Ii. учебно-методические рекомендации для студентов дневной формы обучения всех нефилософских специальностей 1 страница
ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ СРС
(самостоятельной работы студентов за семестр)
Виды и формы заданий | Ф о р м ы и г р а ф и к к о н т р о л я з а в ы п о л н е н и е м з а д а н и й в т е ч е н и е с е м е с т р а | |||||||||||||||||
Практи- ческие задания по базовым темам | РЦ | АЛО | КО | ПК | КР | КО | КСР | КО | ПК | КР | ТЗ | |||||||
Задания к семинарам | Д | Р | Д | ТЗ | Р | Д | Р | ТЗ | ||||||||||
Задания к тестиро- ванию | ИЗ | РПК | ИЗ | РПК | КТ | ИЗ | РПК | КТ | З | |||||||||
Условные обозначения форм контроля:
Д– доклад
РЦ – рецензия
АЛО – аналитический литературный обзор
КО – контрольный опрос (устно)
ТЗ – текущий зачет
КР – контрольная работа (письменно)
ИЗ – индивидуальные задания
ПК – проверка конспектов
КТ – компьютерное тестирование
З – зачет (если предусмотрен учебным планом)
РПК-развернутый план-конспект (темы, вопросы курса)
Р – рефераты
КСР – курсовая работа (если рекомендована преподавателем)
Самостоятельная работа студентов по курсу «философия» включает:
- изучение теоретического материала;
- выполнение творческих заданий по философии с целью выработки навыков абстрактного, логичного (корректного) мышления;
- умений работать с тестами;
- написание рефератов, докладов, курсовых работ;
- написание проверочной 1 или 2-х контрольных работ (на усмотрение преподавателя по уровню усвояемости учебного материала).
В ходе учебного процесса преподавателем постоянно осуществляется контроль за деятельностью студента в соответствии с требованиями ГС по данному курсу дисциплины.
Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях (возможно тестирование);
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса (возможно тестирование);
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины (тестирование).
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
(выполняется одна или две проверочные контрольные работы в течение уч. года, в зависимости от учебного плана)
Предмет философии, её функции и роль в развитии человека и общества. Сущность современного антропоцентризма. Философия и частные науки. Философия как мировоззрение. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философия древности. Философия Средневековья и эпохи Возрождения. Философия Нового и Новейшего времени. Русская философия. Философия в развитии русской духовности. Становление русской философии (XIV –XVII вв.). Обособление философии от религии и становление её как самостоятельной системы знания. Западники и славянофилы. Философия революционно-демократического движения. Религиозно-идеалистическая философия. Русская религиозная философия ХХ века. Марксистская философия в России. Современная философия. Прагматизм. Феноменология.Психоанализ.Экзистенциализм.Философская антропология.Неотомизм.Структурализм и постструктурализм.Постмодерн. Бытие и материя как основные философские понятия. Бытие как реальность. Понятие субстанции. Движение и его основные формы. Пространственно-временной континуум. Проблемы единства мира. Эпистемология: философское учение о знании. Теоретическое «конструирование» знания. Научное и вненаучное знание. Религиозная картина мира. Философская картина мира. Научная картина мира. Синергетика – как реальное видение. Жизнь как специфическая форма движения материи. Предпосылки возникновения жизни. Современные представления о происхождении жизни. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы. Философское учение о развитии мира: история и сущность. Объективное и субъективное в диалектике. Основные законы и категории диалектики. Принцип антропоцентризма в концепции глобального эволюционизма. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус Земной жизни. Проблема эволюции Вселенной. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека. Антропология о происхождении и эволюции человека. Человек и природа. Природа как объект философского познания. Единство природы и человека. Естественная и искусственная среда. Этногенез и проблема единства человечества (русский космизм). Глобальный характер экологических проблем. Природа человека и смысл его жизни. Смысл жизни и деятельности человека. Единство духовного и телесного, биологического и социального, общечеловеческого и вечного (вселенского) в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Проблема смерти и бессмертия. Проблема сознания в науке и философии. Понятие сознания. Современные программы анализа сознания. Интегративная структура сознания. Концептуальное структурирование сознания. Рефлексивная диада самосознания и бессознательного. Виды познания. Отражение мира в сознании как познание. Субъект и объект познания. Познание как процесс идеального отражения мира. