Теоцентризм (греч. Theos – Бог) – принцип, согласно которому источником мира и всего сущего является Бог.

Утопия

Утилитаризм – учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.

Аврелий Августин (Августин Блаженный - 354 - 430гг.) – выдающийся философ, теолог, епископ г.Гиппона (Северная Африка, Римская империя).

Фома Аквинский (1225 – 1274) – выдающийся теолог, философ, доминиканский монах.

Данте Алигьери (1265-1321, Италия) – поэт, философ, гуманист. Наиболее известное произведение – «Божественная комедия».

Эразм Роттердамский (1469-1536, Нидерланды) – священнослужитель, философ, теолог.

Николо Макиавелли (1469 – 1527, Италия) – философ, политик, историк.

Парацельс (Ауреол Тофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541, Германия) – врач, философ, алхимик, мистик, маг.

Мишель Монтень (1533-1592, Франция) – философ, общественный деятель.

Николай Кузанский (1401-1464) – философ, теолог, кардинал римско-католической церкви.

Иоганн Кеплер (1571 – 1630) – выдающийся астроном.

Галилео Галилей (1564 –1642, Италия) – астроном, основатель динамики.

Исаак Ньютон (1642 – 1727) – великий физик.

Николай Коперник (1473 – 1543, Польша) – священник, врач, философ

Франческо Петрарка (1304 – 1374) – поэт, общественный деятель, философ.

Джованни Боккаччо (1304 – 1374) – писатель

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – художник, скульптор, ученый, инженер.

Альберт Дюрер (1478 – 1521) – художник, скульптор, гравер, архитектор, инженер.

Вильям Шекспир (1564 – 1616) – поэт, драматург.

Якоб Бёме (1575 – 1624) - философ

Ситуационная задача

Описывая идеальное государство острова Утопия, Т. Мор выражает свое отношение к жизни тяжело, неизлечимо больного человека, который уже не может приносить пользу обществу. В своем произведении он пишет: «Если недуг не только не излечим, но, напротив, постоянно мучает и терзает больного, тогда священники и должностные лица убеждают человека, что поскольку он не может справиться ни с какими жизненными обязанностями, в тягость другим, тяжел самому себе и уже находится по ту сторону своей собственной смерти, надобно ему решиться не кормить долее свою беду и погибель и умереть, если он уверен, что жизнь для него – мучение. Более того, утешившись доброй надеждой, да освободит он сам себя от этой горестной жизни, как от тюрьмы и жестокости, или дозволит своей волей другим исторгнуть себя из нее».

Определите:

1. какое действие предлагает совершить Т.Мор неизлечимо больному, страдающему, беспомощному человеку?

2. Дайте оценку позиции Т. Мора в соответствии с принципом гуманизма.

Информационный блок

«Средневековье» - это период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока со времен падения Римской империи в V в. до н.э. до начала эпохи Возрождения (XIV – XV вв.). Эпоха Средневековья, охватывая целое тысячелетие, имеет ряд особенностей, отражающих социально-политические, экономические, культурные, мировоззренческие процессы, происходившие в обществе.

Процесс распада рабовладельческой Римской империи и становления феодальных отношений в Западной Европе происходили в сложной обстановке военных столкновений и народных движений. Рухнувшая Римская империя оказывала воздействие на западноевропейские народы через сохранившуюся в этих государствах сильную организацию христианской церкви. На Востоке, в Китае и Индии переход к феодализму произошел значительно раньше.

В период раннего Средневековья (VII – XI вв.) ведущую роль в развитии науки играл Восток. Лишь в более позднюю эпоху, начиная с крестовых походов, оживляется европейская наука, возникают университеты, появляются крупные ученые и научные школы.

С X века начинают развиваться экономические и культурные связи Европы и Востока. На Востоке уже переводили Птолемея, Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов. Бируни размышлял о гелиоцентрической системе мира, вычислял радиус Земли. В Европе продолжали господствовать представления о Земле как о плоской лепешке, накрытой хрустальным колпаком и опоясанной океаном.

В XI в. начались крестовые походы, в ходе которых, в частности, европейская культура обогатилась достижениями Восточной, прежде всего арабской науки, философии, техники. В Европе появляются первые университеты, сначала в Испании, где арабами уже был организован университет в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии.

Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета, но до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета.

В средневековых университетах широко использовалась такая форма получения знаний как диспут, а также научные семинары и дискуссии. Лекция (букв. с лат. – чтение) была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, поэтому чтение и комментирование научных и богословских трудов было необходимо. Преподавание велось на латинском языке, он был международным научным языком. В ряде европейских университетов до нашего времени торжественные речи читаются и дипломы пишутся на латинском языке. Сохранились до нашего времени и мантии, шапочки, которые одевают в торжественных случаях ученые.

В средневековых университетах культивировалась схоластическая наука, которая базировалась на положении о том, что истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторов, и долг ученых – изучать и комментировать эту истину.

На развитие естествознания также повлияли достижения в развитии техники: механические часы, очки, книгопечатание, производство бумаги, компас, позволивший совершать далекие путешествия.

В период Средневековья в Европе появляются переведенные на латинский язык труды греческих авторов – Евклида, Архимеда, Птолемея, Платона, Аристотеля и др., а также труды арабских ученых.

Развитие философии в Западной Европе в эпоху Средневековья шло под мощным влиянием христианского вероучения. В этот период основные философские вопросы переосмысливаются в соответствии с основными положениями христианского вероучения.

Рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти являются отличительной особенностью средних веков. В это время на смену языческим религиям многобожия (политеизма) приходят религии единобожия (монотеизма): христианство и ислам.

Философия эпохи Средневековья представляет собой совокупность религиозно-философских учений, созданных преимущественно служителями христианской церкви. Христианское мировоззрение опирается на две фундаментальные идеи: идея творения, составляющая основу христианской онтологии и идею откровения, составляющую основу христианского учения о познании.

В эпоху Средневековья главными проблемами в области философии становятся: отношения Бога и человека, представленность добра и зла в Боге и человеке (в т.ч. добр или злобен человек по замыслу Божьему), пути постижения Бога (с помощью разума или откровения), соотношение веры и разума в процессе познания, проблема свободы человека.

Средневековая философия представляет собой очень своеобразный способ философствования, имеющий очень много общего с античной философией, и в то же время имеющий свои, специфические особенности, т.е. средневековая философия является восприемницей античной философии и вырабатывает свои собственные принципы, главным из которых является теоцентризм.

В соответствии с особенностями развития религиозно-философских воззрений в средневековой философии выделяют периоды: апологетика, патристика и схоластика. Апологетика представляет собой ранний период становления христианской религии и начала ее распространения по странам Западной Европы.

Наши рекомендации