Общенаучная методология

Общенаучные подходы и методы исследования получили широкое развитие и применение в науке XX в.Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методо­логическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «система», «изоморфизм», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

1.Методы эмпирического исследования:

а) наблюдение — целенаправленное пассивное изучение

предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.

б) эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально со­зданных и контролируемых условиях.

в) сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

г) описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

д) измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

2.Методы теоретического познания:

а) абстрагирование — отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления (особый вид абстрагирования — идеализация);

б)мысленный эксперимент — оперирование идеализированным объек­том;

в) формализация — отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях;

г)аксиоматизация — построение теорий на основе неких аксиом (ут­верждений, не требующих доказательства своей истинности);

д)гипотетико-дедуктивный метод— выдвижение некоторых утвер­ждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов;

е)индукция и дедукция — движение от частного к общему, от еди­ничных фактов к общим положениям, и, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе зако­нов логики.

3.Общелогические методы и приемы исследования:

а) анализ — реальное или мысленное разделение объекта

на составные части и синтез — их объединение в единое орга­ническое целое, а не в механический агрегат. Результат синте­за — совершенно новое образование.
б) абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от

ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновремен­ным выделением интересующих исследователя свойств (преж­де всего существенных, общих).

в) обобщение – мысленный процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

г) идеализация – образование с помощью мысли абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.

е) аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

Способность человека к абстракции и обобщению имеет большое значение в познавательной деятельности, в общем прогрессе материальной и духовной культуры человечества.

Наши рекомендации