Методические указания к теме.
Вначале констатируем, что свойством материи является отражение. В некторых случаях отражение носит опережающий характер. Потом выявляем связь между прошлым, настоящим, будущим, раскрываем особенности исторического процесса. Затем затрагиваем вопрос о типологии будущего, о точности прогнозов.
Указываем, что методологическую основу научного прогнозирования составляют методы моделирования, формализации, экстраполяции.
Отмечаем, что содержание социально-философских прогнозов зависит от того, насколько исследователь считает разрешимиыми глобальные проблемы современнности. Даем краткий анализ философским сценариям будущего.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Как настоящее, прошлое, будущее взаимосвязаны между собой?
2. Что такое будущее? Какие его формы вам известны?
3. Какие философские сценарии развития будущего вы можете выделить?
4. Каковы, на ваш взгляд, перспективы реализации философских сценариев?
Литература: [1-10].
Тематика контрольных работ по учебной дисциплине «Основы философии» для студентов-заочников специальности 130502, 150301.
Вариант №1
1. Философия как наука. Предмет философии, ее структура и функции.
2. Человек как главная философская проблема. Философские приницпы понимания человека, концепции его происхождения.
3. Прочтите отрывок из рассказа В. Шукшина «Алеша Бесконвойный». Ответьте на вопросы после текста.
« Его звали-то - не Алеша, он был Костя Валиков, но все его в деревне звали Алеша Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость. Впрочем, безответственность его не простиралась беспредельно: пять дней в неделе он был безотказный работник, больше того – старательный работник, умелый (летом он пас колхозных коров, зимой был скотником – кочегарил на ферме, случалось – ночное дело – принимал телят), но наступала суббота, и тут все: Алеша выпрягался. Два дня он не работал в колхозе: в субботу и воскресенье.
В субботу он топил баню. Все. Больше ничего. Накалял баню, мылся и начинал париться…
В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня – суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел…
…Был и верстачок, и был исправный инструмент: рубанок, ножовка, долота, стамески… Это все – на воскресенье…
Алеша всегда много думал, глядя на огонь. Например: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково…. Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!» Или еще он сделал открытие: человек, помирая – в конце самом, - вдруг захочет жить, так обнадеется, так возрадуется какому-нибудь лекарству!.. Это знают. Но точно так и палка любая: догорая, так вдруг вспыхнет, так озарится, такую выкинет шапку огня, что диву даешься: откуда такая последняя сила?»
Вопросы:
1) Почему Костю Валикова звали в деревне Алеша Бесконвойный?
2) Чем он занимался в субботу и воскресенье? Какую роль эти дни играли в его жизни? Почему Валикова осуждали жители деревни? Является ли он нонконформистом?
3) Можно ли утверждать, что Валиков пытался прервать цикличность времени и «разомкнуть» круг сельскохозяйственных работ? Или он просто удлинял цикличность времени?
4) Можно ли рассматривать Валикова в качестве философа? В чем выражается его житейская философия?
5) Обладает ли Валиков критичностью мышления? Свой ответ обоснуйте.
6) Какой метод в своих размышлениях применяет главный герой? Мыслит ли он методом аналогий? Свой ответ обоснуйте.
Вариант №2
1. Философия как ядро мировоззрения. Структура мировоззрения, исторические его формы. Основные виды философского мировоззрения.
2. Проблема определения природы и сущности человека.
3. Прочтите отрывки из работ И. Канта «Логика», «Критика чистого разума». Ответьте на вопросы и выполните задания.
А) «Сферу философии … можно подвести под следующие вопросы:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – мораль, на третий – религия и на четвертый – антропология.
Итак, философ должен определить:
1) источники человеческого знания,
2) объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец,
3) границы разума.
Последнее есть нужнейшее, но также – труднейшее»
Вопросы:
1) Как определяет предметную область философии И. Кант?
2) Какую проблематику он выделяет в качестве главной?
