Самость, эго и буддхи
Эго, или самосознание, выступает как возмущение бессодержательного чистого сознания буддхи. То есть самосознание суть модификация универсального буддхи. Абсолютная тождественность субъекта и объекта на уровне самости не является частью нашего естественного сознания, поскольку на всех стадиях нашего актуального [бодрствующего] сознания, даже в части самосознания, есть элемент преобладания раджаса, направляющего к единству познающего и познаваемого и затем объединяющего их. Как только Я отделяет себя как сознание от себя как объекта сознания, становится ли оно сознающим себя вообще? Фихте пишет:
Весь механизм сознания основывается на многообразных разделениях и объединениях заново субъективного и объективного.
В первой фазе транформации буддхи (в эго, субъект, познающего) нет никакого содержания для познания. Эго знает себя в крайне абстрактной форме как Я, другими словами, эго становится самосознательным, но не имеет никакого [другого] содержания. Тамас совершенно подавлен, развитие происходит в модусе преобладания раджаса на фоне саттвы. Затем эго по сути узнает себя как активную сущность и начинает поддерживать себя в качестве постоянной энергетизирующей активности, соотносящей с собой все феномены нашей жизни.
Но если эго направляет себя и начинает себя сознавать, возникает естественный вопрос: [46] может ли эго направлять внимание на самое себя и тем самым разделиться на часть, которая наблюдает, и часть, которая наблюдается? Для ответа на этот вопрос принимается, что гуны содержат в себе семена как субъективности, так и объективности. (* 4. (…санскрит…)) Тогда получается, что в эго первым проявляется качество наблюдателя гун, а уже затем эго «поворачивается» к себе и делает себя собственным объектом. Именно на этой стадии проявляется только что упомянутая двойственная природа гун.
Посредством этой двойственной природы субъект может сделать себя самого собственным объектом. Но пока две эти стороны не развиты, они совершенно абстрактны и существуют в самосознании лишь латентно.
Если углубляться далее в природу отношений эго и буддхи, нужно отметить, что эго есть просто другая фаза, или модификация, буддхи. Как бы ни выглядело оно отличным от буддхи, оно есть только его проявление, или фаза. Его реальность – это реальность буддхи. Познающий обременен различными концепциями и суждениями, которые также являются проявлениями буддхи. Поэтому Вьяса пишет:
Сознание, подобное драгоценному камню, когда оно опирается на субъект познания, [или на] процесс познания, [или] на объект познания, [то есть] на Пурушу, [или] на органы чувств, [или] на [перво] элементы и когда оно «окрашено» ими, [то есть] основывается на них, [тогда] обретает их форму проявления. Такое [состояние сознания] называется сосредоточением. (* грахана дхаранохапоха таттва джнянабхинивеша буддхау вартамана пурушедхьяропитасадхава).