Античная философия: общая характеристика, наследственные связи с культурной древнего востока, характерная проблематика и особенности методологии
Предфилософия как переходная форма от религиозно-мифологического мировоззрения до философского мышления.
Развитие культуры, усложнение её форм, появление новых социальных институтов стимулирует и возникновение новых форм общественного сознания, таких как философия, а в последствии наука. Однако, это случается не везде. Наибольшего развития достигли следующие культуры “древнего мира” - критомикенская, древнеегипетская, культура междуречья, индийская культура, китайская, культура Центральной и Южной Америки. В период своего расцвета ближневосточные культуры, куда входит и возникший чуть позже хеттская культура, пережили серьёзный кризис, природа которого до конца не ясна. Он привёл к гибели двух (хеттской и критомикенской) и упадку двух остальных, и уже на обломках критомикенской культуры появляется культура классической Греции. В середине первого тысячелетия до нашей эры там начинается генезис философии. Приблизительно в то же время генезис философии начинается в индийской и китайской культурах. В других культурах никакого философского знания не появляется. Это связано со спецификой и формы общественного сознания. Те культуры, в которых философия не возникла, это культуры жёсткой автократией, которая носила ярко выраженный теологический характер. Это было обусловлено тем, что данные культуры были очень богаты и для того, что бы политический режим был стабилен и устойчив, религия была наделена политическими, идеологическими, правовыми, силовыми и другими функциями. Всякое инакомыслие пресекалось жесточайшим образом, а религия должна была давать ответы на все вопросы духовной жизни. Греция, как и Китай и Индия в этом смысле обладали рядом преимуществ, и прежде всего тем, что для них проблема безопасности не стояла на первом месте, в отличие от богатых цивилизаций. Греция и Китай, как и отчасти Индия, представляли собой “серединную землю”, то есть эти культуры имели естественные границы и поэтому могли себе позволить вольнодумство, без ущерба для своей безопасности. Культуры в которых появляется философия не имели ярко выраженного религиозного культа, так как их религия в значительной степени была мифологизирована и не обладала сложными социальными институтами. Мыслители этих культур могли позволить себе размышлять над актуальными для них проблемами природа, человек и общество в свободной манере, не привязываясь к авторитетам и не придерживаясь строго религиозно-мифологических представлений. Все эти размышления до тех пор, пока не был сформирован философский язык, то есть язык философских понятий, можно назвать предфилософией. Её задачей была получить абстрактные ответы на конкретные вопросы о том из чего состоит мир, каким должно быть государство, что с человеком происходит после смерти и т.п. Античная греческая предфилософия больше интересовалась проблемой природы и проблемами социума; индийская - проблемами природы, проблемами человека; китайская - проблемами социума.
Религия, мифология, философия Древнего Китая и Индии (самостоятелен)
Античная философия: общая характеристика, наследственные связи с культурной древнего востока, характерная проблематика и особенности методологии.
Античная культура, в рамках которой появляется античная философия, имела уникальный в истории человеческих цивилизаций характер, который обусловлен прежде всего её географическим положением. Море и горы выступали элементами её безопасности и в то же время её морской характер выступал для неё своеобразным “фильтром”, который позволял протекать процессам культурной диффузии в удобной и благоприятной для греков форме. Речь прежде всего идёт о культурной диффузии Ближнего Востока. В целом характеризуя греческую философию можно сказать, что на самых первых этапах протофилософия рассматривает вопросы, связанные с организацией общества, а позднее исследует проблемы начал природы, которые позволяют ей взойти на уровень онтологии - учении об бытии. Удачным для развития философии является и социальная организация общества, отсутствие единого государства, полисный образ жизни, опирающийся на военную демократию, что в целом создаёт конкурентную интеллектуальную среду, в которой востребованы любые новые идеи. Развитие греческой философии и включение к традиционным проблемам общества и природы проблемы человека, позволило греческой философии совершить ещё один рывок, сформулировать правила рациональности в явном виде и тем самым создать новый и уникальный культурный феномен под название наука.