3) Какие разделы философии упоминает немецкий философ?
4) Вспомите, как называются разделы философии, которые выделил И. Кант, в современной философской науке.
5) Какие задачи перед философом-исследователем ставит представитель немецкой классической философии?
6) Идентифицируйте (определите) гносеологическую позицию И. Канта.
Б) «Законодательство человеческого разума (философия) имеет два предмета – природу и свободу и, следовательно, содержит в себе как естественный, так и нравственный закон. Философия природы имеет дело со всем, что есть, а нравственная – только с тем, что должно быть».
Вопросы:
1) Как трактует предметную область философии И. Кант?
2) Какие главные разделы философии он выделяет?
3) Как, согласно немецкому мыслителю, сотносятся такие понятия как «природа», «свобода», «естество», «мораль», «сущее», «должное»?
4) Прав ли И. Кант, утверждая, что нерв философии состоит в дихотомии (противоречии) между должным и сущим? Свой ответ обоснуйте.
Вариант №3
1. Философия как учебная дисциплина. Философия и образование. Место и роль философии в системе корпоративного образования ОАО «Газпром».
2. Индивид, индивидуальность, личность как основные характеристики человека. Характерные черты личности.
- Прочтите отрывок из работы С.Л. Франка «О задачах всеобщей обобщающей науки». Ответьте на вопросы и выполните задания.
«Подлинно философский, именно онтологический вопрос о существе и смысле общественного бытия человечества в настоящее время не только близок к разрешению, но, можно сказать, почти и не ставится…
… Для того, чтобы историк мог объяснить явление или даже научно охарактеризовать его, он должен понимать общие условия человеческой и общественной жизни… Ибо смысл истории, как науки, лежит в ее практическом назначении через уяснение прошлого и раскрытие связи настоящего с прошлым содействовать правильному и более глубокому разумению настоящего…
В обществоведении объект знания некоторым образом совпадает с его субъектом, ибо, этот объект есть человеческий дух и человеческая жизнь. Обществоведение есть антропология в философском смысле этого слова, самопознание человеческого существа… Задача обществоведения – познать необходимые свойства и условия человеческой жизни, вытекающие из духовной природы человека… Истинный объект обществоведения образует та сущая жизнь, которая совмещая в себе реальность с идеальностью, фактическую осуществленность со стемлением к иному, высшему, еще неосуществленному, стоит на пороге между тем, что уже фактически есть, и тем, что должно быть…»
Вопросы:
1) Какому разделу философии посвятил свою работу С.Л. Франк?
2) Какой раздел философии он подразумевает, раскрывая объектную область обществоведения?
3) Можно ли утверждать, что под обществоведением он подразумевает социальную философию? Почему?
4) С какой наукой, согласно С.Л. Франку, взаимосвязана социальная философия.
5) Подумайте, с какими науками, с какими разделами философии взаимосвязана социальная философия? Свой ответ обоснуйте.
6) В чем, с точки зрения представителя русской религиозной философии, состоит объектно-предметная область социальной философии?
Вариант №4
1. Бытие как фундаментальная философская категоря. Его свойства, структура.
2. Проблема поиска смысла человеческой жизни. Пессимистический, натуралистический, авторитарный, субъективный подходы в истории философии.
3. Прочтите отрывок из работы Аристотеля «Метафизика» и ответьте на вопросы.
«Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека. В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин… Мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и он не должен повиноваться другому, а ему тот, кто менее мудр».
Вопросы:
1) О какой науке говорит Аристотель?
2) Что значит, согласно Аристотелю, быть мудрым человеком?
3) Какие личностные качества, по Аристотелю, формирует философия?
4) Подумайте, какая наука, помимо философии, учит каузальному мышлению, то есть умению выявлять и раскрывать причины явлений, событий?
Вариант №5
1. Материя. Ее атрибуты, структурные уровни.
2. Проблема смерти в истории философии. Право на смерть как философская проблема (проблема эвтаназии, суицида). Бессмертие как философская проблема.
