Бытие в русской философии и постмодерне
Русские философы вынесли полное несогласие тому пониманию бытия, которое сложилось в западной новоевропейской традиции. Субъективность бытия они восприняли как смену_ власти Бога властью призрачных феноменальностеи, где на первом месте - меркантильные интересы и желания человека.
Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущность новоевропейского понимания бытия, подчеркивал, что западноевропейский человек понимает себя как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее как данность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия, а как другую инстанцию, которая противостоит бытию. Учение Декарта, в котором на место безусловного бытия было поставлено "Я", С.Л.Франк охарактеризовал как глубокое и гибельное заблуждение, принесшее безмерно много вреда не только в теоретическом самосознании философии, но и в духовной жизни европейского человечества.
Н.А.Бердяев - рус. религиозный фил.(1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утвержденный И.Кантом. Он утверждал, что это привело к роковом/1 разрыву с Абсолютом.
"Безумие думать, что бытие может зависеть от сознания, что оно дано лишь в науках, что вне Суждения не может быть и речи о бытии", - писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиозной философии, которая подпитывалась отличным от запада мировоззрением. Специфику русского мировоззрения Франк описал так: "Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем, чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и составляет суть русского антагонизма". Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более очевидным и ценностным, чем "Я" с его сознанием.
Русская религиозная философия утверждала первичность абсолютного бытия. К такому бытию нельзя прийти путем логических познаний, можно только исходя из абсолютного бытия, признать его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия - это самораскрытие бытия, его самооформпение. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятельности как практической, так и теоретической.
Творчество русских религиозных фил. было направлено на уяснение глубочайших бытийных истоков человеческого существования.
Философы-постмодернисты пытаются использовать идею бытия как идею становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В этой связи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре, во- вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно- мыслительную форму ее выражения.
Все философы-постмодернисты заняты поисками правил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических. В отличие от фил. классического рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мнению, ни одно описание мира - научное, философское, религиозное - не является точной репрезентацией мира, каков он есть сам по себе. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.
Постмодернисты отвергают идею абсолютного бытия потому, что она оправдывает необходимость человеку подчиняться высшим ценностям. Признав существование бытия как чего-то высшего, люди добровольно поработили себя. Избавиться от этого порабощения и идолов, которых люди придумали сами, разбожествить мир, сломать вертикаль "высшее-низшее", оправдать тягу человека к запретному, доказать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми - задача философии постмодерна.
МАТЕРИЯ
Конкретизация понятия "бытие" осуществляется, в первую очередь, в понятии "материя". Проблемы материи, разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами.
В материалистической философии материя выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.
"Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин).
В этом определении утверждается существование объективной реальности, кот. не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос фил. - вопрос о соотношении материи и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к. сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно.
Основной вопрос философии затрагивает проблему познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.
Элементами структуры материи являются: неживая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микротела, планеты, галактики. Вселенная и мир}, живая природа (ДНК, РНК, белки, клетка, организмы, виды, популяции, биоценоз, биосфера), общество (вид, семья, группа, коллектив, этнос/раса, общество, государство, союз, человечество).
Материалистическая фил. утверждает, что движение - атрибут материи. Атрибут - это неотъемлемое св-во, без которого не может существовать объект.
Характерной чертой материи является движение -пространственное перемещение тел.
Формы материи: физическая, химическая, биологическая, социальная. Движение материи является ее всеобъемлющим свойством, т.к. движется все. Все формы движения материи взаимосвязаны. Движение постоянно, прекращение одних форм движения заменяется другими, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Покой - это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Движение может быть количественным, качественным, динамическим,популяционным.
Самоорганизация - способность к саносозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне. В результате колебаний и отклонений материя приобретает новое состояние, новый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоорганизации материи называется синергетикой.
Размещенность в пространстве и времени - фил. выдвинуты субстанционныи подход и реляционный.
Субстанционный (Демокрит, Эпикур) - считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией, наряду с материей, а отношение между ними как субстанционные.
Реляционный (Аристотель, Гегель, Лейбниц) -воспринимали пространство и время как отношение между материальными объектами.
Время - форма бытия материи, которая характеризует длительность существования материальных объектов и их изменение в процессе развития.
Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.
Правильность реляционной теории подтвердило открытие А.Эйнштейном теории относительности, доказавшей, что пространство и время относительны, в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других мат. систем. Отражение бывает физическим, механическим, химическим.
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ.
ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. Проблема идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает современная наука. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием материальным.
Впервые Платон обосновал концепцию удвоен/я мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная философия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал -духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь возвращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух реальностей, какая из них является первичной?
Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тождественны им по своим свойствам. Например, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов.
Точка зрения идеалистов - идеальное представляет собой качественно иной вид реальности. Существует "мир идей", который независим от нашего сознания и первичен по отношению к "миру вещей". Философы-идеалисты считают безосновательным мнение о тождестве материального и идеального. Они утверждают, что духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет сумма наиболее общих понятий, универсалий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного совершеннее материального и способно его порождать.
