Н. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО Ь. Философ как член общества

Н. ФИЛОСОФ И СЕМЬЯ

721. Стобей IV, 24,29: Демокрит: Воспитание де­тей — ненадежное дело: ибо удача достигается це­ной борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем не сравнимо.

722. Стобей IV, 24,31: Демокрит: Не следует, по-моему, растить детей. Ибо я вижу, что с этим сопряже­ны многие и большие опасности и огорчения, благ же — мало, да и те слабы и незначительны.

723. Климент. СтромшпыН, 138: Демокрит отвер­гает брак и деторождение из-за того, что они связаны со многими неприятностями и отвлекают от более важных занятий. К нему присоединяется и Эпикур. Феодорет XIII, 74: Мы очень порицаем Демокрита и Эпикура, которые предписывают отказаться от бра-

ка и деторождения. Определив, что высшей целью яв­ляется наслаждение, они решительно отвергли то, что связано с какими-либо тревогами и неприятнос­тями.

724. Стобей IV, 24,32: Его же: Если у человека есть желание иметь ребенка, то, по-моему, лучше всего взять его у кого-либо из своих друзей. Поскольку он сможет выбрать по своему желанию, ребенок будет таким, какого он хочет. Тот, кто покажется подходя­щим, подойдет всего лучше и по природным качест­вам. Усыновление ребенка имеет то преимущество, что при этом можно выбрать себе по сердцу из мно­гих такого, какой нужен. Если же родить своего ре­бенка, то это связано с большими опасностями. Ведь в этом случае придется довольствоваться таким, ка­кой родится.

Ш. ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВО

725. Эпифаний. Против ересей III, 2,9: Демокрит ... утверждал: «Даже то, что представляется справедли­вым, таковым не является, ибо несправедливо то, что противоречит правде». Он говорил, что законы — дурное изобретение и что «мудрец не должен пови­новаться законам, а жить свободно».

726. Заглавие этического сочинения: Диоген Ла-эртскийЩ 46 (Фрасил): О характере философа. Ср. Псевдогиппократ. Письма 17: Они чуждаются людей ... ибо целиком погружены в философию.

727. Сенека. Письма 7,10: Демокрит сказал: «Один для меня стоит толпы, а толпа — одного». Ср. Демо­крат 64: Дружба одного мудреца значит больше, чем дружба всех неразумных [№ 660].

728. Плутарх. Против Колота 32: Упрекнут ли меня за это те, которые прожили жизнь по-хозяй­ственному и как подобает гражданину? Это их всех осыпал бранью Колот. Сам Демокрит убежда­ет изучать политическое искусство как самое важ­ное и в то же время стремиться к занятиям, кото­рые дают людям великое и светлое. Ср. Плутарх. Нельзя жить приятно- 19: Но те, которые так от-

носятся к славе и почестям, разве не признают, что лишают себя больших радостей, избегая из-за слабости или изнеженности должностей, политиче­ской деятельности, дружбы царей — всего того, что, по словам Демокрита, вносит в жизнь большое и светлое?

729- Элиан. Пестрые рассказы IV, 20:0 Демокрите из Абдер идет молва, что он был во всех отношениях мудрым, стремился прожить незаметно и вполне осу­ществил это на деле. Макарий V, 47: Проживи неза­метно: рекомендуется заниматься только своими де­лами. Эти слова принадлежат Демокриту. Ср. Диоген Лаэртский Щ 36: Я приехал... в Афины, и никто меня там не заметил.Дме»шсм« у Евсевия. Введение в Еванге­лие XIV, 27,4: Сам Демокрит, как говорят, заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем стать обладателем персидского царства [№ 29]. Цицерон. Об оратор III, 15,56: Другие люди, столь же мудрые, но имеющие другие воззрения на жизнь, стремясь к покою и досугу, как, например, Пифагор, Демокрит, Анаксагор, полностью отдались познанию вещей, отказавшись от политической деятельности. Такой образ жизни благодаря покою и радости само­го познания, приятнее которой ничего нет для чело­века, привлек большее число людей, чем было полез­но для государственных дел.

4i

t* Г/. ФИЛОСОФ—ГРАЖДАНИН МИРА

7 30. Стобей Ш, 40, 7- Демокрит: Для мудреца от­крыта вся земля, ибо весь мир — родина для высоко­го духа.

731. Греко-сирийские изречения,№ 33: Демокрит сказал: «Когда мудрецы приезжают в чужую страну, не являющуюся их родиной, они должны молча и спокойно разведать, приглядываясь и прислушива­ясь, какой репутацией пользуются местные мудрецы: каковы те, могут ли устоять против них; для этого они тайно в уме сопоставляют свои слова со словами местных мудрецов. А когда они уже взвесили и увиде­ли, какая сторона превосходит другую, тогда пусть

обнародуют богатство своей мудрости, чтобы их восхваляли за сокровище, которым они владеют, обогащая им других А если окажется, что их сокро­вище слишком мало, чтобы можно было из него уде­лять другим, тогда пусть они сами возьмут у других и уходят».

732. Стобей III, 40, 6: Демокрит: Жизнь в чужих краях учит довольствоваться тем, что имеешь: ячмен­ная лепешка и соломенная подстилка — сладчайшие средства против голода и усталости.

Наши рекомендации