Сомнительные, ложные и подложные фрагменты
Quot;О ПРИРОДЕ".
1. Секст Эмпирик: «но хотя Логос ( = Слово) сей существует, вечный, — непонятливы бывают люди: и прежде чем заслышат — и заслышав впервые. Ибо (одни) — хотя все бывает согласно Логосу сему — неопытным подобны, пытаясь и в эпосе, и в трудах понять то, что я излагаю: все различая по природе и истолковывая, как появляется. Α от других людей ускользает и то, что, бодрствуя, делают — как и то, что в дремоте».
2. поэтому должно следовать <общему то есть> общине. Ибо общий — общинный. «Хотя и есть общий Логос, но живет большинство, словно собственное разумение имеет».
3. Аэций: [о величине солнца] «ширина — ступни человеческой».
4. АльбертВеликий: «если бы счастие было в услаждениях тела — счастливыми назвали бы мы быков, когда находят они горох для еды».
5. Аристокрит: «но очищаются напрасно, кровью оскверняя себя: как если бы кто-нибудь, попав в грязь,— стал бы грязью мыть себя. И безумцем бы показался он, если бы другой человек заметил его за таким делом. И кумирам этим молятся — словно кто с домами беседует — ничего не зная ο богах и героях: каковы они суть».
6. Аристотель: солнце — как говорит Гераклит — не только бывает «юное днем», но всегда оно юное непрерывно.
7. а некоторые думают, что дымно-пахучее воскурение есть обоняние, общее и у земли, и воздуха. И все стремятся к нему благодаря обонянию. Поэтому и Гераклит сказал так, что «если бы все существующее стало дымом — ноздри распознали бы».
8. Гераклит: «противоборствующее—соединяющее» и «из разнообразия — прекраснейшая гармония» и «все бывает благодаря распре».
9. «ослы солому предпочтут — не золото».
10. но, конечно, природа льнет к προтивоположному и из него получает она некое созвучие — а не к подобному: так, без сомнения, она связала мужское с женским, но не то или другое с его однородным, и первое согласие она установила с помощью противоположностей, а не через подобия. Но кажется, что и художество, подражая природе, делает то же самое. Ибо живопись, нарочно смешивая белые, и черные, и желтые, и красные цвета — получает образы, согласные с природою выводимых ею образцов. Α музыка, соединяя вместе высокие, и низкие, длительные и краткие голоса — получает из различных звуков единую гармонию. Α грамматика, сопоставив гласные и согласные буквы, — составляет из них целое искусство. И таково же было изречение Гераклита Темного: «связи: целое и не целое, соединяющееся и разнообразящееся, мелодичное и немелодичное и из всего — единое и из единого — все».
11. а животные — и дикие, и домашние, и питающиеся и в воздухе, и на земле, и в воде и рождаются, и развиваются, и погибают, повинуясь уставам Бога: «ибо всякий гад бичом <Бога> пасется», как говорит Гераклит.
12. Арий Дидим: Зенон говорит, что душа чувственное воскурение — как и Гераклит: именно, желая пояснить, что воскуряющиеся души всегда становятся разумными — он уподобил их потокам, говоря так: «к вступающим в те же самые потоки — иные и иные воды притекают. И также души из влаги воскуряются».
13. Афиней: ибо любезный нам человек не должен быть грязным или нечистым, или, по Гераклиту, «навоз любить».
14. Климент Александрийский: так кому же пророчит Гераклит Эфесский? «блуждающим в ночи, магам, вакхантам, лэнам, мистам»; им он грозит посмертным будущим, им он пророчит огонь. «Ибо установленным для людей мистериям нечестиво приобщаются».
15. «ибо, если бы не Дионису устраивали шествие и гимны пели бы в честь Фаллоса — совершили бы они постыднейшее! Но сам Аид — и Дионис же, пред которым безумствуют в Лэнеи».
16. ибо, пожалуй, удастся ускользнуть от чувственного света, а от разумного — невозможно; или — как говорит Гераклит: «от незаходящего никогда — как ускользнуть кому?»
17. «ибо не разумеет большинство: каково попадающееся? и изучив не знают, но сами думают» (что знают).
