная и «вторая природа», - очеловеченная. Природа является исторически первичной предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности. Она существовала «до», существует «вне» и «независимо» от сознания человека. Вторая форма охватывает собой бытие человека. Третья форма – бытие духовное: внутренний духовный мир самого человека, его сознание, а также плоды его духовной деятельности (книги, картины, научные идеи и проч.). Четвертая форма – социальное бытие. Оно состоит из бытия человека в природе, истории, обществе. Итак, природа, человек, духовность и социальность есть основные формы бытия.
Когда мы говорим об индивидуальном аспекте человеческого бытия, то предполагаем рассмотрение жизни человека, имеющей продолжительность от рождения до смерти. В этих границах его бытие зависимо как от его природных данных, так и от общественно-исторических условий существования.
В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек существует как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных странах признание фундаментальных прав человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплено юридически.
Включенность человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека.Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры. Считается, что индивидуальное бытие - основание для бытия личности.
Многие мыслители искали связь между телом человека и его духовным миром, отмечая, что связь бытия человека с его внутренним духовным миром уникальна. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями окультуренного существа, личности. Человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами.
Потребности человека.
Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности).
В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:
а) витальные (от лат.vita - жизнь-), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);
б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;
в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт) .
Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные ( потребности в трудовой деятелньости, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей – потребность индивидуальной любви. Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:
а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.).
Вторичные же потребности включают в себя:
а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);
в) духовные (потребности в самовыражении).
Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Психологи различают также потребности подлинные(разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.
От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес - это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Однако, интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Интересы различаются по степени общности ( индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).