Милецкая школа
Первые философы заимствовали частично мифологические представления и искали эти первоначала в виде стихий: воды, земли, воздуха или огня. Первая натурфилософская школа возникает приблизительно в 6 (7) веке до нашей эры и её основателем считается Форес из города Милеты (Малая Азия). Он считал, что в основе всего лежит вода. Его ученики Анаксимандр считал, что 4 стихии лежат в основании мира, а Анаксимен утверждал, что кроме 4-х стихий есть некая чувственно не воспринимаемая стихия, которую он назвал апейрон. Все многообразие окружающих вещей является пропорциональным сочетанием стихий. Несмотря на “естественно-научную” проблематику натурфилософы сделали первые шаги в направлении становления наиболее фундаментальных разделов философии, связанных с бытием и процессом его познания. Вопрос о началах есть сугубо философский вопрос, который приводит к появлению антологии как отдельной дисциплины, осознанию проблемы бытия и т.п. Ответы, даваемые натурфилософами, были далеки от ответов классической философии, но вели в этом направлении.
Философия Пифагора.
Так же, как и у натурфилософов Пифагор искал первоначала окружавшей его реальности, но в отличие от натурфилософов эти первоначала он видел в числе - “мир есть число”. В широком смысле под числом в контексте пифагореизма можно понимать некие гармонические отношения в основе которых лежит принципы симметрии и подобия. Пифагор всем этим вещам приписывал объективные свойства, которые, по его мнению, и управляют миром. Однако, в контексте дальнейшего развития и философии, и науки можно утверждать, что эти принципы присущи нашему мышлению, которое упорядочивает и структурирует окружающий нас мир. Можно утверждать, что Пифагор заложил фундамент европейского идеализма, который уже в античности был развит в стройную логическую систему Платоном. Пифагор является первым музыкальным теоретиком в истории европейской культуры, который утверждал, что музыка есть гармония и реализованная через определенные математические соотношения. Она имеет объективный характер, что в частности проявляется в том, что музыка и Космос связаны, движение планет подчинено математическим соотношениям и они в процессе движения издают музыкальные звуки, которые способны слышать только избранные. Это же утверждал и Платон. Однако, несмотря на значительный содержательный потенциал пифагорейского подхода, который был раскрыт только в контексте дальнейшего развития европейской культуры. Во времена самого Пифагора он был мало продуктивен, в том смысле, что давал больше вопросов чем ответов и сам выродился в мистику и нумерологию.
Философия Гераклита.
Так же как натурфилософы и Пифагор, Гераклит искал первоосновы мира. Эти первоосновы он связывал с одной из стихий - огнём. Такой подход предавал его философии специфику и оригинальность. Огонь является самой динамической стихией, он постоянно изменяется и постоянное свойство изменчивости было объявлено Гераклитом основным свойством реальности “все течёт, все меняется”, “ нельзя в одну и ту же реку войти дважды”. Изменения Гераклит объяснял при помощи единства и борьбы противоположности за что его называют первым диалектиком. Согласно Гераклиту противоположности, взаимно переходят в друг друга: “тёплое холодеет холодное теплеет, влажное высыхает сухое увлажняется”. Этот взаимный переход управляется Логосом - универсальным законом и поэтому миром правит Логос. В такой концепции постоянного перехода время носит циклический характер, в ней нет идеи линейного развития. В античной греческой философии в целом время носит или статических, или циклический характер. Идея линейного развития появляется в конце Античности, а начале Средних веков. Несмотря на очевидно материалистические взгляды Гераклита его концепция также содержит в себе определённые противоречия. Если все вокруг вас меняется, то мы не способны зафиксировать эти изменения, поскольку фиксация изменений возможна только относительно чего-либо неизменного. Если неизменным является Логос, то н выступает внешним объектом относительно всего остального и это не решает проблему в полной мере. Концепция Гераклита явилась ещё одним шагом вперёд на пути к генезису классической европейской философии. В полной мере этот генезис произошёл в философии Элиатов и конкретно в философии Парменда.