18. «если не надеяться — ненадеянного не постигнуть, непостижимого и недоступного».
19. Гераклит говорит, ругая, что есть такие неверы: «не умеют ни выслушать, ни сказать».
20. итак, ясно, что Гераклит считает рождение злом, когда говорит: «рожденные — жить желают и смерть приять; а вернее — успокоение; и детей оставляют — дабы (и) тем умереть».
21. и разве не называет Гераклит смерть — рождением?... говоря такими словами: «смерть — все, что бодрствуя видим, а что в дремоте — сон».
22. «ибо искатели золота — много земли перероют, и находят мало».
23. «Правды имени не ведали бы, если бы этого не было».
24. «павших в бою боги чтут и люди».
25. «ибо чем великолепнее смерть — тем более великолепную долю стяжают по смерти».
26. «человек в (смертную) ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он и [потушив очи], но жив; но он соприкасается с мертвым — дремля [потушив очи], бодрствуя — соприкасается с дремлющим».
27. «людей ожидает умерших все, на что не надеются, чего не думают».
28. ибо «мнения самый вдумчивый узнает, бережет; но однако Правда заберет себе строителей лжи и свидетелей».
29. «ибо выбирают единую, из всего смертного — лишь наилучшие: славу вечно-текущую; а большинство — пресыщено, словно скотина»,
30. «космос этот, тот же самый для всех, никто из богов или людей не сотворил; но был он вечно и есть и будет огнем вечно живым — мерно зажигающимся и мерно потухающим».
31. «ступени огня: во-первых — море, а море — наполовину земля, а наполовину — смерч (= πρηστήρ)». Именно, он говорит (т.-е. Гераклит) ο значении его, что огонь, благодаря управляющему всем «Логосу» и Богу — с помощью воздуха обращается во влагу — как бы в некое семя миропорядка, которое он зовет «морем»; а из него снова рождается земля и небо и объемлющий их (воздух). Α как космос опять приходит к себе и как воспламеняется — ясно показывает эти его слова: «море разливается и умеряется согласно тому же Логосу, который прежде был, чем стать земле».
32. «единое только мудростью зваться не желает — и желает имени Зевса».
33. «закон: и воле повиноваться единого».
34. «услышав не понимают, глухим подобны; пословица ο них свидетельствует: присутствуя — отсутствуют».
35. по Гераклиту «именно, должны весьма во многом сведущи быть философы».
36. «душам — смерть водою стать, а для воды смерть — землею стать; но из земли вода бывает, но из воды — душа».
37. Κοлумелла: если только верить Гераклиту Эфесскому, который говорит, что «свиньи в грязи, а дворовые птицы в пыли или золе купаются».
38. Диоген: но иные думают, что он был первым астрономом (=астрологом)... об этом же свидетельствует Гераклит и Демокрит.
39. «В Приэне Биас родился, сын Тевтамея, его слава больше чем других».
40. «Многознание уму не научает и не дает его. Ибо научило бы и Пифагора и потом Ксенофана и Гекатея».
41. ибо есть «единая мудрость — достигнуть такого знания, что правит всем — всегда».
42. не раз он говорил, что «и Гомера стоит с состязаний прогнать и высечь и Архилоха также».
43. «преступление должно тушить скорей, чем пожар».
44. «народ должен сражаться за закон, как за стены».
45. «идя к пределам души — не отыщешь их — и весь пройдя путь: столь глубок — простираясь — Логос».
46. и он говорил, что самомнение — «падучая», и что зрение — лжет.
47. «не подобает нам ο величайшем соображать».
48. Этимолог.: «итак, имя луку — жизнь, а дело — смерть».
49. Гален: «один для меня — мириада, если он есть наилучший».
49а. Гераклит. Аллегории: «в те же самые потоки и вступаем и не вступаем, и существуем и не существуем».
50. Ипполит: итак, Гераклит говорит, что все едино: делимое — нераздельное, рожденное — нерожденное, смертное — бессмертное, Логос — Вечность, Отец — Сын: Бог Справедливый. «Не меня, но Логос заслышав —согласиться вам мудро: едино есть все».
