ФИЛОСОФИЯ – ЭТО НАУКА ИЛИ УЧЕНИЕ?
Задание 1. Уточните по словарю значение слов, выделите в них ударный слог.
Мировоззрение, наука, учение, противоречивость, нравственность, искусство, деятельность, натурфилософия, естествознание, смысл, зачатки, расцвет, объективность, познание, сущность, суждение, бытие, общество, доказательство.
Справка:
Наука – 1) система знаний, вскрывающая закономерности в развитии природы и общества и способы воздействия на окружающий мир; 2) навыки, знания, получаемые человеком в результате обучения или жизненного опыта.
Учение – 1) совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности; 2) система воззрений какого-либо учёного или мыслителя; 3) деятельность человека в овладении знаниями и навыками; 4) одна из сторон процесса обучения.
Задание 2. Образуйте с данными прилагательными определительные словосочетания в соответствии с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
Философский, религиозный, мифологический, научный, самостоятельный, человеческий, синкретичный, частный, эмпирический, здравый, рациональный, социальный, предельный, логический, духовный.
Задание 3. Объясните способ образования следующих сложных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Естествознание, мировоззрение, натурфилософия, самопознание, самосознание, целеполагающий, противоречие, сверхъестественный, самостоятельный, общепринятый, всеобщий.
Задание 4.Подберите к следующим словам однокоренные слова. Составьте с ними словосочетания или предложения. Выразите их смысл другими словами.
Образец: активный – актив, активационный, активизация, активизировать, активировать, активист, активный, активность.
В нашем философском кружке все члены деятельны, энергичны, пассивных вообще нет.
Члены нашего философского кружка очень активны.
Аккумулировать, аксиология, универсум, гносеология, синкретичный, актуальный, специфика, логический, эмпирический, критерий, сфера, проблема, онтология, антропология, иерархия, структура, натурфилософия.
Задание 5. Составьте словосочетания, используя существительные в первой группе и прилагательные во второй группе, не нарушая принцип лексической сочетаемости.
I. Отношение, способность, мир, суждение, истина, проверка, доказательство, специфика, наука, характер, деятельность.
II. Научный, человеческий, синкретичный, частный, ярко выраженный, эмпирический, общепринятый, философский, объективный, познавательный, ценностный.
Задание 6. Уточните по словарю значение следующих глагольных словосочетаний. Составьте с ними предложения по образцу.
Образец: формироваться / сформироваться (на основе чего) – Философия формировалась на основе противоречий между религиозно-мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания.
Что носит (какой) характер; что обретает (какую) форму; что получило (какое) название; что расходится с чем; что оказывается каким; что имеет (какую) специфику; что сводится к чему; что имеет своим предметом что; что формируется на основе чего; что аккумулирует что.
Задание 7. Прочитайте фрагмент текста. Сформулируйте заголовок. Скажите, о чём идёт речь в этом тексте.
Философия формировалась на основе противоречий между религиозно-мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Со временем новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным и только на Западе обрело научную форму.
История возникновения философии свидетельствует о том, что она аккумулировала зачатки новых знаний во многих сферах человеческой деятельности, например, в искусстве, нравственности. Другими словами, философия носила нерасчленённый, синкретичный характер. Такая единая наука получила название натурфилософии (философии природы), включающей в себя все естественно-научные и философские взгляды.
В дальнейшем по мере развития естествознания актуальным становится вопрос об определении понятия науки, научной истины и вопрос о том, можно ли считать философию наукой. Если под наукой мы будем понимать то содержание, которое утвердилось в естествознании с расцветом частных наук, то мы вынуждены отметить, что философское знание в ряду известных наук имеет ярко выраженную специфику.
Эта специфика заключается в том, что философия не способна доказать свои утверждения принятыми в других науках методами логического доказательства или эмпирической проверки. К тому же философия расходится и с общепринятыми истинами здравого смысла.
Но, с другой стороны, философское знание содержит определённые критерии научности, такие как принцип объективности, рациональный тип знания, отношение к истине как цели познания, направленность на восприятие сущности бытия. В то же время философия входит в состав научной сферы знания, но она не сводима ни к какому виду научного знания.
Философская мысль, в отличие от научной мысли, имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских суждений о мире.
Цель философии – сформулировать последние принципы, идеалы как организующие и направляющие начала человеческой активности, выразить предельно широкую идею, которая лежит воснове целеполагающей деятельности человека.
Сущность философии заключается в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек». Под предметом философии понимают всеобщие предельные основания бытия мира и человека в мире.
С одной стороны, предметом философии выступают общие связи, законы объективного мира, то есть формирование той или иной картины мира, универсума. С другой стороны, философия обращается к самому человеку, к его внутреннему духовному миру. Человек предстаёт при этом не как часть мира в ряду других предметов, а как бытие особого рода, как индивид с самопознанием и самосознанием.
