Творческая эволюция С. Есенина
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1
Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
1. Время и история создания пьесы. «На дне» как социально-философская драма. Тема дна. Образы ночлежников, их «правда».
2. Спор о человеке в пьесе. Тема правды и лжи. Сложность образа Луки. Современное истолкование этого образа.
3. Образ Сатина, его философия. Является ли он антагонистом Луки?
4. Авторская позиция. Смысл финала пьесы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Басинский П. Горький. – М., 2005.
2. Бялик Б.А. Горький – драматург. – М., 1977.
3. Гачев Д. Логика вещей и человек. Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». – М., 1992.
4. Спиридонова Л.М. М. Горький: диалог с историей. – М., 1994.
5. Удодов А.Б. Пьеса М. Горького «На дне»: художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.
6. Ходасевич В. Горький // Октябрь. 1989. № 12.
ЗАНЯТИЕ № 2
Роман А.Н. Толстого «Сестры» и традиция
Русского «семейного» романа
1. Образ Петербурга в романе. Тема «страшного мира» и судьба духовных, нравственных ценностей в нем. Трагический образ поэта Бессонова.
2. Пути и судьбы главных героев романа: Даши, Кати, Телегина, Рощина. Мастерство психологической характеристики А.Н. Толстого.
3. Традиции русского романа XIX в. в творчестве А.Н. Толстого. Реализм писателя.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. – М., 1991.
2. Баранов В. Взлеты и «падения» А.Н. Толстого // Литература в школе. 1989. № 6.
3. Боровиков С.Г. Ясный талант. – Саратов, 1986.
4. Варламов А. Алексей Толстой. – М., 2006.
5. Воронцова Г.Н. Алексей Николаевич Толстой // Литература в школе. 2003. № 6.
6. Крюкова A.M. А.Н.Толстой. – М., 1989.
7. Петелин В. Жизнь Алексея Толстого. – М., 2001.
8. Толстой А.Н. Новые материалы и исследования. – М., 1989.
ЗАНЯТИЕ № 3
Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый».
Концепция личности и оценка деятельности Петра I в романе
1. Причины обращения А. Н. Толстого к эпохе и личности Петра I. Концепция личности Петра I в рассказе «День Петра».
2. Проблема «личности и эпохи» в романе. Идея исторической необходимости реформ Петра I. Образ Петра, его эволюция.
3. Особенности изображения исторической эпохи в романе. Друзья Петра I и противники его реформ (Лефорт, Меньшиков, Бровкины, Буйносовы и др.). Женские образы в романе.
4. Приемы создания характеров в романе. Язык и стиль романа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Варламов А. Алексей Толстой. – М., 2006.
2. Переписка А. Толстого. В 2-х т. – М., 1989.
3. Петелин В.И. Жизнь Алексея Толстого: Красный граф. – М., 2002.
4. Поляк Л.М. Алексей Толстой – художник. Проза. –М., 1964.
5. Крюкова A.M. А.Н. Толстой и русская литература. Творческая индивидуальность в литературном процессе. – М., 1990.
ЗАНЯТИЕ № 4
Роман Е. Замятина «Мы» как роман – антиутопия
1. Причины обращения Е. Замятина к новому жанру. Генезис и основные черты романа – антиутопии. Традиции русской и европейской литературы.
2. Характеристика Единого Государства в романе. Критика американско-европейской цивилизации и любой формы тоталитаризма – основной замысел автора. Судьба искусства в Едином Государстве.
3. Конфликт личности и государства в романе «Мы». Трагедия Д-503, ее причины. Образ 1-330.
4. Черты экспрессионизма в романе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Акимов В. Человек и Единое Государство. (Возвращение к Евгению Замятину). // Перечитывая заново. Литературно-критические статьи. –Л., 1989.
2. Замятин Е. Мы. Завтра. Я боюсь. О литературе, революции, энтропии и пр. –М., 1988.
3. Зверев А. Когда пробьет последний час природы... // Вопросы литературы. 1989. № 1.
4. Михайлов О. Гроссмейстер литературы // Замятин Евгений. Избранное. –М., 1989.
5. Сухих Игорь. О городе солнца, еретиках, энтропии и последней революции // Звезда. 1999. №2.
6. Шайтанов И. Мастер. // Вопросы литературы. 1988. № 12.
ЗАНЯТИЕ № 5
Творческая эволюция С. Есенина
1. Начало поэтического творчества. Сборник «Радуница». Связь с фольклором. Человек и природа. Любовь к родине как основная тема.
2. Поэзия периода революции и гражданской войны. Революционно-библейские поэмы. Характер лирического героя.
3. Имажинизм в творчестве С. Есенина. Идеи и стиль «Москвы кабацкой» и поэмы «Пугачев».
4. Трагический характер поздней лирики С. Есенина. Обращение к классике.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Базанов В.Г. С. Есенин и крестьянская Россия. – М., 1982.
2. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Есенина. – М., 1990.
3. «Волшебная странность». Русское зарубежье о Есенине. // Лит. учеба. 1992. Кн. 5-6.
4. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. – М., 1995.
5. Захаров А.Н. Художественно-философский мир Есенина // Лит. в школе. 2004. № 2.
6. Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин («Жизнь замечательных людей»). – М, 1997.
7. Солнцева Н. Китежский павлин. – М., 1992.
8. Ходасевич В. Есенин // Ходасевич В. Белый коридор. Омск. 1991.
9. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина. М., 2000.
ЗАНЯТИЕ № 6