Общенаучная методология
Общенаучные подходы и методы исследования получили широкое развитие и применение в науке XX в.Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «система», «изоморфизм», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.
На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:
1.Методы эмпирического исследования:
а) наблюдение — целенаправленное пассивное изучение
предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.
б) эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
в) сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).
г) описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
д) измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
2.Методы теоретического познания:
а) абстрагирование — отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления (особый вид абстрагирования — идеализация);
б)мысленный эксперимент — оперирование идеализированным объектом;
в) формализация — отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях;
г)аксиоматизация — построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей истинности);
д)гипотетико-дедуктивный метод— выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов;
е)индукция и дедукция — движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям, и, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики.
3.Общелогические методы и приемы исследования:
а) анализ — реальное или мысленное разделение объекта
на составные части и синтез — их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза — совершенно новое образование.
б) абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от
ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).
в) обобщение – мысленный процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.
г) идеализация – образование с помощью мысли абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.
е) аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
Способность человека к абстракции и обобщению имеет большое значение в познавательной деятельности, в общем прогрессе материальной и духовной культуры человечества.