Галилео Галилей (16-17 века).
Научное знание обретает особые черты: мысленный эксперимент вместе с реальным и математическое описание явлений.
Гелиоцентрическая система Галилея противоречила Священному Писанию, которое считалось наиболее авторитетным в вопросах не только морали, но и науки. Галилей же доказывал свою систему на основании наблюдения. Считается, что он первым использовал телескоп для наблюдения за небесными телами. То есть метод наблюдения + использование технологий.
Есть легенда, что Галилей предложил кардиналу Беллармино, своему противнику на процессе по данному вопросу, самому посмотреть в телескоп, а тот отказался, сказал, что ему нет нужды смотреть в телескоп, чтобы обнаружить строение небес, достаточно почитать Библию. Эту легенду любят приводить для противопоставления догматичности церкви и смелости мышления ученого. Но все-таки она похоже вымышлена. Суть в том, что Галилео в качестве обоснования считал наблюдение и использование телескопа (то есть научные доказательства), а Беллармино - авторитет Писания.
Но не только из-за этого деятельность Галилея считается поворотным пунктом возникновения науки. Опыт не доказывает всеобщность и необходимость научных законов. Только интерпретация в языке математики дает предположениям важное качество научности. При этом математикой тоже не обойтись. Опыт может подтвердить или опровергнуть предположение. Для решения этого противоречия Галилей использует метод идеализации и мысленный эксперимент.
Что за мысленный эксперимент? Для этого вспомним теории движения, которые существовали со времен Аристотеля до Галилея. Аристотель считал, что всякое движение предполагает наличие двигателя и что движение происходит при преодолении сопротивления среды. При движении в пустоте должны достигаться бесконечно большие скорости, следовательно, оно невозможно. Движение происходит также относительно некоторой абсолютной системы координат, для которой направления «вверх» и «вниз» отличаются принципиально.
Естественно, вставал вопрос о том, как движутся брошенные тела. Аристотель считал, что, бросая тело, мы приводим в движение воздух, его окружающий, который и является двигателем. Другие мыслители позже предположили, что бросающий передает телу некую движущую субстанцию и что движение в пустоте – предельный случай движения тела в разреженной среде. Теория движущей субстанции была названа «импето» и активно развивалась с 14 в.
Галилей пошел совсем другим путем. Он поставил во главу угла мысленный эксперимент и переформулировал задачу. Галилей математически строго описывает движение тела, не рассматривая его причину. Таким образом строится общее описание движения, при этом само движение может быть вызвано самыми разными причинами. Для такого описания нужно выделить в наблюдаемом процессе самое главное, общее для всех подобных процессов. В описании проделанных экспериментов Галилей всегда подчеркивает идеальность объектов, с которыми он работает – абсолютную ровность шаров, гладкость дорожек. То есть Галилей использует метод идеализации. Природные объекты предстают перед учеными в разнообразных чувственных образах, которые сложны, запутанны, противоречивы, и мы не можем принять их без оговорок.
Как работает идеализация? Разложить явление на простые элементы, исключить из их состава несущественные для дальнейшего исследования; интерпретировать каждый существенный элемент в языке математики. То есть в явлении берутся только существенные свойства и как можно точно интерпретируются в терминах математики. В результате наглядность и целостность явления перестает быть значимой, теперь ученый имеет дело только с его идеализированными и математизированными элементами.
Сочетая идеализации, точную проработку понятий с обязательным подтверждением рассуждений экспериментами, Галилей заложил основы научного подхода к изучению явлений природы.
Вообще, историки науки часто говорят не только о Галилее, но и о всей эпохе 16-17 веков как о науке в современном смысле слова. Период, когда появляются работы И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея. Галилей как отец науки. Апогеем духовной революции, связанной с появлением науки, являются, конечно, работы Ньютона.
Наука в таком понимании — новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента.
Рождение науки здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата.
В настоящее время эта версия возникновения науки (16 - 17 века) самая распространенная.
5) Наука возникла к середине 19 века. Возникла профессия ученого, за деятельность по производству знаний стали платить деньги.
Такого мнения придерживаются те, кто считают существенным признаком современной науки совмещение исследовательской деятельности и высшего образования.