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Методология научного познания. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание). Логическая система диагностического познания. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Истина и её критерии. Познание и практика. Научные революции и смена типов рациональности. Общество как объект философского анализа. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества. Теоретические модели общества как развивающейся системы. Общество и его структура. Общество в отличие от социума. Системный взгляд на общество: исходные определения. Аспекты системного рассмотрения общества. Уровни системного рассмотрения общества. Материальная жизнь общества. Роль техники и технологии в социальном воспроизводстве. Труд – главное условие преобразования действительности в новое бытие. Производство, его роль в жизни человека. Техника и технология в социальном измерении и историческом процессе. Социокультурные аспекты техники и технологии в становлении информационной цивилизации. Понятие политической системы. Политика и общество. Личность и политика. Человек в системе социальных связей. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей. Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальной дифференциации современного общества. Социальная дифференциация в информационном обществе. Социальная природа и содержание духовной жизни. Наука как система знаний и вид духовного производства. Искусство. Мораль как регулятор социального поведения. Религия. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Общественное сознание – его бытийственный смысл (индивидуальное и общественное сознание). Закономерное развитие общественного сознания, его зависимость от общественного бытия и относительная самостоятельность. Культура и природа. Проблема понимания культуры. Человек как творец и творение культуры. Культура и цивилизация. Личность и общество как проблема социальной философии (индивид, индивидуальность, личность). Теории личности. Человек и исторический процесс. Свобода и ответственность – атрибутивные характеристики человеческого бытия. Свобода и необходимость. Коллективность как форма совместимости человеческого бытия. Личность и массы. Общественный прогресс. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Цивилизация как форма существования и развития общества. Типы цивилизаций: содержание и основные признаки информационной цивилизации. Многобразие форм цивилизаций. Россия в мировом цивилизационном процессе. Сущность антропологического детерминизма. Гуманизм в судьбах современных цивилизаций. Человечество перед лицом глобальных проблем. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.
ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
(для студентов, которым предусмотрена по учебному плану данная форма контроля)
1. Предмет философии, её место и роль в культуре.
2. Философские системы Древней Индии: представления о мире и человеке.
3. Философия Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.
4. Античная философия. Становление натурфилософии и диалектики.
5. Философские учения Аристотеля и Платона.
6. Философия средневековья. Природа и человек как творение бога.
7. Философия Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
8. Проблема метода познания в философии Нового времени. ( Ф.Бэкон, Р.Декарт).
9. Проблема человека в философии Просвещения. (Вольтер, Руссо).
10. Философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм. Категорический императив.
11. Философская концепция Гегеля. Объективный идеализм и идеалистическая диалектика.
12. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии христианства и утверждение религии любви.
13. Русская философия (XIX в. – первая половина: западники и славянофилы; философия революционно-демократического движения, петрашевцы, народники).
14. Русская философия (XIX в. – вторая половина: религиозно-идеалистическая философия (В.С. Соловьев); неославянофильство; русское неогегельянство; русское неокантианство).
15. Русская религиозная философия ХХ века (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев).
16. Марксистская философия в России.
17. Бытие как реальность (понятие субстанции).
18. Движение и его основные формы. Пространственно-временной континуум (проблемы единства мира).
19. Эпистемология. Научное и вненаучное знание.
20. Жизнь как специфическая форма движения материи.
21. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
22. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус Земной жизни.
23. Человек и природа (естественная и искусственная среда).