В современной фил. широко распространено материалистическое объяснение природы сознания известное как теория отражения. Она дает обоснованный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального. Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Отражение - одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой природе. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи и представляет собой высшую форму отражения.
Отражение - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других матер, объектов или менять структуру при взаимодействии с ними.
В большей или меньшей степени свойство отражения присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимодействия на разных уровнях организации материи качественно различен.
На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических, звуковых, тепловых, реакций.
На биологическом уровне организации материи проявляются более высокие формы взаимодействия живых организмов. Биологическое отражение свойственно только живым организмам. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.
На социальном уровне отражения появляется сознание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаимодействия матер, систем.
теория материалистического объяснения происхождения сознания подвергается сомнению философов. Наибольшую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло сразу в двух формах, материальной и идеальной. Проблема соотношения материального и идеального восходит к античным временам, она решалась еще Аристотелем. Ни идеалистическое, ни материалистическое объяснение происхождения сознания не является полностью доказанным.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство мира имеет три измерения и называется трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел.
Время - форма бытия материи, выражающая дли-тельНТэсть протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время и изобрел его эталон. Человеку свойственно интуитивное чувство времени, наш организм подвержен влиянию временных ритмов.
В начале 20 в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Время - четвертое измерение мира, а пространственно - временной срез нашей Метагалактики, характеризующийся формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Четырехмерное пространство-время связано с материей и движением микромира.
Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Так, особенности биологического пространства-времени проявляются уже на уровне белковых молекул в форме асимметрий. Живые системы образуются только из тех молекул, в которых имеются "левосторонние" группировки. Растения четко различают свойства пространства, вьющиеся растения завивают "усики" только справа налево. Они меняют длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды.
Свою специфику имеет пространство и время в жизни общества. Человечество сразу стало формировать особую пространственную сферу жизнедеятельности, изготовляя орудия труда, строя жилища, одомашнивая животных и т.д. Рядом с дикой природой появилась "очеловеченная". Если в неживой и биологической формах материи пространство включает в себя только связи предметов, то в социальное пространство входит отношение человека к предмету, к месту своего обитания. Например, понятие Родина характеризует не только определенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: он любит пейзаж, испытывает тоску по нему и т. д.
Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе человеческой деятельности. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят своими корнями вглубь веков, этот отрезок времени в несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длятся всего около 300 лет.
Смена этапов развития общества характеризуется ускорением темпов социальных изменений, что нашло отражение в понимании времени. Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особую ценность имело прошлое, хранящее для настоящей жизни необходимые навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.
Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицу времени. Именно в этот период времени была изобретена секундная стрелка, символ ускорения ритма жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического ритма человеческого организма и происходящих в нем физиологических процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается и по сей день, и это негативно сказывается на здоровье людей.
Социальное время характеризуется многоуровневой структурой. В ней можно выделить время', определяющее происхождение рода человеческого, время образования наций, эпох и формаций. В каждом из этих времен свои ритм и свои ценности.
ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
В философской карт/не мира значительная роль принадлежит категории «материя» и ее свойствам. В античности Гераклит, а в Новое время Гегель ввели в картину мироздания идеи становления, движения и развития, согласно которым действительность есть процесс.
Еще Гераклит в своей фразе "все течет" определил постоянное движение и изменение окружающего мира. В античности высказывались предположения о бесконечном многообразии материальных форм, и это многообразие - результат активности самой материи. Термин "движение" наше сознание определяет как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и относится к самой простой форме. К более сложным формам движения можно отнести: физическое движение, химическое, биологическое, социальное и др. В непрерывном движении находится все живое, т.к. в системе живого идет вечный процесс изменения, питания, роста, размножения и гибели. Движение-это сущностный атрибут материи, оно обладает всеми его свойствами, движение несотворимо, неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще.
Все формы движения материи взаимосвязаны. Самое постое движение - механическое - обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлияния электромагнитных и гравитационных полей, взаимодействий в микромире. Одни формы движения превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Доказательством этого является закон сохранения и превращения энергии. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой -это тоже движение, при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покои, как и движе- ние, является необходимым условием развития мира. В движении предмет возникает, покой фиксирует ре- зультат, вследствие чего предмет определенное время сохраняется, остается данным, а не другим. Покой относителен, а движение абсолютно. Благодаря движению материальные тела обнаруживают се- оя, воздействуют на наши органы чувств. Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздейст-вувт на наши органы чувств.
Материалистическая философия утверждает, что движение - атрибут материи. Атрибут - свойство, без которого объект не может существовать. Нельзя мыслить материю без движения, но нельзя мыслить и движение без материи, ибо признание нематериального движения есть уступка мистике и религии - так считал В.И.Ленин.
Особым видом движения считается развитие. Развитие - это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Само развитие не сводится к процессу количественного увеличения ил/ уменьшения. В процессе развития элементы могут исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные качественные изменения. Обычно качественные изменения не приводят к потере системой ее основного качества - оставаться системой. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным. Как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую же стадию. Развитие материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловно прогрессивной направленностью, восхождением от низшего качества к высшему. К основным законам развития относят закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.