Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия
Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия появляется только в ХIХ в. Начало професс. философствования в России связано с П.Я Чаадаев (1794–1856), философа и публициста.Главное философское произведение П. Я. Чаадаева «Письма о философии истории» («Философические письма») было написано в 1829–1831 гг. Его главная тема – рефлексия по поводу исторического предназначения России, историософская оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об отлученности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно,был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под политическим и медицинским наблюдением. Чаадаев писал в «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России предстоит решить большую часть проблем социального порядка, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество, обозначив горизонты русской историософии в ее развитии. В ХIХ–ХХ вв. идеи Чаадаева были осмыслены представителями самых различных направлений, в частности, западниками и славянофилами.
Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В. (Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена – Огарева. Среди этих идей следует выделить главные: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу;3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; 4) важная идея западничества заключалась в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. источник соц разв.России усматривался западниками в исп. опыта западноевропейских стран.Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления:
• либеральное (П. А. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д.Кавелин),
отстаивавшее догмат о бессмертии души;
• революционно-демократическое (А . И. Герцен, Н. П.Огарев,
В. Г.Белинский, трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.
К середине ХIХ в. революционно-демократическое выливается в идеологию разночинцев.
Славянофильство – религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в к. 30 – нач. 60-х гг. ХIХ в. Среди главных представителей славянофильства были:
• «старшие» славянофилы: А . С. Хомяков, И. В. Киреевский,
К . С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин;
• «младшие» славянофилы: К .С. Аксаков, А. И. Кошелев,
П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов;
• «поздние» славянофилы: Н . Я. Данилевский, Н. Н. Страхов.
Основная идея славянофильства – утверждение самобытности России, ее общественного уклада; обоснование ее особой мировой миссии. В кач.специф. фактора развития русско-православного мира западники называли факт восприятия Русью христианства в его первозданном (византийском) виде, не опосредованном западным рационализмом. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, т. е. познании Бога через цельность духа. Славянофилы отвергали западный рационализм и через государственный абсолютизм.
Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная триада: Православие ,Самодержавие ,Народность.
Русская философская мысль рубежа XIX–XX веков
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), русский религиозный философ, поэт, публицист, критик. В 1873 г. В. С. Соловьев защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», а в 1880 г. – докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». После известной речи против смертной казни (в связи с убийством Александра II народовольцами) был отстранен от преподавательской деятельности.
Основная цель его философии построение новой категориальной системы, не сводимой к какой-либо одной традиции. Он стремился объединить в великом синтезе христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Новая философская система, должна стать выражением «идеальной жизни», представляя собой особое знание – знание всеединства. Главный принцип знания – положительное всеединство, ориентирующее на познание безусловно сущего как начала всякого бытия. такое знание приведет к постижению смысла бытия как его укорененности в Боге. Философия Соловьева пантеистична, т.к. утверждает изначальную единосущность Бога и мира.
Гносеологическим коррелятом концепции всеединства выступает теория цельного знания. Различая три источника познания – опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере. Осмысливая тенденции мирового развития к. ХIХ–нач. ХХ вв., В. С. Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, Такой силой м. б.только славянство.
что всеединство романтически переживалось философом в образе Софии – «вечной женственности». Стихи «софийного цикла», его эстетическая концепция оказали влияние на русскую поэзию символистов (А. Блок, А. Белый). Его философская система повлияла на развитие русской философии начала ХХ в. В этой связи следует упомянуть имена С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также Н. А. Бердяева.
Николай Александрович Бердяев (1874–1948), русский религиозный философ. В молодости он испытал влияние марксизма и неокантианства, идей Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, В. Н. Несмелова, немецкого мистика Я. Беме, был выслан за границу.Философия Н. А. Бердяева – совокупность нескольких идейных комплексов: идеи свободы; идеи творчества и объективации; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории. Онтология Н. А. Бердяева исходит из существования двух рядов мировых начал: 1) свободы, духа (Бога), ноумена, субъекта (личности), Я; 2) необходимости, мира, феномена, объекта. Философия Н. А. Бердяева оказала значительное влияние на западноевропейскую культуру ХХ в. в., в частности на становление французского экзистенциализма и персонализма.
русский космизм, сложившийся в России в к. ХIХ–нач. XX вв. В философии космизма выделяют следующие направления:
1 религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский);
2 методологическо-философское (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский).
1-видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении;
2- рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. В качестве инвариантных философских идей, , выделяются: идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея вечности жизни (в богочеловечестве).
В понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский). Космизм обосновывал идею антропоприродной гармонии.
Понятие метафизики
Метафизика (греч. – meta – сверх, над.) – философское учение о сверхчувственной реальности, находящейся за пределами чувственного опыта, эксперимента, наблюдения. Чувственному опыту доступна толька малая часть реальности, но о том. Что находится вне такого опыта человеку свойственно размышлять с глубокой древности. Прежде всего, множество людей размышляет о вечности, бессмертии, бесконечности, Боге, свободе, мировоззрении и т. д. Совокупность подобных размышлений характеризуется как метафизика или как сверхчувственная реальность.
Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский, один из систематизаторов трудов Аристотеля в I веке до н. э., таким образом обозначив группу трактатов философа о «бытии самом по себе». Все, что сверх физической реальности, относится к метафизической реальности.
Аристотель наз.этот раздел учения «первой философией», которая изучает «первые начала и причины», исследует высшие недоступные для органов чувств,знания о кот. обязательны для всех наук. В этом значении термин «метафизика» употреблялся на последующих исторических этапах развития философии.
Метафизика как способ философского мышления возникла еще до Аристотеля.Метафизика под которой понимается специально обоснованный метод, называемой диалектикой, обнаруживается в творчестве Платона. Платон очертил круг специфических проблем метафизики, Аристотель же построил классификацию наук, в которой первое место по значению и ценности занимает наука о бытии как таковом,о первых началах и причинах всего сущего, «первая философия». В отличие от «второй философии», т.е. «физики», «первая философия» рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы, от движения оформленной материи.
В средневековой философии метафизика признавалась высшей формой рационального познания бытия, но служила теологии как ее философское обоснование, была подчинена сврхразумному знанию, содержащемуся в Откровении. Главный вопрос средневековой философии «Что есть Бог?». В эпоху Возрождения метафизика начинает выходить за пределы теологии, принимая форму пантеистической натурфилософии, а в Новое время метафизическое знание попадает под власть науки. Метафизика сливается с естественными науками. Метафизики Нового времени – являются, как правило, и великими естествоиспытателями. Основной отличительной чертой метафизики Нового времени является сосредоточенность на вопросах теории познания. Метафизика- это сис-ма представлений об общ. принципах существования, не занимающаяся конкретными формами реальности.
В немецкой класс. Ф-фии происходил процесс реставрации метафизики как умозрительной картины мира. Решающую роль сыграла критическая философия Канта, который разрушал метафизику как онтологию. Он предложил программу построения истинной метафизики как системного знания, выведенного из чистого разума. Кант разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов, а также размежевал метафизику и естествознание на основе несходства их предметов. Под метафизикой он понимал любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных и, как сверчувственную реальность, оценивал ее в качестве первичной, определяющий мир чувственных явлений, называемых феноменами. Явления метафизической реальности он называл ноуменами. Двумя различными ступенями сверхчувственной реальности, по Канту, выступают трансцендентальное и трансцентдентное. Та реальность, которая, согласно Канту выходит за пределы эмпирического опыта и характеризуется априорными (доопытными) формами познания (пространство, время, причинность) называется трансцендентальной. Выше трансцендентальной реальности стоит полностью сверхопытная реальность, недоступная и теоретическому познанию, которую Кант именовал трансцендентной или ноуменальной. Религиозные философы считают такой реальностью Бога. Кант превратил философию и метафизику преимущественно в гносеологию.
Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления. Он связывал разум с диалектикой, а метафизику с рассудком, тем самым противопоставив диалектику метафизическому методу. Иными словами, Гегель рассматривал метафизику как метод противоположный диалектическому методу. Последний же он понимал в качестве способа познания противоречий и развитя понятий. Согласно Гегелю, истинная метафизика есть такое мышление, и которое постигает единство определений в их противоположности.
Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) поддержал идущее от ГШегеля противопоставление метафизики и диалектики, понимая под метафизикой односторонний, несоответствующий обективной реальности способ мышления и познания.
В неклассической философии (Шопенгауэр, Къеркегор, ницше, позитивисты и др.)складывается отрицательное отношение к метафизике вообще и к ее гегелевскому пониманию в особенности,(метафизика) считалась бесплодной конструкцией разума, не связанной с реальными свойствами природного и индивидуального человеческого существования.
В философии начала ХХ века (эволюция неопозитивизма, фрейдизм) реабилитируется класс. метафизика и осуществляется поиск новых неклассических форм и моделей. В неопозитивизме проблема демаркации между метафизикой и наукой была главной для целей обеспечения «чистоты» науки. Философия религии прибегает к метафизике для обоснования религиозного миропонимания.
В философии культуры ХХ века (Шпенглер, Тойнби, Кассирер, Флоренский Лосев и др.) просматривается стремление трактовать «первые начала» в виде сверхопытных прототипов исторически развивающегося культурного творчества.
Религиозные направления – экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Тиллих, Бердяев, Шестов) философия диалога и интерсубъективноти (Бубер, Бахтин, Левинас, Апель), герменевтика (Гадамер, Рикер, Хайдеггер) в середине ХХ в осуществляли поиски первоначал метафизики в интерсубъективном измерении межличностных коммуникаций.
В первой половине ХХ века в русской философии были развиты онтологические аспекты религиозно-этической метафизики.
Метафизический характер носят феноменология Гуссерль, антропология Шелера, фундаментальная онтология Хайдеггера, «новая онтология» Н. Гартмана, экзистенциалистская версия феноменологической философии Сартра и др. направления западной философии.
В рамках философии, исследующей логику языка (аналитическая традиция) рассматривались вопросы метафизических характеристик языковых выражений, способность предельного обоснования теоретического знания (Стронсон, Куайн).
Многозначное отношение к метафизике складывалось в творчестве структуралистов (Леви-Строс) и постструктуралистов (Фуко, Деррида, Делез, Лиотар и др.).