В структуру философского знания включают следующие разделы:
- онтологию, или учение о бытии, об основных принципах, определяющих устройство мира;
- гносеологию, или учение о познании, о познавательных способностях человека, о его возможностях;
- философскую антропологию, или учение о человеке, о его происхождении и взаимоотношениях с природой и обществом;
- социальную философию, или учение о происхождении общества, о его структуре и тенденциях развития;
- аксиологию, или учение о ценностях, которое исследует ценностное отношение человека к миру, иерархию ценностей.
С дальнейшим развитием философии в её структуре выделяются и другие разделы: философия культуры, философия науки и техники и другие. Важное место в системе философского знания занимает история философии.
Задание 8. Ответьте на вопросы.
1. На основе чего формировалась философия?
2. Где обрело новое мировоззрение научную форму?
3. Почему принято считать, что философия носит синкретичный характер?
4. Как называлась эта наука первоначально?
5. Вы согласны с мнением, что философию можно считать наукой?
6. В чём выражается ярко выраженная специфика философии?
7. Почему философия расходится с общепринятыми истинами здравого смысла?
8. Можно ли свести философию к конкретному виду научного знания?
9. Что является предметом философии?
10. Какую цель преследует философия?
11. В чём заключается сущность философии?
12. Из каких разделов состоит философия?
13. Как называются основные составляющие философии?
14. Какой раздел в системе философского знания считается важным?
15. Как вы считаете: философия – это наука или учение?
Задание 9. Прослушайте текст. Сформулируйте основную мысль автора. Задайте своему товарищу вопросы по прослушанному тексту.
Философия способна выполнять по отношению к человеку, к социальной группе или к различным явлениям социальной жизни определённые функции. Под функцией обычно понимают способ действия, общий тип решаемых задач. Философию можно рассматривать как информацию о мире в целом и об отношении человека к этому миру. В этом случае говорят о мировоззренческих функциях философии.
Первая группа функций включает в себя четыре важных подфункции: 1) гуманистическую (она помогает человеку осмыслить жизнь, найти её смысл, укрепить свой дух); 2) социально-аксиологическую (она разрабатывает, формирует представления о ценностях и о социальном идеале); 3) культурно-воспитательную (она прививает человеку качества культурной личности, ориентирует на истину, красоту и добро); 4) объяснительно-информационную (она помогает человеку выработать мировоззрение, соответствующее современному уровню науки и социальной практики).
Вторую группу функций философии составляют методологические подфункции: 1) эвристическая (она содействует приросту научных знаний, создаёт предпосылки для научных открытий); 2) координационная (она базируется на философских принципах всеобщей связи и конкретности истины); 3) интеграционная (она нацелена на преодоление разобщённости различных областей научного знания, помогает преодолеть отчуждённость рационального и художественного освоения мира); 4) логико-гносеологическая (она помогает разрабатывать методы научного познания).
Задание 10. Прослушайте предложения. Повторите их и выразите своё согласие или несогласие с данными утверждениями. При несогласии приведите свои аргументы.
1. Целью изучения философии является усвоение знаний, необходимых для формирования целостного мировоззрения и творческого мышления.
2. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении одного человека к другому.
3. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов и представлений о мире.
4. Мировоззрение – это умение видеть перспективы развития личности.
5. Формирование мировоззрения зависит от исторических условий, социальных перемен, форм правления.
6. Составной частью мировоззрения является уровень образования человека.
7. Исторически мировоззрение подразделяется на мифологическое, религиозное и философское.
8. Философское мировоззрение основано на научных открытиях математиков, физиков и астрономов.
9. Религиозное мировоззрение опирается на веру в высшее начало – в бога.
10. Мифологическое мировоззрение рассматривает мир вне зависимости от человека.
Давайте проведём диспут на тему «Зачем нужна философия?». Из данного перечня вопросов выберите себе вопрос и, используя материалы данного урока и других источников по философии, перечислите основные функции философии и дайте их определение.
1. Каково назначение философии? Зачем она нужна?
2. Способствует ли философия правильному осмыслению жизни?
3. Формирует ли философия у человека правильное представление о ценностях и о социальном идеале?
4. Формирует ли философия у человека красоту, добро, ориентацию на истину?
5. Помогает ли философия человеку выработать определённое мировоззрение?
6. Играет ли философия какую-нибудь роль в приросте научных знаний, в осуществлении научных открытий?
7. Как учёные соотносят свои научные открытия с философскими принципами всеобщей связи и конкретности истины?
8. Существует ли какая-нибудь связь между философским принципом единства мира и разобщенностью различных научных областей?
9. Какой вклад внесла философия в разработку методов научного познания мира?
10. Назовите основные функции философии.
Если Вы правильно ответили на поставленные вопросы, то вы действительно знаете две основные функции философии – мировоззренческую и методологическую. Каждая из этих двух основных функций философии включает в себя следующие подфункции:
- гуманистическую,
- социально-аксиологическую,
- культурно-воспитательную,
- объяснительно-информационную,
- эвристическую,
- координационную,
- интеграционную,
Логико-гносеологическую.