24. Проблемы взаимодействия общества и природы. Русский космизм (учение В. И. Вернадского о ноосфере). Этногенез.
25. Единство духовного и телесного, биологического и социального, общечеловеческого и вечного (вселенского) в человеке.
26. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
27. Проблема смерти и бессмертия.
28. Понятие сознания. Современные программы анализа сознания.
29. Интегративная структура сознания. Рефлексивная диада самосознания и бессознательного.
30. Концептуальное структурирование сознания.
31. Познание как процесс (соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания).
32. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание).
33. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества.
34. Общество и его структура (общество в отличие от социума).
35. Системный взгляд на общество (аспекты и уровни системного рассмотрения общества).
36. Материальная жизнь общества (производство, его роль в жизни человека).
37. Техника и технология в становлении информационной цивилизации.
38. Политическая жизнь общества (политическая система; личность и политика).
39. Духовная жизнь общества (наука как система знаний и вид духовного производства; искусство, мораль, религия).
40. Духовная жизнь общества (любовь и творчество в жизнедеятельности человека).
41. Культура и цивилизация (человек как творец и творение культуры; сущность культурной деятельности).
42. Личность и общество. Проблемы свободы.
43. Общественный прогресс. Проблемы и перспективы современной цивилизации (Россия в мировом цивилизационном процессе).
44. Проблемы гуманизма в судьбах современной цивилизации.
45. Основные направления современной философии (прагматизм, феноменология, психоанализ, экзистенциализм, философская антропология, неотомизм, структурализм и постструктурализм, постмодерн).
46. Социально-критическое направление в философии (Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас).
47. Антропологическое направление в философии (Ницше, Шопенгауэр).
48. Сциентистское направление в философии (позитивизм, его основные этапы).
49. Смысл жизни человека как философская проблема.
50. Человек как предмет познания. Роль различных наук в формировании представлений о человеке, его месте в мире.
51. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика.
52. Религиозная картина мира (РКМ), философская картина мира (ФКМ), научная картина мира (НКМ), синергетика – как реальное видение.
53. Социальная структура общества.
54. Индивид, индивидуальность, личность. Теории личности.
55. Глобальные проблемы современности, их значение в жизни общества.
56. Проблема сознательного и бессознательного (З. Фрейд).
2.4. ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
(для студентов, которым предусмотрена по учебному плану данная форма контроля)
1. Предмет философии, её место и роль в культуре.
2. Философские системы Древней Индии: представления о мире и человеке.
3. Философия Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.
4. Античная философия. Становление натурфилософии и диалектики.
5. Философские учения Аристотеля и Платона.
6. Философия средневековья. Природа и человек как творение бога.
7. Философия Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
8. Проблема метода познания в философии Нового времени. ( Ф.Бэкон, Р.Декарт).
9. Проблема человека в философии Просвещения. (Вольтер, Руссо).
10. Философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм. Категорический императив.
11. Философская концепция Гегеля. Объективный идеализм и идеалистическая диалектика.
12. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии христианства и утверждение религии любви.
13. Русская философия (XIX в. – первая половина: западники и славянофилы; философия революционно-демократического движения, петрашевцы, народники).
14. Русская философия (XIX в. – вторая половина: религиозно-идеалистическая философия (В.С. Соловьев); неославянофильство; русское неогегельянство; русское неокантианство).
15. Русская религиозная философия ХХ века (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев).
16. Марксистская философия в России.
17. Бытие как реальность (понятие субстанции).
18. Движение и его основные формы. Пространственно-временной континуум (проблемы единства мира).
19. Эпистемология. Научное и вненаучное знание.
20. Жизнь как специфическая форма движения материи.
21. Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
22. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус Земной жизни.
23. Человек и природа (естественная и искусственная среда).
24. Проблемы взаимодействия общества и природы. Русский космизм (учение В. И. Вернадского о ноосфере). Этногенез.
