Эволюция жанра рассказа в творчестве Т. Толстой и С. Довлатова. Углубление чеховской традиции. Мастерство авторов в создании человеческих характеров и изображении деталей.

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ

ПО КУРСУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ»

Аксенов В. Звездный билет. Апельсины из Марокко. Коллеги. (на выбор) Остров Крым. Ожог. Новый сладостный стиль. (на выбор)

Ч. Айтматов. Плаха. Тавро Кассандры.

Акунин Б. Чайка. Азазель.

Астафьев Вик. Людочка. Печальный детектив.

Васильев Б. А зори здесь тихие. Не стреляйте в белых лебедей. В списках не значится. Капля за каплей. (2 на выбор)

Битов А. Улетающий Монахов. Пушкинский дом. (1 на выбор)

Бродский И. Поззия.

Бондарев Ю. Батальоны просят огня. Горячий снег. Воробьев К. Убиты под Москвой. Это мы, Господи. (1 на выбор)

Вампилов А. Старший сын. Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске (№3)

Высоцкий Вл. Поэзия.

Владимов Г. Верный Руслан (№2)

Горин Г. Тот самый Мюнхгаузен. Чума на оба ваши дома. Шут Балакирев. (на выбор) (№4)

Гришковец Е. Как я съел собаку. Планета.

Довлатов С. Чемодан. Зона. Заповедник. Компромисс.

Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей.

Ерофеев Вен. Москва-Петушки (№5)

Ерофеев Вик. Жизнь с идиотом. Тело Анны или конец русского авангарда. Пять рек жизни. «В лабиринте проклятых вопросов» (2-3 эссе на выбор).

Женская проза: Т. Толстая, М. Палей, И. Полянская, Л. Петрушевская, Г. Щербакова, Л. Улицкая (2 на выбор).

Искандер Ф. Кролики и удавы.

Ким А. Белка. Отец-лес. Поселок кентавров.

Казаков Ю. Рассказы. (3-4 на выбор)

Королев А. Голова Гоголя. Игры гения. Быть Босхом. Человек-язык. (на выбор)

Маканин Вл. Лаз. Сюр в Пролетарском районе. Нешумные. Кавказский пленный. Антилидер. Слуга. Человек свиты. Испуг. (2 на выбор)

Мамлеев Ю. Рассказы. (5-6 на выбор)

Набоков Вл. Лолита. Дар.

Нагибин. Ю. Тьма в конце тоннеля.

Нароков Н. Мнимые величины.

Новиков Вл. Роман с языком.

Окуджава Б. Будь здоров, школяр! Путешествие дилетантов. Поэзия.

Орлов В. Альтист Данилов. Шервикука, или любовь к привидению. Аптекарь. (на выбор)

Пелевин Вик. Жизнь насекомых. Омон Ра. Generation П.

Петрушевская Л. «Три девушки в голубом». «Квартира для Коломбины». «Мужская зона».

Радзинский Э. Лунин, или смерть Жака. Театр времен Нерона и Сенеки (№4)

Распутин В. Пожар.

Симонов К. Живые и мертвые. Гроссман В. Жизнь и судьба. (на выбор)

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. В круге первом (№1). Раковый корпус.

Соколов С. Школа для дураков (№6).

Твардовский А. Теркин на том свете По праву памяти.

Тендряков В. Охота Пара гнедых. Хлеб для собаки. Тугой узел. Ухабы. (2 на выбор)

Толстая Т. Кысь. Рассказы (2-3 на выбор).

Трифонов Ю. Старик. Обмен. Дом на набережной. (2 на выбор)

Угаров М. «Зеленые щеки апреля». «Облом-off». (на выбор)

Шаламов В. Колымские рассказы (№2).

Шукшин В. Рассказы. (3-4 на выбор) До третьих петухов.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Русская литература второй половины XX – начала XXI веков

1. Литературный процесс второй половины 80-х – начала 90-х на пути к своей целостности (литература метрополии, «возвращенная литература», литература русского зарубежья, сам- и тамиздат).

2. Многоуровневость литературного процесса второй половины 80-х – 90-х, его жанровое и стилевое разнообразие.

3. Кризис современного общества и загадка русского характера в художественно-публицистической повести В. Астафьева «Печальный детектив». Полемика автора с классической традицией о возможности прощения преступника. Сошнин как образ ищущего и размышляющего героя.

4. Модель мира, дома и человека в повести В. Распутина «Пожар». Утрата духовно-нравственных корней в общинной иерархии ценностей.

5. Нравственно-философская и социальная проблематика в «Плахе» Ч. Айтматова. Катастрофичность времени в романе.