3. Прочтите отрывок из философского произведения. Ответьте на вопросы и выполните задания после текста
« Начала вселенной – атомы и пустота. Атомы не поддаются никакому воздействию, и они неизменны вследствие твердости… Атомы суть взевозможные маленькие тела, не имеющие качества, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой и наталкиваются друг на друга и отскакивают… Все состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бессконечно разнообразны по формам».
Вопросы:
1.Какая из философских позиций излагается в приведенном отрывке: материалистическая или идеалистическая?
2. Почему вы считате, что в тектсе представлена именно эта философская позиция?
3. Как можно идентифицировать представленные философские взгляды: как наивный материализм, как атемизм, как субстанциональный монизм, плюрализм? Свое мнение обоснуйте.
4. Насколько философские вгляды античного мыслителя согласуются с современными естественно-научными представлениями?
5. Назовите автора философского произведения. Свое мнение обоснуйте.
Вариант №6
1. Сознание. Его особенности, формы, структура, функции.
2. Свобода и ответственность как условия формирования личности. Философские концепции фатализма, волюнаризма.
- Прочтите отрывки. Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. «Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами…По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии… В Европе все тогда было одушевлено животворным началом единства. Все тма из него истекало, все там сосредотачивалось… Чуждые этому чудотворному приницпу, мы стали жертовой завоевания. Все народы Европы, подвигаясь из века в век, шли рука об руку. Что бы они не делали, … все же постоянно сходятся на одном и том же пути… Мы были откинуты к числу народов, которым суждено использовать воздействие христианства во всей силе лишь косвенно и с большим опозданием….»
2. «Древнерусская, православно-христианская образованность, лежавшая в основании всего общественного и частного быта России, заложившая особенный склад русского ума, стремящегося ко внутренней цельности мышления, и создавшая особенный характер коренных русских нравов, проникнутых поятоянною памятью об отношении всего временного к вечному и человеческого к божественному, - эта образованность, которой следы до сих пор еще сохраняются в народе, была остановлена в своем развитии прежде, чем могла принести прочный плод в жизни…Самый образ распространения внешней иноземной образованности посреди русского народа уже определяет характер ее нравственного влияния. Ибо распространение это совершается…не силою внутреннего убеждения, но силою внешнего соблазна… Достоверно и несомненно, что тот вред, который чужая образованность производит в умственном и нравственном развитии русского народа, не может быть устранен насильственным удалением от… европейской науки».
Вопросы и задания
1) Определите, как авторы высказываются о проблеме вестернизации, как освещают проблемы взаимоотношения Россия – Запад? Что авторы говорят о России, Западе?
2) Каково содержание историософских концепций западников и славянофилов? Чем славянофилы отличаются от западников? Идентифицируйте, какой из приведенных отрывков близок славянофильскому, а какой – западническому философскому дискурсу. Свой ответ обоснуйте.
3) Найдите лишнее словов логическом ряду
А) западники, П.Я. Чаадаев, славянофилы;
Б) И.В. Киреевский, западники, славянофилы.
4) Назовите авторов первого и второго высказываний.
Вариант №7
1. Основные философские категории.
2. Общество как система. Общая характеристика подсистем социума.
3. Прочтите отрывок из работы М. Хайдеггера «Тезис Канта о бытии» и ответьте на вопросы после текста.
« Мы называем это слово «бытие». Таким именем существительным именуется то, что мы имеем в виду, когда говорим «есть», «было», «будет». Все, что касается нас и все, чего мы касаемся, проходит через высказанное или невысказанное «есть». И все же, едва заслышав слово «бытие», мы уверяем, что за ним невозможно ничего себе представить, в нем невозможно ничего помыслить. … Разглагольствование о «бытии» людей раздражает, и настолько, что бытие превращается в предмет насмешек. Не задумавшись над бытием, не вспомнив, как шла к нему мысль, люди претендуют на то, чтобы быть инстанцией, решающей, сказано что-либо словом «бытие» или нет.
