Структуры
Проблема общества, его сущности и структуры является центральной в социальной философии. К определению сущности общества есть несколько подходов. Идеалистические направления видят в нём духовно-нравственное образование, интегрируемое высшей духовной реальностью (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.). Близкие к материализму исследователи ищут не идеальную, а объективную основу социальной жизни. Например, по мнению немецкого социолога М. Вебера (1864-1920), общество является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других, действий людей. В последовательном материализме, представленном марксизмом, общество рассматривается как совокупность объективных общественных отношений, складывающихся в процессе совместной практической деятельности людей.
Общество может пониматься двояко: либо предельно широко -- как социальная форма движения материи, как специфически человеческий способ бытия в мире; либо узко – как конкретно-историческое образование, связанное с определенной территорией, языком, культурой, политико-экономическим устройством.
В целом же, общество можно определить как целостную, самодостаточную, стихийно возникающую группу людей, создаваемую их совместной деятельностью по производству всех необходимых условий существования.
По вопросу о структуре общества также существует несколько альтернативных позиций, однако их объединяет рассмотрение общества в качестве системы – совокупности взаимосвязанных подсистем и элементов социальной жизни. В социологии в качестве простейшего элемента социальной системы рассматривается индивид, а основными подсистемами выступают социальные группы и общности, социальные организации и институты.
В отечественной философии в качестве простейшего элемента, «клеточки» социальной системы рассматривается либо социальное действие, либо социальное отношение, а наиболее крупные подсистемы именуются сферами общественной жизни. Понятие «сферы» фиксирует определенную качественную целостность области социальной жизни. Это означает, что каждая сфера обладает относительной автономностью (её нельзя трактовать как продукт других сфер), собственными закономерностями функционирования, а также особым типом общественного производства. Обычно выделяют четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.
Экономическая (или материально-производственная) сферавключает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Компонентами этой сферы выступают производительные силы, включающие средства производства (машины, станки, землю, сырье и пр.) и людей, которые приводят в действие эти средства, и производственные отношения. Субъектами этих отношений могут выступать как отдельные индивиды, так и промышленные, финансовые, торговые и др. предприятия. Это могут быть отношения конкуренции, сотрудничества, эксплуатации, однако главную роль играют отношения собственности на средства производства.
Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и пр.), а также национальных общностей по поводу условий их жизни и деятельности.
Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, этнических общностей, партий и движений, общественных организаций, деятельность которых преследует политические цели и интересы, т.е. те интересы, которые связаны с завоеванием, удержанием власти или влиянием на неё, защитой политических и гражданских прав и свобод.
Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей, из таких форм их деятельности, как познание (наука), художественное творчество (искусство), отправление религиозных культов и богообщение (религия), из проявлений морали. Подробному рассмотрению особенностей третьей, духовной сферы, будет посвящена следующая лекция по теме «Духовная жизнь общества».
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Предметом социальной философии и центральным ее понятием выступает понятие «общества», которое можно определить как целостную, самодостаточную, стихийно возникающую группу людей, создаваемую их совместной деятельностью по производству всех необходимых условий существования.