Раньше, как правило, наукой занимались любознательные, образованные люди, которые обменивались результатами своих исследований либо при личном общении, либо путем переписки. Усиливается дифференциация науки, появляются новые отрасли, увеличивается научная информация, и, как результат, специализация научного труда.
Кроме того, в конце 19 века, в 1895 г в Париже Альфред Нобель подписал своё завещание, согласно которому большая часть его состояния должна была пойти на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира.
Но эта версия появления науки менее распространена. Скорее, в первой половине 19 в. происходит оформление науки в особую профессию.
При этом надо иметь в виду, что как дисциплинарно организованная деятельность, как социальный институт, наука имеет свои основания в средневековых университетах (с 12 века). В 17 веке появляются профессиональные общества ученых: Лондонское королевское общество, Парижская академия наук.
Одна из главных характеристик научной деятельности как профессии – наличие адекватных взаимообменов с обществом, которые позволяют представителям научной профессии обеспечивать свою жизнь только за счет профессиональных занятий. Уже в 18 веке члены Петербургской академии наук в России (создана в 1724 г.) получают жалование от государственной казны, что привлекло в нее западных ученых, а с 1795 г. стали получать плат и ученые Франции. Но все-таки это не было характерным даже для ученых 19 века. Например, французский микробиолог и химик Л. Пастер (2ая половина 19 век) на вопрос Наполеона III, почему он не извлекает прибыли из своих открытий, ответил, что для ученых Франции зарабатывать деньги таким способом унизительно.
Профессионализация науки была связана с тем, что во 2й половине 19 века общество осознает экономическую эффективность научных исследований, результаты которых начали широко применяться для создания новых технологий и совершенствования имеющихся технологий в промышленности и сельскохозяйственном производстве, в области средств связи и транспорта, видов оружия и т.д. Вместе с той наукой, которая существовала в прошлом и которую иногда называют «малой наукой», возникает «большая наука» - новая обширная сфера научной и научно-технической деятельности, сфера прикладных исследований и разработок.
В 19 веке появляется немецкая модель образования в универсистетах нового образца (по предложению немецкого филолога, философа, министра образования Вильгельма фон Гумбольдта). В 1810 г в Берлине открывается новый университет (с 1949 получил название Гумбольдтовского университета), основанный на реформированных принципах.Обучение происходит, главным образом, в виде семинаров и лабораторных работ. Преподаватели получили мотивацию развиваться и как ученые и как преподаватели.
Гумбольдт прописал карьерные ступени академических профессий. Главная новация Гумбольдта: лишение университетского сообщества самостоятельно назначать профессоров. Все преподаватели были разделены на две категории: приват-доценты, они получали плату за преподавание от студентов, и профессора, их назначали государственными чиновниками из числа приват-доцентов. Ученые этого ранга получали зарплату от правительства. Профессор должен был управлять исследованиями и научной политикой университета, это понималось как венец карьеры ученого. Подробнее см. здесь
Главным фактором возникновения академических профессий в континентальной Европе стало государство. Появилась и французская модель образования: разделила занятие наукой и обучение в университетах. Все преподаватели университета оказались государственными служащими, обязанность которых заключалась в преподавании по заранее установленным программам. То есть 1 из важнейших факторов науки как профессиональной деятельности - роль государства.
Рождение современной науки связывают во многом с возникновением университетских исследовательских лабораторий, привлекающих к своей работе студентов, а также с проведением исследований, имеющих важное прикладное значение. Это как раз немецкая модель. Действительно, именно с середины 19 в. на мировом рынке появляются удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары.
Историки показывают, что для Англии и Франции, не принявших поначалу «немецкой модели» образования, это обернулось резким культурным отставанием. Культ ученых-любителей, столь характерный для Англии, обернулся для нее потерей лидерства в науке.
Таким образом, профессионализация науки обусловлена, во-первых, созданием профессиональных объединений ученых, во-вторых, возможностью членам научной профессии обеспечивать свою жизнь только за счет своих профессиональных знаний (возникновение университетских исследовательских лабораторий, государственные жалования), в-третьих, возрастанием связи науки и производства. Что и происходит в 19 веке.