Структура эмпирического и теоретического уровня научного познания
На эмпирическом уровне выделяют два подуровня: 1) данные наблюдения, 2) эмпирические факты. В процессе наблюдения за объектом получаем первичную информацию в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения.
Данные наблюдения еще не являются достоверным знанием, и на них не может опираться теория, ибо базисом теории являются не данные наблюдения, а эмпирические факты. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту требует многократной проверки, устранения случайных внешних воздействий, погрешностей и т.д.
Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту требует осуществления следующих познавательных операций:
1. Рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого, повторяющегося содержания; сравнение между собой множества наблюдений; выделение в них повторяющегося и устранение случайных погрешностей, связанных с ошибками наблюдателя.
2. Для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях содержания, которое предполагает широкое использование ранее полученных теоретических положений. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т.п.
В организации теоретического уровня знаний выделяют два подуровня:
1. Частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений (закон колебания маятника в физике). Теоретическая модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Непосредственно закон характеризует отношения идеальных объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию эмпирической реальности.
2. Развитая теория, в которой все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Здесь строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.
39. Метатеоретические основания науки: идеалы и нормы научного познания, научная картина мира, философские идеи и принципы
Структура научного познания не исчерпывается эмпирическим и теоретическим уровнями. Она включает и основания науки (научного познания). Эти основания являются фундаментальными представлениями, которые обеспечивают целостность предметной области, определяют стратегию научного поиска и обусловливают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. К основаниям науки относят: идеалы и нормы исследования; научную картину мира; философские основания.
Идеалы и нормы исторически изменчивы. Они выражают нормативные структуры, общие для всякого научного знания, их конкретизацию и модификацию в различных исторических типах науки соответствующей эпохи, характеризуют особый тип научной рациональности и стиль мышления, их конкретизацию применительно к специфике предметной области каждой науки.
Научная картина мира - представление о мире, складывающиеся в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках и вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития науки. В таком значении ее называют общей научной картиной мира, включающей представления как о природе, так и об общественной жизни.
Естественнонаучная картина мира - представления о структуре и развитии природы. Специальная научная картина мира дает представление о главных системно-структурных характеристиках и видении предмета отдельных наук.
Представления исторически меняются, обеспечивая переход от одной картины мира к другой. Если научное исследование наталкивается на принципиально новые типы объектов, то осуществляется радикальная переработка картины мира, которая является необходимым компонентом научных революций, предполагая активное использование философских наук.
Формирование специальных картин мира было сопряжено со становлением дисциплинарной организации науки. Ее предпосылками выступали: усиление связи науки с производством, возникновение новых типов научных сообществ.
Дифференциация научного знания привела вначале к возникновению естественнонаучных и технических дисциплин, а затем и социально-гуманитарных наук. В каждой из них развивалась соответствующая специальная научная картина мира. При этом отдельная наука уже не стремилась к построению общей картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования.
Специфической особенностью развития науки конца XX в. является то, что рост научного знания как бы стирает жесткие границы между отдельными науками.
В ситуации, когда происходит размывание границ между конкретными науками, осуществляется и своеобразное «размывание» границ специальных научных картин мира. Научная картина мира начинает выступать как многослойное образование. С одной стороны, общенаучная картина мира предстает как некая целостность, в которой обязательно должны быть специальные научные картины мира. Но, с другой стороны, существование специальных картин мира оказывается возможным только при условии универсального целого - общенаучной картины мира, поскольку любая специальная научная картина мира в самой себе содержит элементы общенаучной картины мира, и иначе она уже не может существовать.
Философские основания науки - система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления об идеалах и нормах науки, научной картине мира и которые обеспечивают включение научного знания в культуру соответствующей исторической эпохи.
Знания об изучаемых в научном исследовании объектах и методах их постижения в силу определяющего характера научного поиска могут существенно не совпадать с нормами и представлениями о мире обыденного опыта. Философские основания как раз и обеспечивают согласование научной картины мира (схемы объекта), а также идеалов и норм науки (схемы метода) с господствующим мировоззрением.