...Бытие есть достойное осмысления… Это голос живой традиции, которая еще определяет нас сегодня, и при том гораздо решительнее, чем людям хотелось бы замечать.
…Обратившись к истории западноевропейской мысли, мы отметим, что вопрос о бытии как вопрос о бытии сущего двусторонен. С одной стороны, в нем спрашивается: что есть сущее вообще как сущее? Соображения вокруг этого вопроса попадают в ходе истории философии под рубрику онтологии. С другой стороны, в вопросе «Что есть сущее?» спрашивается: какое сущее есть высшее сущее, и каково оно? Это вопрос – о божественном и о боге. Сфера этого вопроса называется теологией. …Слова «существование», «наличное бытие», «действительность» (Existenz, Dasein, Wirklichkeit) обозначают один виды бытия.
Вопросы:
a. Можно ли сказать, что в отношении содержания философской категории «бытие» М. Хайдеггер выступает в роли его апологета?
b. Как трактует вопрос о бытии немецкий философ? Какие его сферы он выделяет?
c. Какие слова употребляет М. Хайдеггер в качестве синонимов? Почему?
d. Можно ли под наличным бытием, под «Dasein» понимать бытие человека? Свой ответ обоснуйте.
e. М. Хайдеггер говорит об экзистенции. Дайте определение этому понятию, назовите основные экзистенциалы.
Вариант №8
1. Онтологическая проблематика в истории философии. Основные философские направления: материализм, идеализм, дуализм: сущность и их представители.
2. Проблема определения движущих сил общества. Материализм и идеализм в социальной философии.
- Прочтите отрывок из работы Г. Гегеля «Наука логики» и ответьте на вопросы
«Диалектика есть… движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость… Мы знаем, что все конечное вместо того, чтобы быть неподвижным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе иным самого себя, должно выйти за пределы того, что оно есть непосредственно и перейти в свою противоположность…»
Вопросы:
1. Как Г. Гегель оценивает содержание и значение диалектики?
2. Какой диалектический закон формулирует немецкий философ? Какие понятия диалектики он упоминает?
3. Что вы знаете о диалектике? Какие законы диалектики вам известны?
4. Можно ли утверждать, что законы диалектики имеют универсальный характер? Почему?
Вариант №9
1. Познание. Его структура, виды, функции.
2. Религия и религиозная картина мира.
3. Прочтите отрывки из текстов и ответьте на вопросы.
Ильенков Э.В. Проблема идеального
«Идеальное», понимаемое как всеобщая форма и закон существования в изменении многообразных эмпирически чувственно данных человеку явлений, в своем «чистом» виде проявляется и фиксируется только в исторически сложившихся формах духовной культуры, в социально значимых формах выражения своего «существования», а не в виде мимолетных состояний психики отдельной личности… «Идеальное» вообще и есть в исторически сложившемся языке философии характеристика таких вещественно-зафиксированных объективированных, овеществленных, опредмеченных образов общественно-человеческой культуры, то есть исторически сложившихся способов общественно-человеческой жизнедеятельности, противостоящих индивиду с его сознанием и волей как особая, «сверхприродная» объективная действительность, как особый предмет, сопоставимый с материальной действительностью, находящейся с ней в одном пространстве…»
Дубровский Д.И. Проблема идеального
Философское понятие сознания, а, следовательно, понятие идеального нельзя считать более широким, чем понятие психического… Сознание (идеальное) неотчуждаемо от психического, не существует вне и помимо психики реальных социальных индивидов. Логично именовать идеальным всякое знание, существующее в форме субъективной реальности. Категория идеального охватывает весь круг субъективной реальности…
Вопросы:
a. Как понятие «идеальное» трактуют отечественные философы Э.В. Ильенков и Д.И. Дубровский? Есть ли различие в этих трактовках?
