Указ о привилегиях, данных Магометом христианам
(Подстрочный перевод).
Магомет, Пророк, посланник Божий и проповедник всего рода человеческого, согласно с Божественным поручением, на него возложенным, написал нижеследующее, дабы оно, в силу Божьего веления, стало священным указом, узаконившим христианскую веру, как па восточных, так и на западных окраинах земли, как в её ближайших, так и в самых отдаленных местностях, как в её известных и неизвестных частях, как среди образованных, так и среди необразованных её жителей: документом этим, данным им (христианам), как обещание и всенародный список, он повелевает превозносить его правосудие (т.е. закон его считать священным) и охранять его существование.
После, этого каждый исповедующий Ислам, не уважающий силу этого указа, употребляющей его во зло, или прекословящий, как неверный, этому завету и тем нарушающий мои приказания, будет считаться нарушителем Божьего завета и его заповедей и клятвопреступником. Все равно, кто бы он ни был, царь ли, князь ли, или всякий другой человек из числа верных магометан.
Дав им, т. е. христианам, этот указ, со следующими обещаниями и условиями, я обязал себя и всех моих верных приверженцев и последователей и дал им право требовать от меня и от них исполнения этих обещаний и условий в силу Божьего завещания и договора. Я поместил их под кровом Пророков, Апостолов, Святых и чтимых верными магометанами, как прошедших, так и будущих времен; мое же собственное покровительство и мои договоры должны быть приняты за главные и первоначальные («Бог повелевает исполнению своего завещания и повиновению законному посланному Пророку или одному из окружающих его Ангелов»). Повелеваю я охранять законы их (т. е. христиан) правосудия во всех моих областях, защищать их моими конными людьми, военачальниками и верными последователями от всякого врага близкого пли дальнего, осужденного пли свободного; обеспечивать их и защищать их церкви и места, назначенные для Богослужения, жилища их монахов и места их богомолья, где бы они ни были или ни находились: на горе или в долине, в пещере или в хижине, на лугу или в поле, в деревне или в городе; оберегать их веру их богатства, где бы они ни были или где бы они ни находились: на суше или на море, на востоке или па западе; точно также как я сам охранял и берег бы самого себя, свой собственный конец (вечное спасете) и свой народ, моих верных магометан, так я желал бы оградить их моей порукой от всякого оскорбления, обиды, насилия и преследования; а пока я властен над ними, я хотел бы поддерживать и прикрыть их моей собственной особой, моими приверженцами, последователями и людьми моего народа от всякого врага, который вздумал бы огорчить меня вместе с ними. Я обязуюсь не допустить наложения на них обременительных налогов пли займов, которые не должны превышать того, что они в состоянии дать; и из-за этого они не должны терпеть ни насилия, ни притеснений! Ни один епископ не лишится своей епархии. Ни один христианин не будет, исторгнут из своего монастыря, ни один богомолец не будет удержан от богомолья, ни один отшельник не будет потревожен в своей келье и ни одна из церквей не будет снесена для воздвижения на месте ее мечети или дома для магометан—и если кто либо сделает таковое, то он нарушит Божье завещание, изменит своей вере и сделается непослушным Апостолу Бога. Никто из епископов или монахов не будет обременен ни малейшим налогом, кроме того, что они захотят дать по своей доброй воле; никакая пошлина не будет взиматься с богатых купцов, или с пользующихся полнейшим благоденствием, ни с водолазов (за жемчугом), ни с тех, которые разрабатывают рудники и добывают из них золото, серебро и драгоценные камни. Не более двенадцати драхм должно быть взимаемо раз в год, как поголовная подать с христиан, и то если они постоянные и местные жители какого-нибудь города; никакая поголовная подать или земельный налог не должны быть взыскиваемы с путешественника или проезжего, который не принадлежит, к числу местных жителей страны; но те, которые владеют землями, помещики, то по справедливости должны вносить следующие пошлины государю, по примеру других (т. е. магометан), с тем, однако, чтобы не было слишком тяжелых налогов и столько, сколько они в состоянии дать, и чтобы никто из них, кто потребует с малыми средствами обрабатывать землю, для улучшения ее плодородия и ее произведений, не был угнетаем по несправедливо принуждаем, платить известный налог, подобно другим (помещикам).
Ни один христианин не обязан выступать с магометанскими войсками, или против врага, или для сохранения границ; военные дела не должны касаться данников; они покорены, чтобы быть данниками и не быть ни кем тревожимы, а магометане должны их защищать и ограждать. Они не обязаны идти на войну вмести с мусульманами с оружием и лошадьми; разве только по их доброй воли; и каждый, кто захочет в таком случае поступить в ряды мусульманского войска, должен быть принят с благодарностью, и услуги его щедро награждены. Никто из магометан не должен прибегать к насилию или принуждению в отношении христиан; напротив, они должны обращаться с ними с великой скромностью и осенять их крыльями милосердия и всепрощения; и где бы они ни были и где бы они ни находились, всюду должны они быть ограждены от всякой обиды и от всякого зла. Если какой нибудь христианин окажется виновным в преступлении, или сделает ошибку, магометане должны принять его сторону, охранять его от дерзостей и в то же время не допускать ни до какой обиды и дурного с ним обращения; они должны стараться восстановить мир между ними и его противником., или положить конец ссоры удовлетворением обоих сторон.
Они, т. е. христиане, не должны быть оставлены или отвергнуты, нет, нисколько. Я дал им закон Бога, дабы они имели и пользовались теми самыми преимуществами, которые даны и магометанам, и дабы магометане уважали права, дарованные христианам в силу этого указа, который должен быть уважен и исполнен. Согласно с этим священным Указом, они должны быть ограждены от всякой обиды и допускаемы во всякое общество, так чтобы магометане были их участниками во всех случаях.
