Сева 53. Особенности "Золотого века" римской литературы, его значение для последующих веков.
Суперкраткий пересказ: после прихода к власти Октавиана Августа, сосредоточившего в своих руках всю власть и оттеснившего народные массы от воздействия на власть, освободившееся время граждане стали заниматься творчеством. В это время существует направление литературы, пропагандирующее действующую власть и вводимые ей порядки. Происходит развитие множества литературных жанров, в т.ч. элегии, эпической поэмы, сатир и проч., которые активно используются европейскими авторами в будущем. Черты: субъективизм, красочность повествования, глубина описания чувств.
После конца гражданских войн власть оказывается полностью в руках принцепса (первого сенатора) Октавиана Августа, а сенат, народное собрание и магистраты продолжали действовать лишь для видимости. Август окружил себя многочисленными деятелями искусства, которые под руководством его и его соратников, как, например, Мецената, поощрявшего финансово и недвижимостью «верных творцов», «проповедовали официальную идеологию»: систему взглядов на римское государство и его задачи, на особую миссию Августа.
В то же время в богатом рабами и золотом Риме стала укрепляться философия эпикурейства, которая заключалась в том, чтобы жить, наслаждаясь, а материальные ценности ставились гораздо выше духовных (хотя сам создатель учения как раз ставил для себя духовное выше материального). Этой философией увлекались многие поэты того времени, и дух того времени можно было описать так: «Жизнь коротка, так наслаждайся ей «на всю катушку», пока она есть».
С приходом Августа к власти и сосредоточением её в одних руках гражданские чувства и гражданский долг, ораторское искусство потеряли место, где они могли бы проявляться, в связи с чем большая часть времени обеспеченных слоёв населения стала наполняться приятным времяпрепровождением, а также творчеством, а ораторствовать стало более просто и безопасно на бумаге на отстранённые темы. Это обусловило всплеск популярности поэзии, когда каждый уважающий себя обеспеченный римлянин считал своим долгом и читать новейшие произведения современных поэтов, и испытывать своё перо. Также в Рим съезжаются «попытать счастья» италийцы, уроженцы италийских городов, некоторые их которых стали позже великими поэтами (Гораций, Вергилий и проч.). В Риме появляется множество поэтов, которые собираются в различные кружки, направления вокруг богатых римлян, которые финансировали талантливых авторов.. Среди таких кружков наиболее известным стал кружок Гая Цильния Мецената (Гораций, Проперций), чьи участники писали в «проавгустовском» направлении, прославляя Августа и старую нравственность, в соответствии с курсом самого Октавиана. Другим кружком, чьи участники отгораживались в своём творчестве от каких бы то ни было политических идей, был кружок Корвина Мессалы (Тибулл). Поэты практиковали сперва публичные чтения этих кружках, а после и всенародные, которые упрочивали их славу и служили делу популяризации авторов и идей, которые они высказывали в своих произведениях.
Также в таких кружках зарождалась и будущая литературная критика.
В век Августа была достигнута наибольшая высота и элегией, которая не причислялась древними к чисто лирической поэзии, примыкая по своей стихотворной форме (двустишию из гекзаметра с пентаметром, т.е. сокращенным гекзаметром) к эпосу. Важнейшие представители элегии, которая была по преимуществу любовной, — Тибулл, Проперций, Овидий. В произведениях этих пяти поэтов (Вергилий, Гораций, Тибулл, Проперций, Овидий) выразился цвет века Августа, выше которого римская поэзия никогда не поднималась. В прозе к этому веку принадлежит огромное историческое произведение Тита Ливия (часто довольно вольное литературное переложение истории), из 142 книг которого до нас дошли едва 35.
Однако инакомыслие в поэзии воспринималось властями довольно болезненно, поэтому судьба ораторов, забывавших о том, что времена переменились, не была завидна. а некоторые ораторы, хотя и не прямо за свои речи, но подверглись гонениям, и первый из них кончил жизнь самоубийством, второй — в изгнании. Также можно вспомнить и Овидия, который был сослан под тем предлогом, что его чересчур откровенные и развращающиеся стихи мешали установлению в Риме прежних, глубоко нравственных порядков.
В течение «Золотого века» римской литературы появляются выдающиеся труды целой плеяды римских авторов — Вергилия, Горация, Овидия и других, чьи труды во все века не переставали цениться за те улучшения, которые были сделаны в эллинистической поэзии и служили и служат отличительными чертами римской поэзии «золотого» и последующих «литературных веков»: это крайне яркий субъективизм в любовной лирике, это красочность и тонкость передачи деталей произведений ( замечательная фигура Лаокоона в скульптурном ансамбле, которая была вылеплена на основе описания его в «Энеиде» – вспомним Лессинга) и это глубокое внимание к внутреннему состоянию персонажей, которое было существенно развито из греческой литературы. В это же или приблизительно в это время были сформулированы и существенно развиты жанры элегий, сатир, диатриб и проч., которые позже стали напрямую использовать или чьи элементы стали вносить в свои произведения авторы последующих времён. Да и сюжеты, появляющиеся в произведениях авторов «Золотого века», позже не раз обыгрываются у средневековых авторов и авторов эпохи Возрождения.
В общем и целом «Золотой век» римской литературы можно ценить за важное развитие предшествующей ей греческой литературы и за замечательные произведения, появившиеся в это время