51. «не понимают, как разное с собою самим согласуется: как вспять обращенная гармония (=единство, ἕν), словно у лука и лиры».
52. «Вечность есть дитя, играющее костями — царство дитяти».
53. «Война есть всего отец и всего царь; и этих богами являет, а тех — людьми; и этих рабами делает, а тех — свободными».
54. «неявная гармония (=единство, ἕν) лучше явной».
55. «то, чему глаз, слух — учителя, я ценю прежде всего».
56. обмануты люди в познании видимого, подобно Гомеру. Α он был всех эллинов мудрее! Именно, провели и его мальчики, убивая вшей, и приговаривая: все, что увидели и взяли, — кинули, а чего не видим и не берем — это носим».
57. «а учитель большинства — Гезиод; думают, что он познал всех больше он, который Дня и Ночи не понял, ведь они есть единое».
58. и добро и зло [то же самое]. «Требуют же врачи, разрезая, прижигая», пытая тяжко болеющих, «награды»; недостойны они получать ее вовсе, «трудясь над тем же самым» — над добром и болезнями.
59. «У валька путь прямой и кривой» (обращение снаряда, называемого в вальке раковиной — прямое и кривое; ибо он сразу ходит и вверх и по кругу) — говорит Гераклит — «один и тот же самый».
60. «путь вверх и вниз — один и тот же самый».
61. море — вода чистейшая и самая грязная, питье и спасение для рыб — для людей пагубное питье».
62· «бессмертные — смертны, смертные— бессмертны: живущие их смертью — их жизнью умирающие».
63. и также говорит ο воскресении сей видимой плоти, в которой мы рождены и знает, что Бог виновник сего воскресения, говоря так: «там восстают пред Сущим и бодро стражами делаются живых и мертвых»; но еще говорит, что бывает суд космоса и всего что в нем — помощью огня,
64. говоря так: «а рулевой всего — Молния», то есть, что она направляет все — говоря, что вечный огонь — молния. И еще говорит, что этот огонь разумен, и что он причина всего миропорядка;
65. и называет его «недостаточностью и пресыщением»; и недостаточность по нему — упорядочение космоса, а воспламенение — пресыщение.
66. он говорит: «ибо все огонь, когда придет, рассудит и возьмет себе».
67. «Бог: день — ночь, зима — лето, война — мир, пресыщение — голод» (все противоположности; а сам Он — Разум). «И изменяется как огонь, когда, будучи смешан с курением, называется согласно ощущению каждого».
67а Гисдоз-схоластик: итак, жизненный жар, исходя от солнца, дает жизнь всему, что живет. Довольствуясь этою мыслью, Гераклит проводит превосходное сравнение паука — с душою и паутины — с телом. Он говорит: «как паук, стоя посреди ткани — замечает, если муха порвет какую-нибудь его нить и как он быстро бежит туда, словно ο целости нити скорбя, так душа человека при ушибе какой-либо части тела — быстро спешит туда, словно не вынося никакого ушиба на теле, с которым она крепко и соразмерно связана».
68. Ямвлих: И, вероятно, благодаря этому Гераклит называет это «лекарствами» — так как они могут излечить от ужасов и благополучно избавить души от несчастий при рождении.
69. итак, я полагаю, что есть два вида жертв: одни — от людей очистившихся всецело, «каковые, пожалуй, и от отдельного (человека) порою бывают» — как говорит Гераклит; или от некоторых, немногочисленных людей; те — вещественные и т. д.
70. итак, насколько же лучше, сказал Гераклит, что «игры детей суть человеческие мнения».
71. Марк Антонин: «но вспомни и ο забывающем, куда ведет путь».
72. «с ним, с кем они всего более, неразрывно связаны — с Логосом», управляющим всем, — «с ним расходятся; и то, что им за день попадается — это для них чужим кажется».
73. «не должно подобно спящим поступать и говорить», а ведь и тогда мы думаем, что поступаем и говорим.
74. «не должно поступать <как> детям родителей», т.-е. по просту, по скольку мы переняли от них.
75. думаю, что Гераклит называет спящих «тружениками и соучастниками в космических событиях».
