История происхождения и становления термина « логика»

То, что в современной науке понимается под логикой, не всегда именовалось этим словом. Термин «логика» был введён стоиками в значении одной из частей философии, наряду с физикой и этикой. Родоначальник логики как таковой – Аристотель – не употребляет понятие «логика», тем более «логика формальная». Термин «формальная» по отношению к аристотелевской и схоластической логике впервые применил И. Кант. Сам же Аристотель пользуется словом «аналитика», подразумевая под ним достоверное знание. Изначально логические трактаты Аристотеля не имели общего названия. И только в I в. до н.э. их объединили под одним именем «Органон» («инструмент»). Аристотель был первым, кто отделил логическую форму речи от её содержания, что привело к открытию субъектно-предикатной формы «языка философии» (как утвердительного или отрицательного высказывания «чего-либо в чём-либо»). В итоге Аристотель создал теорию силлогизма, составляющую ядро традиционной, формальной логики. Силлогизм – это система логически взаимосвязанных высказываний, каждое из которых имеет одну из следующих четырёх форм: «Всякое S есть P» (форма общеутвердительных высказываний, например, «все люди смертны»); «Всякое S не есть P» (форма общеотрицательных высказываний – «ни один человек не имеет крыльев»); «Некоторое S есть P» (форма частноутвердительных высказываний – «некоторые люди рождаются через кесарево сечение»); «Некоторое S не есть P» (форма частноотрицательных высказываний – «некоторые люди не умеют плавать»). Аристотель изучил условия построения силлогизмов, указал правила логического вывода, дал первую классификацию логических ошибок, заложил основы учения о логическом доказательстве (обосновании истинности суждения). Наряду с этим в античной логике были открыты основные логические принципы (законы): принцип непротиворечивости и принцип исключённого третьего; выявлены и проанализированы логические парадоксы (например, «парадокс лжеца»: если человек говорит себе: «я лгу», то лжёт ли он на самом деле или говорит правду?); создана теория спора или «искусство спора» – эристика. Стоики для обозначения «формальной логики» использовали термин «диалектика», который перешёл от поздней Античности к Средним векам. Одна из первых работ, ознаменовавшая возрождение логики, – «Диалектика» П. Абеляра. Наряду с этим Абеляр использовал и термин «логика», например, в трактате «Логика “для начинающих”», и постепенно этот термин получает всё более широкое распространение. Кроме работ П. Абеляра схоластическая логика представлена воззрениями Д. Скота, У. Оккама, Ж. Буридана. Эти мыслители, развивая традицию аристотелевской силлогистики, предприняли попытки аксиоматизации логики высказываний и математизации логических выводов. Окончательная реабилитация термина «логика» принадлежит влиятельному в своё время произведению «Логика, или Искусство мыслить» (1662), известному также как логика Порт-Рояля, в рамках которой наука об общезначимых формах мысли рассматривается как методология всех других наук и подразделяется на четыре части: 1) учение о понятиях;2) учение о суждениях; 3) учение об умозаключениях; 4) учение о методах и правилах доказательства.

Качественный скачок в развитии традиционной формальной логики связан с именем Лейбница, выдвинувшего идею логического доказательства как вычисления, подобно математическому. К его заслугам относится также обоснование возможности универсального логического языка, формализующего рассуждения. Возможности формализации и математизации логики Лейбниц продемонстрировал на примере арифметизации силлогистики. Наряду с этим Лейбниц впервые сформулировал логический принцип достаточного основания и дал точную формулировку принципа тождества. Вместе с принципом непротиворечивости и исключённого третьего они составляют содержательную основу так называемой классической логики. Дальнейшее утверждение термина «логика» связана с именами И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Перу Гегеля принадлежит работа «Наука Логика». Но следует заметить, что известный критик схоластики и метафизики Кант не касался критики языка и логических форм мышления. Хотя зачатки современной логики встречаются и раньше, например, в нач. XVII в. у Лейбница (которого можно считать предтечей современной логики), настоящий переворот в логике произошёл в пер. пол. XIX в. Современную логику отличает совершенно иной символический, формализованный язык. Это язык математических и логических знаков, формул. Основоположниками современной логики не могли быть философы, как бы критически они не относились к традиционной философии. В обновлении логики ведущую роль сыграли математики (в XIX в. – О. де Морган, Дж. Буль, Э. Шредер; в XX в. – Г. Фреге, Дж. Пеано, Д. Гильберт). Философы же (Б. Рассел, Л. Витгенштейн) лишь подхватили этот почин, не желая, чтобы новая логика полностью отпочковалась от философии.

Наши рекомендации