b. Кто из философов связывает «идеальное» с понятием субъективности? Как обосновывает он свою позицию?
c. Кто из философов связывает «идеальное» с понятием объективности? Как он аргументирует свою точку зрения?
d. Как соотносятся понятия «сознание», «идеальное», «субъективная реальность», «объективная реальность»?
e. Существуют ли подтверждения идеи об идеальном как явлении психики отдельного индивида?
f. Существуют ли подтверждения идеи об идеальном как социокультурном, надличностном образовании?
g. Какую из представленных философских позиций вы придерживаетесь? Свой ответ обоснуйте.
h. Не считаете ли вы, что философы говорят о разных формах сознания: об индивидуальном и общественном? Свою позицию аргументируйте.
i. Существует ли однозначное решение проблемы идеального? Каков, на ваш взгляд, может быть вариант решения этой проблемы?
Вариант №10
1. Истина как философская проблема. Философские концепции истины и проблема выявления ее критерий.
2. Искусство и художественная картина мира.
3. Прочтите отрывки из текстов, ответьте на вопросы.
Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А.
«Сознание как субъективная реальность не менее реальна, чем любая другая сфера реальности. Сознание – одна из тех специфических особенностей человека, которые как раз и определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.
Сознание – это не вещество, не вещь, хотя, несомненно, имеются вещественные или овеществленные, опредмеченные символы сознания. Сознание – это не физиологический процесс, хотя оно обеспечивается физиологическими… механизмами. Сознание нельзя полностью идентифицировать с психическим процессом, хотя оно может выступать условием, регулятором и результатом его протекания… Сознание – это не деятельность, хотя последняя может быть в большей или меньшей степени сознательной, осознаваемой. Сознание – это не бытие, хотя оно вырастает из бытия…»
Вопросы:
1) Почему, согласно точке зрения исследователей, человек располагает особым социальным статусом?
2) Какую роль, согласно философам, играет сознание человека в его жизни?
3) Как интерпретируют сознание авторы приведенного отрывка? Через какие понятия, процессы они раскрывают содержание сознания?
4) Что такое редукционизм? Как к нему относятся исследователи? Найдите в тесте ответы на этот вопрос, приведите цитаты, подтверждающие вашу позицию.
5) Основываясь на отрывке из текста, сформулируйте определение сознания.
Вариант № 11
1. Гносеологическая проблематика в истории философии. Основные направления в теории познания: скептицизм, агностицизм, сенсуализм, рационализм.
2. Наука и научная картина мира.
3. Прочтите отрывок из работы немецкого философа Г.В. Лейбница «Монадология» и ответьте на вопросы.
«31. Наши рассуждения основываются на двух великих принципах: принципе противоречия, в силу которого мы считаем ложным то, что скрывает в себе противоречие, и истинным то, что противоположно, или противоречит ложному.
32. И на принципе достаточного основания, в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе…»
Вопросы:
1) О каких принипах познания говорит Лейбниц?
2) В чем, согласно немецкому философу, состоит их сущность?
3)Приведите свои примеры вышеописанных принципов.
Вариант № 12
1. Особенноссти религиозного и художественного познания. Ненаучные сопособы познания. Роль интуиции, веры, мистического озарения в познании действительности.
2. Культура как объект философского анализа. Мир культуры.
3. Прочтите отрывки из текстов и ответьте на вопросы.
Маркс К. Капитал
«У меня идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову человека и преобразованное в ней… В конце труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально…».
Гегель Г. Философия духа
«Это принадлежащее понятию духа снятие внешности есть то, что мы называем идеальностью. Все деятельности духа суть не что иное, как различные способы приведения внешнего к внутреннему, которое и есть сам дух, и только через это возвращение, через эту идеализацию … внешнего дух становится духом…»
Вопросы:
1.Как идеальное трактует К. Маркс?
