Третья научная революция кон. 19 в. €

Третью рациональную революцию датируют концом XIX-нач.XXвв. и связывают с промышленно-технологической революцией и со становлением идей релятивистской физики и квантовой механики. Если классическому естествознанию соответствует классическая парадигма в науке (результат революции Нового времени), то с конца XIXв. формируется и развивается неклассическая парадигма в науке, а с конца XX в. возникает новое направление в науке, именуемое постнеклассикой.

1. Фарадей — понятия электромагнитного поля

2. Максвелл — электродинамика, статистическая физика

3. Материя — и как вещество и как электромагнитное поле

4. Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики

5. Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности

6. Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

7. Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождении и развития всего живого

8. Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.

9. Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость

10. Беккерель — радиоактивность

11. Рентген — Лучи

12. Томсон — элементарная частица электрон

13. Резерфорд — планетарная модель атома

14. Планк — квант действия и закон излучения

15. Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

16. Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем

Иммануила Канта «Всеобщая естественная ист-я и теория неба» - попытка ист-го объяснения происхождения Солнечной системы. Гипотезу Канта принято именовать небулярной (от лат. - туман) - Солн­це, планеты и их спутники возникли из некоторой перво­начальной, бесформенной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс возникновения Солнечной системы дей­ствием сил притяжения, кот-е присущи частицам ма­терии, составлявшим эту огромную туманность. Под вли­янием притяжения из этих частиц образовывались отдель­ные скопления, сгущения, становившиеся центрами притя­жения. Из одного такого крупного центра притяжения образовалось Солнце, вокруг него расположились частицы в виде туманностей, кот-е начали двигаться по кругу. В круговых туманностях образовались зародыши планет, кот-е начали вращаться также вокруг своей оси. Франц-й математик и аст­роном Лаплас, совершенно неза­висимо от Канта, высказал идеи, развивавшие и дополнявшие кантовское космогоническое учение. Труд «Изложение системы мира» - перво­начально вокруг Солнца сущ-ла газовая масса, нечто вроде атмосферы. Эта «атмосфера» была так велика, что простиралась за орбиты всех планет. Вся эта масса враща­лась вместе с Солнцем. Затем, вследствие охлаждения, в плоскости сол­нечного экватора образовались газовые кольца, кот-е распались на несколько сфероидальных частей - зароды­шей будущих планет, вращающихся по направлению сво­его обращения вокруг Солнца. При дальнейшем охлажде­нии внутри каждой такой части образовалось ядро, и пла­неты перешли из газообразного в жидкое состояние, а затем начали затвердевать с поверхности. Имена создателей двух рассмотренных гипотез были объединены, а сами гипотезы довольно долго просуществовали в науке в обобщенном виде космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. В 1 пол XIX в уровень развития науки делал уже невоз­можным сочетать библейское учение о кратковременности истории Земли с накопленными данными о смене геологи­ческих формаций и смене фаун, ископаемые остатки кот-х находились в земных слоях. Это несоответствие неко­торые ученые пытались объяснить идеей о катастрофах, кот-е время от времени случались на нашей планете. Франц-м естествоиспытателем. Ламарк «Фил-я зоологии» - изменения в окружающей среде вели к изменениям в потребностях животных, следствием чего было изменение их жизнедея­т-ти. В течение одного поколения, считал он, в слу­чае перемен в функционировании того или иного органа появл-ся наследственные изменения в этом органе. При этом усиленное упражнение органов укрепляет их, а отсут­ствие упражнений - ослабляет. На этой основе возника­ют новые органы, а старые исчезают. Англ-го естествоиспытателя Дарвин «Происхождение видов» - вне саморазвития орга­нический мир не сущест-т и поэтому органическая эво­люция не может прекратиться. Развитие - это усл-е существования вида, усл-е его приспособления к окру­жающей среде. Каждый вид всегда нахо­дится на пути недостижимой гармонии с его жизненными усл-ми. Принципиально важной в учении Дарвина яв­л-ся теория естественного отбора. Согл этой теории, виды, с их относительно целесообразной организацией воз­никли и возникают в рез-те отбора и накопления ка­ч-в, полезных для организмов в их борьбе за существо­вание в данных усл-х. К числу этих открытий относится клеточная теория. Открытием клеточного строения растений и животных была доказана связь, един­ство всего органического мира Джоуль - теплоту можно создавать с помощью механической работы, используя магнитоэлектричество (электромагнит­ную индукцию), и эта теплота пропорциональна квадрату силы индуцированного тока. Вращая электромагнит ин­дукционной машины с помощью падающего груза, Джоуль определил соотнош-е между работой этого груза и теп­лотой, выделяемой в цепи. Во всех случаях, когда затрачивается механическая сила, получа­ется точное эквивалентное количество теплоты. Менделеев«Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» - сущ-т закономерная связь между химически­ми элементами, кот-я заключ-ся в том, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Качест-е свойства элементов зависят от их количественных свойств, причем это отнош-е ме­няется периодически, скачками. Обнаружив эту закономер­ную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.

16. Особенности современного этапа развития науки. Система образования и наука в XX веке. Неклассическая и постнеклассическая наука.

Наука — это совокупность те­оретических представлений о мире, ориентированная на вы­ражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не за­висят от сознания.

Главные хар-ки: 1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не толь­ко как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильно­го, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фундаментальные хар-ки мироздания сегодня выступают на первый план. 2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходи­мости глобального всестороннего взгляда на мир. Парадигма целостности проявляется: а) В целостности общ-ва, биосферы, ноосферы, мироздания

Неклассическая наука.

В конце ХIХ - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. В XX веке — веке неклассиче­ской науки в центре внимания и философов, и ученых все бо­лее и более оказываются про­блемы динамики научного зна­ния, трансформации его принципов, понятий, методов, становления и развития научных теорий. В философии науки и теории познания все большее место в последние десятилетия занимают: построение моделей динамики научного знания, выявление механизмов, обеспе­чивающих рост научного знания. Классическая наука связана с эмпирическими методами исследования, акцентировалась на устойчивости «естественных тел» и их отношений. Неклассическая наука связана с рефлексивностью, теоретической нагруженностью опыта, существованием в науке раз­витой теоретической и методологической инфраструктуры, постоян­ным совершенствованием многообразия концептуального и методологического аппарата, принципиально иной ролью субъекта позна­ния.

Физик А. Беккерель открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли, природа которого не была понята. В поисках элементов, испускающих подобные "беккерелевы лучи». Физик М. Планк предложил новый (совершенно не отвечающий классическим представлениям) подход: рассматривать энергию электромагнитного излучения величину дискретную, которая может передаваться только отдельными, хотя и очень небольшими, порциями - квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории.

Э. Резерфорд экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий.

На основе достижений физики развивается химия. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.

Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы.

Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Звезды, которые образуются из газово-пылевой межзвездной среды, в основном из водорода и гелия, под действием сил гравитации различаются по "возрасту". Причем образование новых звезд происходит и сейчас.

Характерное для классического этапа стремление к абсолютизации методов естествознания, выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном познании, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась тенденция формирования новой исследовательской парадигмы, в основании которой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт считали, что "науки о духе" и естественные науки прежде всего различаются по методу.Предметом социального познания для Вебера является "культурно-значимая индивидуальная действительность". Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении. Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.

Наши рекомендации