Относительнобраков с магометанами, они (христиане) не должны быть принуждаемы ни несправедливой силой, ни угнетением; родители девушки не должны быть принуждаемы выдать ее за магометанина, разве только они сами того пожелают; их не должны оскорблять, если они откажут жениху, или отвергнут его сватовство или его самого; и по этому такой брак не должен состояться, разве, только они сами на него согласятся и его пожелают. Если христианка делается женой магометанина, то он должен уважать ее расположение к ее собственной вере; он не должен воспрещать ей исполнять ее обряды и получать поучения от старшин ее веры; он не должен принуждать ее отречься от своей религии или грозить за это разводом; если он такое сделает, то он будет ослушником заповедям Бога и сделается нарушителем предписания Божьего Апостола и будет считаться вероломцем перед Всевышним.
Если христианам понадобится помощь в починке или в исправлении их церквей или скитов, или в чем бы то ни было касательно религии, то магометане должны им помогать и покровительствовать (и вы не должны смотреть на это как на простую помощь в их беспомощности, а как на угождение предписаниям Божья Апостола, издавшего это предписание в их пользу власти Бога и ЕгоАпостола). Во время войны или когда магометане будут на враждебной ноге со своими соседями, ни один христианин не должен быть ненавидим или презираем за свое пребывание среди их (магометан), и всякий, кто станет так обращаться с христианином, тот сочтется несправедливым и упрямым против Апостола Божия и непослушным его воли (А Бог говорит: «Будь или проповедником, или проводником, или посредником»).
Таковы привилегии, данные Магометом, Апостолом Божьим, христианскому народу; и в тоже время он выговорил насчет их веры и религии некоторые условия, обязующие их исполнить взятые на себя обязательства.
«Ни один христианин не будет противником магометан и не присоединится ни тайно, ни явно к их врагам, не приютит и не примет врага магометан ни в своем доме, ни в каком либо месте своего Богослужения; он не поможет ни оружием, ни лошадьми, ни людьми какому либо врагу, а также не снабдит его деньгами и не даст их ему взаймы; он не будет вести переписки, и не будет иметь никакого сообщения с врагом, разве, только если он (этот враг) будет в деревне или в городе, где христиане будут принуждены к подобным действиям для защиты своей религии.
«Они не запретят ни какому магометанину оставаться или расположиться, в течение трех дней и ночей, со всем его скотом и со всеми его спутниками в каком бы то ни было месте они укажут ему место для его безопасного пребывания оградят его от всякой обиды и всякого принуждения.
«Если обстоятельства потребуют скрыть магометанина, в каком бы то ни было христианском доме, то христиане обязаны приютить его и принять в свои жилища и поместить его в самом безопасном месте, назначенном для охранения их собственной жизни, так чтобы христиане были его участниками во всем, что может с ним случиться, пока он под их кровом. Они не должны указывать врагу ни на сильную, ни на слабую сторону магометан и не нарушать обязанностей, которыми они с ними связаны в силу этого документа. Следовательно, если кто либо из христиане не соблюдет или отвергнет какое нибудь из этих условий, подтвержденных и скрепленных волей первосвященников, духовных лиц и всеми христианами, то он будет лишен привилегий, дарованных христианам за исполнение и соблюдение этого священного завещания, скрепленного Божественною властью, после, честного общения, данного Апостолом Божьим и Его народом в исполнении всего, что содержится в этом завтрашнем, всюду, где бы они ни были или где бы они ни находились; следовательно, Апостол Божий обязуется исполнить все, что он обещал и назначил христианским народам, а магометане, в свою очередь, обязаны соблюдать и уважать силу этого документа до последней минуты.
«Подписано и скреплено, согласно с Божественными предписаниями, полным отпечатком правой руки Магомета, Апостола и посланника Бога.
«А свидетели, подписавшиеся под этим указом, скрепляют и удостоверяют что, этот документ сделан Магометом, Апостолом Божьим, с христианскими народами, которые в силу этого связаны некоторыми условиями, а с другой стороны пожалованы правом пользоваться известными привилегиями.
«Писал Моавия-Бен Сафьян со слов Апостола, во второй день, последнего числа четвертого месяца, четвертого года Хиджры, в Медине, и, преисполненный Божьим милосердием, он радостно скрепляет своим свидетельством этот документ, и да славится Господь Бог, Творец Вселенной».
Абу-Бекр-Эссидик; Омар-Бинуль-Хатаб; Осман бену эл-Аффан; Али бену Сафйан; Абу Элдерда; Абу Зяр; Абу Хурайра; Абдулла бену Массуд; Абдулла бену Аббас; Хамза бену Абдул Муталиб; Фозайлъ; Зед бену Сабит; Абдулла бену Зейд; Збяйр бену эль-Авоам; Харрас бену Зейд; Саад бену Моад; Сабет бену Кейс; Асамат бену Зейд; Осман бену Матъун; Абдулла бену Онар эль-Асс; Хасан бену Сабет; Жафар бену Аби Талеб; Ибнуль Абасс; Талха бену Абдулла; Саад бену Ибад; Зейд бену Аркам; Зухайль бену Бида; Давуд бену Жаббар; Абу Ама; Абу Харис бену Озяйр; Хассан бену Али; Ашшир бену Аимен, Кяаб бену Малек; Кяаб бену Кауд.
Да благословит их всех Бог!