В чем состоит роль философии в культуре?
Роль философии в культуре определяется тем, что философия является рефлексией над основаниями культуры. «Философия извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от исторической конкретики и превращает в чистые логические конструкции — понятия, из которых начинает конструировать возможные идеальные миры»2. Обоснование мысли о возможности различных вари-
1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 33.
2 Волков М. Генезис науки: Проблема социокультурных истоков. Ульянов., 2000. С. 61-62.
антов ценностных, социальных, культурных и иных порядков,, а следовательно, мысли об оценке наличного бытия не как единственно возможного и наилучшего является интеллектуальным завоеванием философии.
Ответ на вопрос о роли философии в культуре тесно связан с определением сущности культуры. С точки зрения деятель-ностного подхода культуру можно определить как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности. Культура в этом плане выступает как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, наукой, религией, моралью, современной индустрией и т. д. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества социальных эстафет и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.
Что является основанием универсальности культурных ценностей? Чем задаются универсалии культуры? Для чего живет человек? Главная задача философии и состоит в том, чтобы решить проблему обоснованности ценностей. Она призвана объяснить, почему нужно отдать предпочтение одним ценностям перед другими, задавая тем самым человеку четкие критерии выбора. Для ответа на эти вопросы философия использует знание, получаемое посредством рефлексии, пытающейся придать объективное значение переживаемой субъектом очевидности. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Вследствие этого философия выступает в важнейшей роли хранителя идеалов культуры как сферы свободной самореализации личности. Философия познает человека посредством рефлексивного метода — через осмысление полученных в процессе личного опыта данных о свободе, ответственности, ценностях и условий, в которых они сложились. Такой подход не «овеществляет» человека, превращая его в объект, и не ставит существование человека как человека под угрозу.
Методологическая (соотнесение различных, специфических способов видения объектов) и мировоззренческая (выработка упорядочивающих схем деятельности и поведения, гармонизирующих отношения человека и мира) функции философии слиты воедино. Философия — это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли методологии. Философия соотносит все формы, в которых мир дан человеческому сознанию,— объективный мир научного иссле-
дования, присущий искусству образно-символический способ освоения мира, морально-регулятивные принципы и нормы, способы мистического познания. Именно эту черту философии М. М. Бахтин характеризовал как «метаязык» всех наук (и всех видов познания и сознания). Философские проблемы возникают в контексте задачи построения целостной картины мира и выведения из нее определенных жизненных принципов. Способ появления философских проблем двоякий: либо в результате имманентного развития самой философии, столкновения идей; либо в результате развития практики в любой сфере человеческой деятельности с точки зрения того, что она дает для видения действительности как определенный культурный феномен.
Философия как «критическая наука об общеобязательных ценностях» (определение принадлежит немецкому философу-неокантианцу В. Виндельбанду) в качестве объекта своего исследования имеет обладающие абсолютным значением оценки, «хотя бы они фактически не пользовались признанием или даже никем не признавались»1. Философия выявляет принципы нормативного сознания как абсолютного мерила логической, этической и эстетической оценки, т. е., обозначает высшие точки культурного развития или основания культуры.
В то же время, как отмечал А. Швейцер, философия должна не только исследовать нормативное сознание, но и нести культурные ценности в качестве действенных идей в общественное мнение. А по образному выражению К. Маркса, философия должна не просто объяснять мир, а быть средством его изменения, причем к лучшему. По мнению А. Швейцера, именно этические ценности задают ориентиры всем сферам человеческой деятельности, культура носит этический характер, отсюда вытекает роль философии как «стража культуры». Этот «страж» должен своевременно предупреждать людей о кризисе этических ценностей, способных породить культурно-творческую деятельность: философия «должна была бы внушить людям, что им надлежит бороться за идеалы, на которых зиждется культура. Она должна была бы попытаться обосновать эти идеалы сами по себе, в их внутренней истинности ... и поддержать (тем самым.— Л.Я.) их жизнеспособность»2.
1 Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. M.s 1995. С. 46.
2 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное. М., 1993. С. 238