25. Единство духовного и телесного, биологического и социального, общечеловеческого и вечного (вселенского) в человеке.
26. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
27. Проблема смерти и бессмертия.
28. Понятие сознания. Современные программы анализа сознания.
29. Интегративная структура сознания. Рефлексивная диада самосознания и бессознательного.
30. Концептуальное структурирование сознания.
31. Познание как процесс (соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания).
32. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание).
33. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества.
34. Общество и его структура (общество в отличие от социума).
35. Системный взгляд на общество (аспекты и уровни системного рассмотрения общества).
36. Материальная жизнь общества (производство, его роль в жизни человека).
37. Техника и технология в становлении информационной цивилизации.
38. Политическая жизнь общества (политическая система; личность и политика).
39. Духовная жизнь общества (наука как система знаний и вид духовного производства; искусство, мораль, религия).
40. Духовная жизнь общества (любовь и творчество в жизнедеятельности человека).
41. Культура и цивилизация (человек как творец и творение культуры; сущность культурной деятельности).
42. Личность и общество. Проблемы свободы.
43. Общественный прогресс. Проблемы и перспективы современной цивилизации (Россия в мировом цивилизационном процессе).
44. Проблемы гуманизма в судьбах современной цивилизации.
45. Основные направления современной философии (прагматизм, феноменология, психоанализ, экзистенциализм, философская антропология, неотомизм, структурализм и постструктурализм, постмодерн).
46. Социально-критическое направление в философии (Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас).
47. Антропологическое направление в философии (Ницше, Шопенгауэр).
48. Сциентистское направление в философии (позитивизм, его основные этапы).
49. Смысл жизни человека как философская проблема.
50. Человек как предмет познания. Роль различных наук в формировании представлений о человеке, его месте в мире.
51. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика.
52. Религиозная картина мира (РКМ), философская картина мира (ФКМ), научная картина мира (НКМ), синергетика – как реальное видение.
53. Социальная структура общества.
54. Индивид, индивидуальность, личность. Теории личности.
55. Глобальные проблемы современности, их значение в жизни общества.
56. Проблема сознательного и бессознательного (З. Фрейд).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1998.
3. Антология мировой философии в 4-х т. Мысль. 1969.
4. Антология средневековой мысли Т. 1,2 /Под ред. С.С.Неретиной –С-Пб., 2002.
5. Асмус В.Ф. Античная философии. М. 1976.
6. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995, № 1.
7. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь справочник, 2000.
8. Введение в философию. Учебник. В 2-х Т. – М. – 1990.
9. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002.
10.Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1, ч. 1 и 2, Т. 2, ч. 1 и 2. - Л., 1991.
11.Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии, 1991, № 12.
12.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: В 2-х т. - М., 1994.
13.Зуй М.И. Социология – мифология – философия // Социс, 1996, № 12.
14.История современной зарубежной философии. Санкт-Петербург. – 1997.
15.История философии в кратком изложении. - М., 1995.
16.История философии: Запад–Россия–Восток. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. В 4-х Т. – М., 1995-1996.
17.Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.
18.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.
19.Караваев Э.Ф., Шилков Ю.М. Философия. – СПб, 2004.
20.Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. – Кемеров. 2001.
21.Кохановский В.П. Современная философия. – Ростов-на-Дону, 1998.
22.Краткая история философии (Под общей ред. В.Г. Голобокова). - М. 1996.
23.Краткая история философии. - М., 1996.
24.Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
25.Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону – 1997.
26.Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М. 1996.
27.Лешкевич Т.Г. Философия. Курс лекций. М., 2000.
28.Лившиц М. Мифология древняя и современная. – М., 1982.
29.Лосский Н.О. История русской философии.- М. 1991.
30.Мануйлов И.М. Античная философия. Конспект лекций. Пенза. 1999.
31.Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланова В.Г. Философия 20 века. – М., 2001.
32.Мартынов М.И. Философия: вопросы и ответы. - Мн., 2001.
