Третья научная революция кон. 19 в.
Третью рациональную революцию датируют концом XIX-нач.XXвв. и связывают с промышленно-технологической революцией и со становлением идей релятивистской физики и квантовой механики. Если классическому естествознанию соответствует классическая парадигма в науке (результат революции Нового времени), то с конца XIXв. формируется и развивается неклассическая парадигма в науке, а с конца XX в. возникает новое направление в науке, именуемое постнеклассикой.
1. Фарадей — понятия электромагнитного поля
2. Максвелл — электродинамика, статистическая физика
3. Материя — и как вещество и как электромагнитное поле
4. Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики
5. Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности
6. Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы
7. Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождении и развития всего живого
8. Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.
9. Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость
10. Беккерель — радиоактивность
11. Рентген — Лучи
12. Томсон — элементарная частица электрон
13. Резерфорд — планетарная модель атома
14. Планк — квант действия и закон излучения
15. Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора
16. Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем
Иммануила Канта «Всеобщая естественная ист-я и теория неба» - попытка ист-го объяснения происхождения Солнечной системы. Гипотезу Канта принято именовать небулярной (от лат. - туман) - Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бесформенной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс возникновения Солнечной системы действием сил притяжения, кот-е присущи частицам материи, составлявшим эту огромную туманность. Под влиянием притяжения из этих частиц образовывались отдельные скопления, сгущения, становившиеся центрами притяжения. Из одного такого крупного центра притяжения образовалось Солнце, вокруг него расположились частицы в виде туманностей, кот-е начали двигаться по кругу. В круговых туманностях образовались зародыши планет, кот-е начали вращаться также вокруг своей оси. Франц-й математик и астроном Лаплас, совершенно независимо от Канта, высказал идеи, развивавшие и дополнявшие кантовское космогоническое учение. Труд «Изложение системы мира» - первоначально вокруг Солнца сущ-ла газовая масса, нечто вроде атмосферы. Эта «атмосфера» была так велика, что простиралась за орбиты всех планет. Вся эта масса вращалась вместе с Солнцем. Затем, вследствие охлаждения, в плоскости солнечного экватора образовались газовые кольца, кот-е распались на несколько сфероидальных частей - зародышей будущих планет, вращающихся по направлению своего обращения вокруг Солнца. При дальнейшем охлаждении внутри каждой такой части образовалось ядро, и планеты перешли из газообразного в жидкое состояние, а затем начали затвердевать с поверхности. Имена создателей двух рассмотренных гипотез были объединены, а сами гипотезы довольно долго просуществовали в науке в обобщенном виде космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. В 1 пол XIX в уровень развития науки делал уже невозможным сочетать библейское учение о кратковременности истории Земли с накопленными данными о смене геологических формаций и смене фаун, ископаемые остатки кот-х находились в земных слоях. Это несоответствие некоторые ученые пытались объяснить идеей о катастрофах, кот-е время от времени случались на нашей планете. Франц-м естествоиспытателем. Ламарк «Фил-я зоологии» - изменения в окружающей среде вели к изменениям в потребностях животных, следствием чего было изменение их жизнедеят-ти. В течение одного поколения, считал он, в случае перемен в функционировании того или иного органа появл-ся наследственные изменения в этом органе. При этом усиленное упражнение органов укрепляет их, а отсутствие упражнений - ослабляет. На этой основе возникают новые органы, а старые исчезают. Англ-го естествоиспытателя Дарвин «Происхождение видов» - вне саморазвития органический мир не сущест-т и поэтому органическая эволюция не может прекратиться. Развитие - это усл-е существования вида, усл-е его приспособления к окружающей среде. Каждый вид всегда находится на пути недостижимой гармонии с его жизненными усл-ми. Принципиально важной в учении Дарвина явл-ся теория естественного отбора. Согл этой теории, виды, с их относительно целесообразной организацией возникли и возникают в рез-те отбора и накопления кач-в, полезных для организмов в их борьбе за существование в данных усл-х. К числу этих открытий относится клеточная теория. Открытием клеточного строения растений и животных была доказана связь, единство всего органического мира Джоуль - теплоту можно создавать с помощью механической работы, используя магнитоэлектричество (электромагнитную индукцию), и эта теплота пропорциональна квадрату силы индуцированного тока. Вращая электромагнит индукционной машины с помощью падающего груза, Джоуль определил соотнош-е между работой этого груза и теплотой, выделяемой в цепи. Во всех случаях, когда затрачивается механическая сила, получается точное эквивалентное количество теплоты. Менделеев«Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве» - сущ-т закономерная связь между химическими элементами, кот-я заключ-ся в том, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Качест-е свойства элементов зависят от их количественных свойств, причем это отнош-е меняется периодически, скачками. Обнаружив эту закономерную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.
16. Особенности современного этапа развития науки. Система образования и наука в XX веке. Неклассическая и постнеклассическая наука.
Наука — это совокупность теоретических представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от сознания.
Главные хар-ки: 1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фундаментальные хар-ки мироздания сегодня выступают на первый план. 2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Парадигма целостности проявляется: а) В целостности общ-ва, биосферы, ноосферы, мироздания
Неклассическая наука.
В конце ХIХ - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. В XX веке — веке неклассической науки в центре внимания и философов, и ученых все более и более оказываются проблемы динамики научного знания, трансформации его принципов, понятий, методов, становления и развития научных теорий. В философии науки и теории познания все большее место в последние десятилетия занимают: построение моделей динамики научного знания, выявление механизмов, обеспечивающих рост научного знания. Классическая наука связана с эмпирическими методами исследования, акцентировалась на устойчивости «естественных тел» и их отношений. Неклассическая наука связана с рефлексивностью, теоретической нагруженностью опыта, существованием в науке развитой теоретической и методологической инфраструктуры, постоянным совершенствованием многообразия концептуального и методологического аппарата, принципиально иной ролью субъекта познания.
Физик А. Беккерель открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли, природа которого не была понята. В поисках элементов, испускающих подобные "беккерелевы лучи». Физик М. Планк предложил новый (совершенно не отвечающий классическим представлениям) подход: рассматривать энергию электромагнитного излучения величину дискретную, которая может передаваться только отдельными, хотя и очень небольшими, порциями - квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории.
Э. Резерфорд экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий.
На основе достижений физики развивается химия. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.
Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы.
Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Звезды, которые образуются из газово-пылевой межзвездной среды, в основном из водорода и гелия, под действием сил гравитации различаются по "возрасту". Причем образование новых звезд происходит и сейчас.
Характерное для классического этапа стремление к абсолютизации методов естествознания, выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном познании, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась тенденция формирования новой исследовательской парадигмы, в основании которой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук.
Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт считали, что "науки о духе" и естественные науки прежде всего различаются по методу.Предметом социального познания для Вебера является "культурно-значимая индивидуальная действительность". Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении. Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.