2.Философскую позицию К. Маркса можно охарактеризовать как: а) идеализм; б) материализм; в) дуализм; г) сенсуализм
3.Как идеальное интерпретирует Г. Гегель? Через какие понятия он раскрывает содержание идеального? Почему именно через них?
4. Сделайте вывод о том, в чем различны трактовки идельного в частности и сознания вообще двух немецких философов?
Вариант№ 13
1. Научное познание и его особенности. Методология научного познания.
2. Философские модели исторического процесса. Место и роль России в историческом процессе.
3. Прочтите отывок из работы И.М. Ильичевой «Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней)» и ответьте на вопросы.
«Множественность трактовок духа в различных философских концепциях приводит к многослойности и множественности понятия «духовность». Большинством философов духовность рассматривается как качественная характеристика сознания и как продукт деятельности человека в обществе. Имеется представление о духовном как ценностном содержании субъекта. В этом аспекте духовность рассматривается как наличие у человека разнообразных эстетических и познавательных потребностей. Однако некторые источники утверждают, что сводить духовность к наличию даже самых разнообразных эстетических и познавательных потребностей нельзя, т.к. охватываемая понятием «духовность» область исключительно хороша: она составляет сферу интресубъективности, культуры и нравственных побуждений, включает поступки и всю сферу деятельности человека и общества. Духовность можно определить и как состояние расширенного сознания, которое опережает возможности самоидентификации субъекта. Духовное сознание – это движущееся самосознание, это становление субъективного бытия. …Духовность - это лишь такая деятельность сознания, которая ориентирована на его бесконечность и целостность. … Духовность… реализуется разными путями - например, в ощущении и переживании нравственной ответственности по отношению к другому. Духовность может быть реализована в любви к ближнему, единстве «ТЫ – ОН». Это единство, в свою очередь, проявляется в обогащении сознании человека, его культурной сферы, изменении и утончении потребностей. Духовность иногда определяется как понятие, сущностно сопрояженное с творчеством… Они дополняют друг друга, образуя вместе интимную сферу работы человеческого духа. … Сама духовность может быть интрепретирована как вид творчества, так как всегда является познанием личностью своей истинной природы… Реализация духовного процесса создает в жизни человека некоторый нравственный резонанс, приводит личность к переживанию единства с его внешним бытием. Следовательно, духовность можно рассматривать и как переживание человеком единства его внешнего и внутреннего бытия, и как установление гармонии внешнего и внутреннего. Духовность как восхождение личности, как обретение культуры открывается и решается человеком каждый раз заново… ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЫСЛА. Духовное развитие представляет собой постепенное восхождение и постижение высших ценностей. Процесс духовного развития есть одновременно и процесс соотношения своих действий с нравственными и эстетическими критериями, процесс осмысливания и переживания своего бытия… Сфера духовной жизни – это не просто усвоение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь, осмысление и переживание личного жизненного опыта. ….Сожержание духовности объединяет МЫСЛЬ, ЗНАНИЕ и ЧУВСТВО, а сама духовность выступает как ОПРЕДЕЛЕННОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ДУХОВНОСТЬ – ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО МИРА И ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВУ, САМОМУ СЕБЕ. Духовность – это выход человека за рамки узкоэмпирического бытия, преодоление себя вчерашнего в процессе обнавления и самосовершенствования… Культура – это одна из форм проявления духовности. Духовность в культурном аспекте очень хорошо оттеняется термином «бездуховность» как антонимиом духовности. Бездуховность как понятие употребляется для характеристики образа жизни и сознания людей, отличающихся низким уровнем развития нравственности. По мнению исследователей, причина бездуховности кроется в абсолютизации научного знания, уничтожении сакральных зон, не допускающих нигилизма и ценизма, глумления над человеком, ребенком, рождением и смертью, ценностью человеческой жизни, ее пределами. Бездуховность является следствием кризиса культуры. Бездуховность сопряжена и с нравственным кризисом, проявляющимся в низком уровне этического просвещения… Духовность выступает как способ самостроительства личности и проявляется в виде призвания человека. Она связана с выбором собственного образа, …роли, является своего рода встречей с самим собой. Данное понимание духовности как образа жизни предполагает этическую рефлексию собственной жизни. Духовность – это принцип самостительства человека… Духовность не сводится к душе, душа – субъект духовности»
Вопросы и задания:
1) Как понятие «духовность» трактует И.М. Ильичева? С какими понятиями она связывает феномен духовности?
