Место и роль человека в мире
Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею. Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.
Научная философия показала, что смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идеи. Смысл заложен в самом человеческом существовании. Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл. Смысл существования – не в бессмысленном течении времени человеческого бытия, а в движении человека в свою собственную сущность, в углублении человека в свою бесконечную человеческую сущность.
Проблема единства мира в философии.
Мир качественно многообразен, возникает вопрос о единстве многообразия.
Элейская школа считала, что бытие едино и неделимо.
Субъективные идеалисты: мир един, т.к. является продуктом человеческого разума.
Объективные идеалисты: мир един, т.к. является порождением 1 идеи или богом.
Дюринг: мир един: т.к. он единственный, т.к. он существует, т.к. мысль о мире едина, то и мир един.
XIX век Энгельс: единство мира состоит не в бытии, а в его материальности.
Раскрытие:
1. субстанциальное единство мира (мир проявление одной субстанции в разных формах);
2. атрибутивное единство мира (все формы материи обладают одними атрибутами);
3. структурное единство (вся вселенная состоит из одних и тех же частиц, а их концентрация разная);
4. процессуальное единство (через единый закономерный мировой процесс формы материи – это результат развития одной субстанции).
Единый закономерный мировой процесс.
Материальное единство мира выражается в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе. Мир - есть вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя, единый закономерный мировой процесс, все формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих фундаментальных форм материи. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Закон единого мирового процесса - закон, определяющий необходимую а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека. Законности развития:
1) Развитие - возникновение высшего из низшего;
2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы (фундамента);
3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи;
4) включённое в состав высшего низшее подчинено высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы;
5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи.
Отражение как всеобщее свойство материи.
Отражение - свойство материи, объектов и систем, которые проявляются в специфическом воспроизведении признаков воздействия объекта путем изменения собственных свойств, структуры и функций.
Отражение - способность тел воспроизводить особенности других тел.
Формы отражения.
Чем сложнее форма материи, тем сложнее отражение.
А) Отражение на уровне физической формы материи.
Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде.
Характеристики отражения: носит материальный характер (гистерезисный характер, результативный).
Физические объекты не обладают индивидуальностью, при отражении не передается индивидуальность.
Б) Отражение на уровне химической формы материи.
Проявляется индивидуальность взаимодействующих объектов.
Комплиментарность (передача биологического кода) соединяются в строго определенном порядке.
В) Отражение на уровне биологической формы материи.
Появляется оценка воздействия позитивное, негативное.
Раздражимость (реакция на горячее, цветы поворачивают листья к солнцу)
Чувственность (ощущение, восприятие и представление).
Г) Отражение на уровне социальной формы материи.
Человек – самый сложный субстрат.
Сознание – высшая форма отражения, эта форма идеальна, универсальна, то есть может отразить любые предметы и явления.