Развитие космологических взглядов в трудах Николай Коперник (1473-1543) и Галилео Галилея (1564-16420). „

Н. Коперник - гениальный польский ученый, заложивший основы научной астрономии, учился в Краковском, Болонском и Падуанском университетах, усваивая достижения гуманистической культуры, совершенствуя астрономические познания, в том числе, читая в подлинниках произведения древнегреческих астрономов. Древние теории укрепили Коперника в уже возникших у него сомнениях в правильности теории Птолемея. В результате многолетних тщательных астрономических наблюдений и их математической обработки ученый создал новую гелиоцентрическуюсистему мира и изложил ее в работе «Об обращении небесных сфер». Основные идеи работы:

1. Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, а вращается вокруг своей оси.

2. Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.

З. Смена дня и ночи, видимое вращение звездного неба объясняются вращением Земли вокруг своей оси.

4. Луна обращается вокруг Земли, являясь ее спутником.

Подвергнув решительной критике ошибочную и путаную систему Птолемея, Коперник математически обосновал гелиоцентрическую систему как единственно правильную. Значение теории Коперника вышло за рамки только астрономии, эта теория оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие математики, естествознания, мировоззрения в целом.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)

итальянский ученый, один из основателей экспериментального естествознания.

Галилей происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, получил прекрасное образование, преподавал во многих итальянских университетах, уделял огромное внимание научно-исследовательской работе.

Еще в детские годы Галилей увлекался конструированием механических игрушек, мастерил действующие модели машин, мельниц и кораблей. Как рассказывал впоследствии один из его учеников, Галилей еще в юности отличался редкой наблюдательностью, благодаря которой сделал свое первое важное открытие: наблюдая качания люстры в Пизанском соборе, установил закон изохронности колебаний маятника (независимость периода колебаний от величины отклонения). Умение наблюдать и делать выводы из увиденного отличало Галилея всю жизнь. Еще в молодости он понял, что «явления природы, как бы незначительны, как бы во всех отношениях маловажны ни казались, не должны быть презираемы философом, но все должны быть в одинаковой мере почитаемы. Природа достигает большого малыми средствами, и все ее проявления одинаково удивительны». По существу, это высказывание можно считать декларацией экспериментального подхода Галилея к изучению явлений природы.

В годы детства и юности Галилея практически безраздельно господствовали представления, сформировавшиеся еще во времена античности. Некоторые из них, например, геометрия Евклида и статика Архимеда, сохранили свое значение и в наши дни. Большой багаж накопили и наблюдения астрономов, приведшие к возникновению прогрессивной для своего времени системы мира Птолемея (2 в. н. э.). Однако многие положения античной науки, обретшие статус непререкаемых догм, не выдержали испытания временем и оказались отвергнутыми, когда главным арбитром в науке был признан опыт. В первую очередь, это относится к механике Аристотеля и многим другим его естественнонаучным представлениям. Но именно эти ошибочные положения стали фундаментом официального «идеологического кредо», и требовались не только способности к независимому мышлению, но и просто мужество, чтобы выступить против него. Одним из первых на это отважился Галилео Галилей, провозгласивший ОСНОВОЙ ПОЗНАНИЯ – ОПЫТ (ЭКС ПЕРИМЕНТ)

Галилей заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.

Важнейшим достижением Галилея в динамике было создание принципа относительности, ставшего основой современной теории относительности. Отказавшись от представлений Аристотеля о движении, Галилей пришел к выводу, что движение (имеются в виду только механические процессы) относительно, то есть нельзя говорить о движении, не уточнив, по отношению к какому «телу отсчета» оно происходит. Законы же движения безотносительны, и поэтому, находясь в закрытой кабине (он образно писал «в закрытом помещении под палубой корабля»), нельзя никакими опытами установить, покоится ли эта кабина или же движется равномерно и прямолинейно («без толчков», по выражению Галилея).

Галилей произвел поистине революционный переворот в космологии, положив начало инструментальной астрономии. Построив телескоп с 32-кратным увеличением, он открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Сам ученый понимал важность сделанных им астрономических открытий. Он описал свои наблюдения в сочинении, вышедшем в 1610 под гордым названием «Звездный вестник».

Галилей активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут в 1633 году суду инквизиции, вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить на своей вилле близ Флоренции. В 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.