76. Максим Тирский: «огонь живет смертью земли — и воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — воды». Плутарх; «смерть огня — рождение воздуху, и смерть воздуха — рождение воде». Марк Антонин: что «смерть земли — стать водою и смерть воды — стать воздухом, и воздуха — огнем, и обратно».
77. Нумений (из Порфирия): поэтому и заявил Гераклит, что «душам наслаждение или смерть стать влажными»; но наслаждение для них — это паденье в рождение; а в другом месте он заявил, что «мы живем их смертью и живут они нашей смертью».
78. Ориген: ибо человеческий нрав не имеет разума (?), а Божий — имеет».
79. «муж бессловесным слывет у Божества — как ребенок у мужа».
80. «но должно познать, что война есть общее и что правда — распря, и что все рождается благодаря распре и необходимости».
81. Филодем: но наставление ораторов все свои положения сводит к этому; и по Гераклиту оно «есть зачинатель заклания».
82. Платон: «красивейшая обезьяна безобразна, если с людским родом (ее) сравнивать».
83. «из людей и мудрейший пред Богом окажется обезьяной — и мудростью, и красотою, и всем прочим».
84. Плотин: [огонь?] (свой вид) «изменяя — отдыхает». И «изнурительно — у одних и тех же мучиться и быть под началом».
85. Плутарх: «с сердцем бороться тяжко, ибо если чего захочет — ценою души покупает».
86. но, по Гераклиту, большая часть дел божественных «от недоверия ускользает: да не познается».
87. «тупой человек от любого слова рад сходить с ума».
88. «то же самое и одно: живущее и мертвое, и бодрствующее и спящее, и юное и старое: ибо это — есть выпавшее то, — и то опять выпавшее это».
89. Гераклит говорит, что «для бодрствующих есть один и общий космос», а спящие — каждый обращается к собственному».
90. «и все разменивается на огонь, и огонь — на все: как на золото имущество, и имущество — на золото».
91. по Гераклиту, «нельзя вступить в тот же самый поток» и к смертной сущности никто не прикоснется дважды, вследствие свойства <ее же> ; но благодаря стремительности и быстроте изменения «рассеивает и вновь стягивает» (вернее не «вновь», но сразу составляется и исчезает) «и приходит и уходит».
92. «но Сивилла вдохновенными устами» — по Гераклиту — «без смеха и без прикрас и не умиляясь изрекает будущее» и на тысячу лет простирается ее голос, «благодаря Богу».
93. «владыка, чье прорицалище существует в Дельфах — не говорит и не скрывает, но означает».
94. «ибо солнце не переступит меры: а не то Эринии его, стражи Дикэ, отыщут».
95. «ибо незнание лучше скрывать; но трудно при распущенности и за вином».
96. «ибо трупы надо выбрасывать скорей, чем помет».
97. «ибо собаки лают, если кого не узнают».
$8. «души обоняют в Аиде».
99. если бы не было солнца — несмотря на прочие светила — ночь была бы».
100. ...периоды; наставник их и наблюдатель есть солнце: чтобы и ограничивать, и указывать, и вызывать всяческие изменения и «часы, что все приносят», по Гераклиту и т.д.,
101. «я вопрошал себя самого».
101а. Полибий: хотя у нас существуют как бы от природы два неких органа — слух и зрение, которыми мы все исследуем и с любопытством выведываем — но, по Гераклиту, зрение несколько правдивее: «ибо глаза, не уши, более точные свидетели».
102. Порфирий: для Бога — все прекрасно и добро и справедливо, а люди — то несправедливым считают, а το справедливым».
103. «ибо общи начало и предел на периферии» [круга].
104. Προκл : «ибо какой у них ум или разум, — народным аэдам верят и учитель толпы — оракул их: не знают, что „большинство — плохи, немногие — хороши"».
105. Схол. к Гом.: (в одну они ночь родились) . Гераклит заключает отсюда, что «Гомер был астрономом» (=астрологом) и так говорит: «а Мойры, скажу, никто из мужей не избегнул».
106. Сенека: «один день — равен другому».
107. Секст: дурные свидетели для человека глаза и уши, у которого душа варвара».