33.Мир философии. Книга для чтения. В 2-х Ч. – М., 1991.
34.Новиков А.И. История русской философии. Санкт - Петербург, 1998.
35.Основы современной философии. – Отв. ред. М.Н.Росенко. – М., 1997.
36.Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2002.
37.Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
38.Пролеев С.В. История античной философии. - М.. 2001.
39.Рассел Б. История западной философии Ч. 1-2. - М. 1993.
40.Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. в 4-х Т. – СПб., 1997.
41.Русская философия. Антология. Ч. 1-2. М., 1993.
42.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.,1995.
43.Русская философия. Словарь.- М. 1999.
44.Русские философы (Конец ХIХ – середина ХХ века). Антология. М. 1993.
45.Рычков А.К. Философия. М., 2002.
46.Современная буржуазная философия. Словарь. – М., 1994.
47.Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.
48.Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.
49.Современный философский словарь. – М., 1996.
50.Солнцев В.Н. Русская философия: имена, учения, тексты. М., 2001.
51.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М. 1998, 2000.
52.Таранов П.С. Философия изнутри. Анатомия мудрости. Ч. 1-2. - М. 1996.
53.Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.
54.Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М. 1997.
55.Фараджев К. Русская религиозная философия. – М., 2002.
56.Федорова М. Классическая политическая философия. – М., 2001.
57.Феномен человека. Антология. – М. 1993.
58.Философия (конспект лекций). - М., 2002.
59.Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.
60.Философия / Под ред. Харина Ю.А. - Мн., 1999.
61.Философия природы в Античности и Средние века /Под ред. Гайденко П.П., Петрова В.В. – М., 2002.
62.Философия. / Под ред. Л.А. Никитина. – М., 2002.
63.Философия. Справочник студента. / Под ред. Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцова. – М., 1999.
64.Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П.Ратникова., М., 2005.
65.Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв.ред. В.П. Кохановский. Ростов - на - Дону, 2002.
66.Философия. Учебник. Санкт-Петербург, 1996.
67.Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В.Панин. - М. 2002.
68.Философия. Человек и жизнь. /Под ред. Н.С.Кажеурова. – М., 2002.
69.Философский энциклопедический словарь М. 1983.
70.Философский энциклопедический словарь. - М., 1994.
71.Философский энциклопедический словарь. – М. 2002.
72.Философский энциклопедический словарь. – М., 1998.
73.Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3-х частях. - Ч. 2 /Отв. Ред. Микешина Л.А. М. 2001.
74.Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. Ч.1. – М., 1997.
75.Хрестоматия по истории философии от Нестора до Лосева. Ч.3. – М., 1997.
76.Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Дерриды. Ч.2. – М., 1997.
77.Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. 2001.
78.Чикин А.П. Врачи-философы. – М., 1994.
79.Шевченко Ю.П. Философия медицины. – М., 2004.
Дополнительная
1. «Круглый стол», посвященный обсуждению книги Н.Н. Моисеева «Быть или не быть человечеству?» // Вопросы философии, 2000, №4.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 1987.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
4. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. -Новый мир, 1988, № 7,9.
5. Авраменко Р.Ф., Николаева В.И. Голографические свойства гиперсферы // Проблемы голографии. – М., 1975. – Вып. № 6.
6. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. . – М., 1988.
7. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. - № 2.
8. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии. – 1991. - № 1. С. 3-8.
9. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание. – Минск, 1991.
10.Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени. // Философские науки, 1985, № 3.
11.Анисимов О.С. Основы методологического мышления. – М., 1989.
12.Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. – М., 1981.
13.Антонян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001.
14.Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. - № 2.
15.Арлычёв А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. – СПб, 1992.
16.Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности – М., 2001.
17.Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
18.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.
19.Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования. // Вопросы философии, 1995, № 12.
20.Баландин Р. Поиски истины. Жизнь и творчество В.И. Вернадского. – М., 1983.