2) Раскройте связь духовности с таким понятями как сознание, самосознание, познание, творчество, любовь, самосовершенствование, нравственность, культурность, смыслообразующие ценности, бытие.
3) Что говорит исследователь о взаимосвязи таких близких, однокоренных понятий как «духовность» и «душа»?
4) Какое понятие противостоит духовности?
5) В чем проявляется бездуховность?
6) Назовите причины появления бездуховности.
7) Опираясь на содержание исследовательской работы, попытайтесь дать определение понятию «духовность».
Вариант № 14
1. Метафизический и диалектический методы как способы познания действительности. Диалектика как способ познания бытия. Законы диалектики, их сферы применения.
2. Философское осмысление глобальных проблем.
- Прочтите отрывки из работ философов, затрагивающих проблемы познания. Выполните задание, ответьте на вопросы.
1. «Чувственное созерцание у большинства людей служит единственной мерой их рассудка, правилом их суждения, твердой точкой опоры при оценке вещей».
2. «Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврожденно. Некторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некоторые врожденные принципы, некие первичные понятия…, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания….»
3. «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побуждается только подчинением ей… Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам… Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей… Этот путь истиннный, но не испытанный. … Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению».
4. «В молодости из философских наук я немного изучал логику, а из математических – геометрический анализ и алгебру. … Длинные цепи доводов, … коими имеют обыкновение пользоваться геометры в своих доказательствах, натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию одинаково вытекает одно из другого».
Задание: определите, кто из философов является автором приведенных отрывков из их исследований. Для удобства ответ оформьте в виде таблицы: впишите номер того высказывания, которое, как вы считаете, принадлежит данному философу. Свой выбор обоснуйте.
Ф. Бэкон | Д. Локк | Л. Фейербах | Р. Декарт |
Если затрудняетесь выполнить задание, ответьте на следующие вопросы:
1. Ф. Бэкон был: а) эмпириком; б) рационалистом; в) сторонником индуктивного метода; г) приверженцем дедуктивного метода.
2. Д. Локк являлся: а) сенсуалистом; б) рационалистом; в) сторонником врожденных идей; г) противником врожденных идей.
3. Философские взгляды Л. Фейербаха можно идентифицировать как: а) идеалистические; б) материалистические; в) сенсуалистические; г) рационалистические.
4. Р. Декарт выступал в качестве сторонника ___ метода: а) индуктивного; б) дедуктивного.
5. Автором высказывание «Знание – сила» является: а) Р. Декарт; б) Л. Фейербах; в) Ф. Бэкон; г) Д. Локк.
6. ___ считал, что сознание человека представляет собой «tabula rasa», чистую доску, на которой жизнь в процессе познания, пишет свои имена: а) Р. Декарт; б) Л. Фейербах; в) Ф. Бэкон; г) Д. Локк.
7. Высказывание «Знание – сила» содержит в себе призыв: а) изучать природу; б) остерегаться природу; в) подчиниться природе; г) покорить природу; д) беречь природу.
8. ___ был математиком, философом, создал систему координат, сблизившую алгебру и геометрию: а) Р. Декарт; б) Л. Фейербах; в) Ф. Бэкон; г) Д. Локк.
9. Первое высказывание можно идентифицировать как: а) материалистический сенсуализм; б) идеалистический рационализм.
10. Автор второго высказывания является ____ врожденных идей: а) противником; б) сторонником.
