Ответственность ученика за испытание духовного учителя
Когда претендентам станет понятно, что их выбор не ограничен теми, кто уже принимает учеников, им должно стать также понятно, что у них есть возможность изучить квалификацию всех потенциально возможных духовных учителей, - помимо тех, кто уже инициирует.
В ИСККОН круг возможных духовных учителей, однако, ограничен определенным принципом. Существуют различные сампрадаи и санги и члены этих сампрадай и санг, хотя и уважают друг друга, следуют каждый за своими лидерами.
Неизменный лидер нашей санги, ИСККОН, - это Шрила Прабхупада, и у него есть собственное видение того, как практиковать и распространять сознание Кришны. Преданные в ИСККОН решили следовать за Шрилой Прабхупадой, потому что он - тот, кто спас их и привёл их к Кришне. Они считают Прабхупаду исполненным наибольшей мощью Вайшнавом-ачарьей современности, главным образом, потому, что его взгляды и метод проповедования по всему миру наиболее эффективны для людей в целом. Не у всех Вайшнавов-гуру в мире одни и те же взгляды и состояние духа. Принятие гуру, чьи взгляды и состояние духа отличны от Шрилы Прабхупады, приведёт к дисгармонии в созданном им Обществе. Однако, если кого-то привлекает гуру, который действует вне ИСККОН, наилучшим решением для него или для неё будет выйти из ИСККОН, чтобы присоединиться к этому гуру в среде, им созданной. Таким образом, члены ИСККОН ограничены в выборе гуру только квалифицированными преданными, служащими в ИСККОН. (Примечание: Этот аспект может быть объяснён новым последователям в брошюре на эту тему, чтобы помочь им понять, почему существует такая политика ИСККОН.)
Но прежде, чем сделать окончательный выбор, они должны лично испытать гуру. Испытание может происходить с точки зрения основной квалификации: «Наилучшим ли образом представляет этот гуру Шрилу Прабхупаду и предыдущих ачарьев? Допустимо ли для меня принимать наставления от этого гуру?» Или же испытание может расширяться до требований более личных. Ученик может спрашивать себя: «Будет ли этот гуру заниматься лично мной? Будет ли этот гуру отвечать на мои письма? Будет ли у меня возможность лично послужить этому гуру?» Эти соображения следует проверить заранее.
Это соответствует наставлениям Шрилы Прабхупады, рекомендующим, чтобы ученик лично испытывал гуру хотя бы в течение года, прежде чем принять инициацию. Такие же рекомендации можно найти в Хари-бхакти-виласе, где даются практические наставления по исполнению преданного служения в соответствии с Гаудия-вайшнавизмом. Эта ответственность лично испытать и оценить гуру остаётся, независимо от того имеются ли уже у предстоящего гуру дикша-ученики. Иными словами, предстоящий ученик не должен думать: «Что ж, у этого гуру уже есть ученики. Это означает, что он квалифицирован и таким образом мне на надо испытывать его самому.» Ученик всё равно должен испытать гуру.
«Слепое следование и абсурдные запросы (ожидания?). Они порицаются в этом стихе. Слепое следование означает: «Вот Свами. У него много тысяч последователей. И я стану его учеником.» Это называется слепым следованием. Вы не знаете, каков этот Свами, вы не знаете Свами он или мошенник. Вы не знаете. Но вслед за другими говорите: «О, я стану его учеником». Это слепое следование, слепое следование безо всякой осведомлённости.» (Прабхупада БГ лек. 4.34-39, 12 января 1969, ЛА)