108. Стобей: из Гераклита: «сколько речей слышу я — ни один (ни одна?) не приходит к тому, чтобы познать, что мудрость есть от всего обособленное».
109. «скрывать невежество лучше, чем на показ выносить».
110. «людям, — если сбывается все, чего желают, — не лучше».
111. болезнь — здоровье делает сладостным, зло — добром; голод (есть) насыщение, изнурение — успокоение».
112. «размышление величайшее преимущество, и мудрость — правду говорить и поступать вам согласно природе — подражая».
113. «общее есть у всех: размышление».
114. «с умом говорящие опираться должны на общее для всех, как город на закон — и много крепче. Ибо питаются все человеческие законы единым — божественным. Ибо властвует постольку, поскольку желает — и довлеет всему и превосходит все».
115. «душе свойствен Логос — себя самого растящий».
116. «всем людям свойственно познавать самих себя и размышлять».
117. «когда муж напьется — отводит его ребенок малый, — он шатается, не слыша, куда ступает: влажная душа у него».
118. «блеск — сухая душа, мудрейшая и наилучшая».
119. «нрав для человека — его Божество».
120. Страбон: «граница Эос и Геспера — Аркт, и против Аркта — гора сияющего Зевса».
121. «следовало, чтобы Эфесцы все взрослые перевешались и малым (своим) оставили бы город: они, которые Гермодора, наиполезнейшего у себя мужа, изгнали, говоря: из нас никто наиполезнейшим да не будет; а если есть такой — то пусть будет он в другом городе и у других».
122. Свида: Гераклит: «наступление».
123. Темистий: а «природа любит скрываться» по Гераклиту.
124. Теофраст: но и то показалось бы неразумным, если бы целое небо и каждая из частей его — все это было бы в порядке и в разуме и в образах и в осуществлениях в периодах, — а в началах не было ничего такового; но «сору подобен высыпаемому самый прекрасный космос», говорит Гераклит.
125. «и кикеон разлагается, не взбалтываемый».
125а. Цец: но он изображает Богатство как бы слепым — причиною не добродетели, а порока; поэтому и Гераклит Эфесский проклинает, а не умоляет Эфесцев, когда говорит: «да не покидает вас Богатство, Эфесцы, — чтобы изобличать вас дурно поступающих».
126. «холодное — нагревается, горячее — охлаждается, влажное — сохнет, зачерствелое — мокнет».
Сомнительные, ложные и подложные фрагменты
125а Анатолий: «но, по закону времен седьмирица сочетается (воедину) в Селене, но она распадается надвое в медведицах — обоих знаках бессмертной Мнэмэ».
125b. Аноним к Платону: [NB. Восстановление текста сомнительно.]
127. Аристокрит: он же сказал Египтянам: «если боги есть — для чего оплакиваете их? а если оплакиваете их — то более их не считаете за богов».
128. что сказал Гераклит, видя, как эллины уделяют дары божествам: «статуям божеств молятся, неслышащим» — словно те слышат; не воздающим — словно и не требуют.
129. Диоген: Пифагор, сын Мнесарха, в знании упражнялся более всех людей и, сделав для себя выбор [те сочинения], создал себе мудрость: многознание, дурные приемы».
130. Гномологиум (мюнхенский): «не должно быть настолько насмешливым, чтобы самому показаться насмешкой», — сказал Гераклит.
131. Гномологиум (парижский): но именно Гераклит говорил, что само мнение — препятствие для преуспеяния.
132. Гномологиум (ватиканский): «почести богов и людей порабощают».
133. «дурные люди — противники правды»..
134. «воспитание — есть второе солнце для воспитанных».
135. он говорил, что «кратчайший путь к доброй славе — стать хорошим».
136. Схолии к Эпиктету: «души, погибшие в боях, чище, чем от болезней».
137. Стобей: итак, он пишет: «ведь есть предопределения на все...»
138. Кодекс 1630 (парижский): философа Гераклита ο жизни. «Какой образ жизни избрал бы»... и т. д.
139. Кодекс (моденский) [Каталог кодексов греческих астрологов]: Философа Гераклита: «0 началах звезд».