11. Автора третьего высказывания можно отнести к сторонникам: а) покорителя природы; б) охранителя природы; в) рационализма; г) интуитивизма; д) эмприризма; е) индуктивного метода; ж) дедуктивного метода.
12. Автор четвертого высказывания заявляет о своей приверженности к ______ методу: а) индуктивному; б) дедуктивному.
Вариант № 15
1. Методологическая проблематика в истории философии. Индуктивный и дедуктивный методы познания в фиософских системах Ф. Бэкона и Р. Декарта. Метафизика и диалектика в философских концепциях Зенона, Гераклита, Платона, Гегеля, Маркса.
2. Философские сценарии будущего развития общества.
3. Прочтите философский текст, ответьте на вопросы после тектса, выполните задание.
Все искусство в целом представляет собой особый способ жизневоззрения и жизнепонимания. Оно исследует и воспроизводит человека во всем богатстве и многообразии его проявлений. Классическим образцом такого искусства является «Фауст» Гете, где в основе интриги лежат поиски смысла и цели жизни. Старый ученый доктор Фауст с горечью констатирует, что он, фактически прожив жизнь, не знает, в чем ее смысл. Дабы прекратить свои страдания, Фауст готов покончить с собой. Явившийся в этот момент дьявол в образе Мефистофеля предлагает Фаусту свои услуги. Превратив Фауста в молодого прекрасного юношу, он начинает вместе с ним поиски смысла жизни. Уговор таков: как только Фауст найдет то, ради чего стоит жить, и признает это, произнеся – «остановись, мгновение, ты прекрасно», условия выполнены, и Фауст за полученное знание расплачивается душой. Фауст вновь проживает долгую жизнь, полную поисков, порывов, любовных приключений. Но ни в чем он не видит смысла и цели, достойной мыслящего человека. И лишь на склоне лет, в своей второй старости, он наконец понимает: «мое стремленье – дело, труд», жить надо не для себя, а для других, ради свободы и благоденствия народа.
Прозренье стоит Фаусту жизни, но душу - Мефистофель не получает, ее берет себе Бог. Смысл жизни в самой жизни. Надо дорожить жизнью, любить ее и постараться сделать ее лучше для других и тем самым для себя.
Вопросы и задания:
1) Как вы считаете, в чем состоит смсл жизни вообще?
2) В чем вы видите смысл своего бытия?
3) Согласны ли Вы с теми выводами, к которым пришел Фауст? П
4) Почему люди думают о смысле жизни? Что заставляет их искать смыслообразующие ценности бытия?
5) Заполните таблицу «Подходы и концепции к определению смысла жизни»
Подходы и концепции | Представители (теоретики и практики) | Основные идеи, их достоинства и недостатки |
| ||
| ||
| ||
|
Литература
1. Губин, В.Д. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Губин. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009. – 288 с. – ( Профессиональное образование) (ГРИФ);
2. Губин, В.Д. Философская антропология: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: ФОРУМ, 2008. – 400 с. (ГРИФ);
3. Хрусталев, Ю.М. Философия: учебник [Текст]. / Ю.М. Хрусталев. – 352 с. (Рекомендовано УМО);
4. Волкогонова, О.Д. Основы философии: учебник [Текст] // Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009. – 480с. (ГРИФ);
5. Антюнин, С.С. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / С.С. Антюнин. – М.: ИЦ РИОР и др., 2010. – 411 с. (ГРИФ);
6. Сычев, А.А. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / А.А. Сычев – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. – 368 с. (ГРИФ);
7. Горелов, А.А. Основы философии: учебное пособие [Текст]. - Допущено Минобразованием России. - 8-е изд., стер. 256 с.;
8. Зотов, А.Ф. Современная Западная философия: учеб. пособие [Текст] – М.: Проспект, 2010. – 608 с.;
9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2009. – 735 с. (Рек. Мин. обр.)
10. Рычков, А.К. Философия: учебник для вузов [Текст] / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 384 с.