Знание как предмет теории познания
Наряду с проблемой субъекта и объекта теория познания ставила разнообразные вопросы. Одни из них были более важны, другие менее. Все зависело от времени, состояния науки, религии, общественного интереса. Центральной же проблемой всегда оставалось одно – что такое знание и в чем оно состоит.
Древнегреческая философия решала вопрос о знании как вопрос об истине и мнении. Одним из первых, кто попытался понять, что есть истина и мнения, истина и заблуждение был Демокрит. Он предполагал, что "существуют очертания (отпечатки, оттиски), подобные по виду плотным телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию". Эти оттиски "истекают" от предметов, сохраняя при этом порядок и положение атомов в материальных телах. Образы предметов "привходят к нам от внешних предметов" запечатлеваясь на сетчатке глаза. Аналогично возникают звуки: "Слышание происходит оттого, что некое течение несется от предмета, говорящего, или звучащего, или шумящего..." Запахов не могло бы быть, если бы не существовали некоторые частицы, "уносящиеся от предмета" возбуждающие органы слуха и обоняния. [2. Т. 1. Ч. 1. С. 349-350].
В то же время знание могло быть в античной философии и копией не только материального мира, но и копией мысли.
Знание понималось как некая копия предмета. Истина (картина действительного мира) противопоставлялась мнению (обыденным представлениям). Истинное знание может быть "дано" субъекту в ощущениях или в готовых формах мышления. Все продукты субъективной познавательной деятельности рассматривались как неистинное мнение.
Впервые развернутую постановку основных проблем теории познания осуществил Платон. Он сформулировал вопросы: 1. Что есть знание? 2. Каковы способы его обоснования? 3. Может ли считаться знанием то, что в обыденной жизни считается таковым? 4. Может ли считаться знанием правильное мнение? 5. Каков правильный путь познания (достоверный путь) – чувственный или рациональный? и др.
Платон убежден в том, что знание не может иметь текучей природы. Оно устойчиво, объективно, и понятия, соответствующие объекту, носят общеобязательный характер, не зависят от индивидуальных характеристик познающего субъекта. Основанием для истинности знания является для Платона некий мир идей, отличающийся устойчивостью, упорядоченностью и полнотой. Мир идей настолько же реален, насколько изменчивы и текучи земные материальные объекты. Поэтому целью познания может служить именно этот законченный и совершенный идеальный мир, открывающийся познающему субъекту в процессе припоминания того, что созерцала когда-то душа.
Процесс "воспоминания" – это одновременно и умопостижение недоступного для ощущений мира идей. А обязанность человека состоит в том, чтобы фиксировать то, что удалось вспомнить и передать последующим поколениям для облегчения задачи воспоминания и ускорения процесса достижения истины. Последующие поколения в свою очередь обогащают усвоенный опыт новыми "воспоминаниями". Так происходит процесс наращивания знаний.
По логике Платона, знание предстает как некий абсолют, одинаковый и справедливый на все времена, для всех сфер деятельности. Знание должно иметь универсальный характер. Оно не должно приращиваться и сравниваться. Вот тогда оно может считаться истинным. Кроме того, в системе Платона неразрешима проблема соотношения мира неизменных идей и мира "становящихся" вещей как проблема совмещения постоянного, абсолютного знания и неустойчивого, проблематичного мнения.
Специфика постановки проблем теории познания в античной философии состоит в том, что мыслители, рассуждая о познании, исходят из положения о том, что знание не может не быть едино с тем, знанием о чем оно является, то есть оно не может не быть своеобразной копией предмета. Эта предпосылка принимается как нечто совершенно естественное и даже особенно не обсуждается; главный интерес дискуссии лежит в выяснении того процесса, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Платон, например, сравнивает воспринимающего субъекта с воском, а предмет его восприятия (объект) – с печатью, которая отпечатывается в воске. Субъекту отказывается в активности в ходе познания, в умении воссоздать объект в его полноте. Античная философия не противопоставляет принципиально объект и субъект, как это сделали философы Нового времени. Даже Платон нечетко выражает различие между миром идей и миром физическим. Объяснение этому философия видит в задачах самой философии периода Античности. Главная ее цель состояла в построении картины мира, а теория познания должна была обеспечить доказательство включенности человека в эту картину.