Предмет теории организации в рамках классической, неклассической и постнеклассической парадигм познания.

В истории рационального мышления выделяются три базисные системы установок: классическую, неклассическую и постнеклассическую парадигмы.

Парадигма (от др.-греч. παράδειγμη – пример, образец) – это совокупность базисных установок, концептуальных схем, господствующая в течение определенного исторического периода и разделяемая членами профессионального сообщества. Парадигма определяет правила оценки и понимания ситуации, выбора того или иного варианта методов решения проблем.

В научном познании парадигма как дисциплинарная рамка определяет ракурс рассмотрения объекта, диктует определенный набор средств и методов, позволяющих раскрыть его природу. Смена парадигм характеризуется революционными подвижками в понимании, познании и преобразовании действительности. Например, в последние десятилетия происходит формирование новой парадигмы менеджмента[9]. Парадигмальностьприсуща как отдельной научной дисциплине, так и всему научному познанию.

Для классической парадигмы характерны следующие свойства:целерациональность (возможность логично обосновать необходимость и оценить степень достижения определенного результата);объективность (истинное содержание знаний не зависит от субъекта-исследователя);каузальность (всеобщность причинно-следственных отношений, предсказуемость);линейность (определенность и зависимость результата от силы воздействия);нормативность (закономерность изменений);формальность (возможность полного описания, формализации).

В соответствии с классической парадигмой организация являетсясоциальным объектом, существующим и действующим по формально-регистрируемым признакам, нормативам и регламентам. Это, как правило, социально-экономическая (или социально-техническая) система, у которой есть определенные целевые ориентиры, набор функций и организационная структура. «Машина», «агрегат», «технико-экономический комплекс» – таковы метафоры организации в этой парадигме. Управленческое воздействие на организацию-объект носит линейный характер: результат полностью предсказуем (усиление воздействия приводит к большим изменениям, и наоборот). Теория организации в классической парадигме исследует (выявляет) законы функционирования и развития социально-технического объекта[10].

Методологическойосновой теории в классической парадигмеявляется системный подход. При изучении организации используется широкий спектр аналитических процедур (системный, структурный, функциональный, структурно-функциональный анализ и др.).

Неклассическая парадигма формируется под влиянием социокультурного и научно-технического прогресса, производственной и управленческой практики. Чертами неклассической парадигмы являются: ценностная рациональность (смещение акцента с объекта на возможности субъекта понимать и оценивать мир); интерсубъективность (признание роли отношений и взаимодействия между людьми в качестве фактора, обеспечивающего понимание и оценку объекта); индетерминистичность(признание существования других типов зависимостейдля объяснения сложных систем и процессов помимо причинно-следственных связей);нелинейность (неопределенность результата, последующих состояний);жизненность (понимание организации как органической целостности, а не механической системы); неформализуемость («немыслимость», невозможность полной формализации).

Организация понимается не просто как сообщество людей, а как результат их взаимодействия на самых разных уровнях (профессионально-технологическом, социокультурном, ментальном). Это не статичное, а динамичное состояние, конфигурация которого постоянно меняется, подчиняясь отчасти воздействиям внешней среды, но в значительной степени – механизмам саморазвития и самотворения. Соответственно, изменяется предмет науки:

«Основополагающая задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимого результата»[11].

Определение организации как интерпретативного сообщества, то есть как процесса взаимодействия мнений, представлений, убеждений субъектов-сотрудников, рефлексиямысленных миров (горизонтов интерпретации) требует нового методологического обеспечения. В неклассической парадигме основу исследования сложных и, прежде всего, социальных объектов составляют принципы проблематизации, диалогичности, контекстуальности, реляционизма, рефлексивности, использование методик преимущественно качественного и праксическогохарактера, субъектно-ориентированного проектирования[12].

Постнеклассическаяпарадигма рациональности формируется в последние десятилетия ХХ столетия под влиянием социокультурных экспериментов (постмодерн), достижений современного научного знания (синергетическое моделирование, автопоэзис, теория хаоса), глобального эволюционизма. Характеристики постнеклассического мировидения включают отрицание всех ранее существовавших канонов, норм, ценностей, стереотипов, догм, в том числе и принципов классической и неклассической парадигм рациональности. Отказ от любого авторитета, конец истории, отрицание вертикали (иерархии),сочетание ранее несовместимого (коллажность)нашли свое проявление не только в экстравагантных произведениях искусства, но и в практике организационно-управленческой деятельности[13]. С позиций постнеклассики надо отказаться от традиционного менеджмента и вертикальных организационных структур в пользу партнерского (горизонтального) добровольного сетевого взаимодействия независимых субъектов.Профессиональные компетентности последних, совпадение интересов и договоренность о согласованных действиях позволяют получить конкретный уникальный результат без всякой организации.

Таким образом, обращение к парадигмам рационального познания позволяет прийти к выводу: предмет теории организации, а значит целевые ориентиры и задачи, содержание и структура, методы и инструментарий организационного знания могут быть разными. Задачами теории организации могут быть: выявление объективных закономерностей функционирования и развития организации; достижение согласования субъективных представлений и видений организации (пересечение интерпретаций); создание такой конфигурации элементов и ресурсов (различной природы, параметров, местонахождения), которая приведет к нужному результату здесь и сейчас.

Современный руководитель/специалист должен иметь представление о парадигмах и о различных (зачастую прямо противоположных) подходах, принципах и моделях управления организацией;владеть разнообразнымнабором технологий, методов и приемов взаимодействия с управляемым объектом. Именно взаимодействия, поскольку только одностороннего воздействия, навязывания своей воли, целевых установок или использования административного ресурса (характерного в рамках классической методологии) для современных управленческих ситуаций оказывается явно недостаточным и не эффективным.

Наши рекомендации