6. Оппозиция «мир людей» – «мир природы» и трагедия современной личности в романе «Плаха».

7. Развитие реалистической традиции в русской литературе 80-х – 90-х. Стилевые течения «неоклассической» прозы: художественно-публицистическое (В. Астафьев, В. Распутин и др.) и философское (Ч. Айтматов, Б. Васильев и др.)

8. Размежевание между писателями традиционной школы и его отражение в повестях В. Астафьева и В. Распутина. Полемика между «неопочвенниками» и «демократами» на страницах журнальных изданий.

9. Особенности условно-метафорической прозы.

10. Феномен «другой» прозы.

11. Антиутопия и ее разновидности (социальная, техногенная, экологическая, постъядерная) в русской литературе последней четверти XX века.

12. Русский литературный постмодернизм: его философские основы и отличительные особенности.

13. «Жестокий реализм» в изображении ужасов современной жизни (В. Астафьев «Печальный детектив», «Людочка»); криминально-преступный и аморальный фон общества.

14. Мемуарно-художественное начало в поздних произведениях Ю. Нагибина («Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя», «Тьма в конце туннеля»). Исторические события эпохи сквозь призму субъективного восприятия. «Вечные» вопросы русского сознания.

15. Толстовская традиция в современной литературе. «Диалектика души», постижение психологии человека тоталитарного общества в творчестве В. Маканина. Проблема нравственного выбора на «малой» войне в повести «Кавказский пленный».

16. Сказочный тип условности в социальной повести Ф. Искандера «Кролики и удавы». Триада общество – государство – человек в иронической модели советской действительности.

17. «Демоническая» фантастика как условный способ отражения социальной действительности в повести «Альтист Данилов». Двоемирие у В. Орлова.

18. Мифологический тип условности в антиутопии А. Кима «Поселок кентавров».

19. Оборотничество – превращение человека в животного – как условный прием в повестях А. Кима «Белка» и В. Пелевина «Жизнь насекомых».

20. Экзистенциальная проблема свободы личности и ее круг «вечных возвращений» в романе А.Кима «Отец-лес».

Эволюция жанра рассказа в творчестве Т. Толстой и С. Довлатова. Углубление чеховской традиции. Мастерство авторов в создании человеческих характеров и изображении деталей.

22. Ироническое переосмысление культа великого писателя на фоне абсурдной действительности («Заповедник» С. Довлатова).

23. Ассоциативное восприятие действительности и диалог героя с самим собой в «Школе для дураков» С. Соколова. Мир как метафора: пространство и время в романе.

24. «Зона» как квинтессенция советского общества в интерпретации С. Довлатова.

25. «Москва-Петушки» В. Ерофеева как пратекст русского постмодернизма.

26. Литературная реминисценция как постмодернистский прием в романе А. Битова «Пушкинский дом». Судьбы русской интеллигенции: Л. Одоевцев – герой времени.

27. Постмодернистская интерпретация русской классики и «вечных» тем в повести А. Королева «Голова Гоголя». Коллажность повествования. Черты реализма, мистики и фантасмагории. Спор о добре и зле и его традиция (Гете, Тургенев, Достоевский). Смысловая значимость «гоголевского текста» в повести.

28. Современная драматургия (начиная с 80-х): отличительные черты и направления («поствампиловская волна» – В.Славкин, Л.Петрушевская, В.Арро; Н.Садур, А.Галин, Г.Горин, Э.Радзинский, Н.Каляда, Б.Акунин и др.)

29. Русская поэзия на современном этапе: традиционное направление, его представители и поэтический поставангард (концептуализм, метаметафоризм, неофутуризм, соц-арт).

30. Экспериментальный взгляд на общество и человека в повести В. Пелевина «Омон Ра». «Турбореализм» как синтетический стиль (черты триллера, сатирической фэнтези, соц-арта; использование условных форм и трагический сюрреализм советской действительности).

31. Жанровая трансформация и своеобразие романа Т. Толстой «Кысь».

32. Постмодернистская концепция мира и человека в прозе Вик. Ерофеева.

33. Особенности творческой манеры одного из поэтов-поставангардистов: А. Еременко, Дм. Пригов, И. Иртеньев, В. Друк и др. (один на выбор).

34. Антитоталитарная проза: А. Солженицын, В. Шаламов, Ю. Домбровский.

35. Лагерная действительность в повести Г. Владимова «Верный Руслан».

36. Особенности литературного процесса периода «оттепели».

37. «Застойные» годы в русской литературе. Феномен третьей волны эмиграции.

38. Особенности драматургии А. Вампилова.

Наши рекомендации