Понятие диалектики. Ее исторические формы
В повседневной, обыденной жизни человек имеет дело по преимуществу с вещами конечными, определенными, непротиворечивыми. Соответственно, отсюда проистекает подтвержденное здравым смыслом требование к непротиворечивости нашего мышления. Не случайно в формальной логике существуют законы «тождества», «непротиворечия», «исключенного третьего» и «достаточного основания». Однако, стремление полнее познать мир рано или поздно приводит к тому, что человек сталкивается с противоречиями, с необходимостью их осмысления и выведению заключений, касающихся перспектив изменения изучаемого объекта. Еще в большей мере формально-логический подход обнаруживает свою ограниченность в сфере научного знания, где явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи, взаимопереходе и развитии. В науке этот формально-логический подход порождает немало мыслительных затруднений и коллизий. Гегель даже предложил разграничивать зоны действия человеческого рассудка обыденным мышлением, а разума -диалектическим.
Под диалектикой он понимай учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития мышления и бытия.
Однако, такое понимание пришло не сразу. Первоначально диалектика трактовалась как искусство диалога, спора, однако со временем в античной философии вызрело понимание мира как вечного процесса изменения, движущей силой которого является борьба противоположностей (Гераклит, Эмпедокл, Сократ, Платон). Античная диалектика носила стихийно-интуитивный характер и опиралась на наблюдение, была первой попыткой обобщения фактуалъного среза реальности.
В немецкой классической философии диалектика предстает уже в виде стройной системы знания. Она эволюционирует от кантовской неразрешенности антиномий разума через системы Фихте и Шеллинга до признания Гегелем противоречия в качестве источника развития. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения». По Гегелю, диалектика есть учение о саморазвертывании Абсолютного Духа, о самодвижении понятий. Сформулированный им тезис о тождестве мышления и бытия позволил вплотную подойти к такому способу познания реальности, при котором мир объясняется не из нашей головы, а из него самого.
Однако окончательно эту миссию выполнили мыслители диалектико-материалистического направления в европейской философии (К.Маркс и Ф.Энгельс). Они подчеркивали, что диалектика характерна не только для человеческого мышления, но и для объективных процессов и явлений природы и общества. Исходя из логики саморазвертывания собственного предмета для превращения классической философии в науку Маркс был также необходим после Гегеля, как сам Гегель необходим после Канта. Дальнейшее свое развитие диалектический материализм получил в работах В.И.Ленина, Г.В.Плеханова, советских (П.В.Копнин, Э.В.Ильенков, В.А.Босенко) и западных философов-марксистов (А.Грамши, П.Тольятти, Д.Лукач) и др.
Все три названные выше исторические формы диалектики имеют свою онтологическую и гносеологическую составляющие, что позволило Ф.Энгельсу сделать вывод о наличии двух видов диалектики: объективной и субъективной. «Так называемая объективная диалектика, - писал он в «Ди&тектике природы», - царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей.
которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, либо в более высокие формы».
Таким образом, можно резюмировать, что в самом общем виде под диалектикой понимается совокупность объективно обусловленных, субъективно осознаваемых и практически выверенных познавательных приемов и навыков общественно-преобразующей деятельности человека.