ДЕ 4. Познание, сознание, наука
Филос Фэпо 3 Декабрь 2010 88 заданий
ДЕ 1: Предмет философии
1.Философия первоначально понималась как: 1)любовь к мудрости 2)душа культуры 3)наука о человеке 4)учение об абсолютной истине
2.Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры называют: 1)искусство 2)науку 3)философию 4)мифологию
3.Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью: 1)религии 2)науки 3)мифологии 4)философии
4.Помогая человеку понять своё место в природе и обществе, философия выполняет __________функцию: 1)гуманистическую 2)методологическую 3)аксиологическую 4)прогностическую
5.Философия, рекомендуя каждому человеку в любой области жизни следовать положительным нормам нравственности, выполняет _______функцию: 1)мировоззренческую 2)идеологическую 3)методологическую 4)воспитательную
6.Философское знание, используемое в науке, политике, образовании в качестве руководства в духовной и практической деятельности, выступает в роли: 1)методологии 2)мифологии 3)аксиологии 4)гносеологии
7.Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется: 1)идеализмом 2)материализмом 3)дуализмом 4)плюрализмом
8.Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу, называется: 1)релятивизм 2)монизм 3)дуализм 4)скептицизм
9.Согласно_________, мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями: 1)пантеизму 2)идеализму 3)материализму 4)дуализму
10.Религиозная картина мира строится на основе в первую очередь: 1)Священного писания 2)мифологических представлений 3)повседневного опыта 4)философских идей
11.В основе религиозной картины мира лежит принцип: 1)веры в бесконечный прогресс общества 2)независимости жизни человека от воли Творца 3)креационизма 4)верификации
12.Понятие «научная картина мира»: 1)является абсолютным и неизменным 2)выражает образные представления о мире 3)не характерно для современной философии 4)претерпевает историческую эволюцию
ДЕ 2: История философии
1. 1.Первоначало мира, безличный мировой закон в древнекитайской философии: 1)логос 2)дао 3)цинь 4)инь ян
2.Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в: 1)Греции 2)Китае 3)Вавилоне 4)Индии
3.Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был: 1)Эпикур 2)Аристотель 3)Платон 4)Пифагор
4.Истинное бытие, по Платону, это: 1)Космос 2)разум человека 3)человеческое существование 4)мир эйдосов
5. Создателем учения об идеальном государстве был: 1)Платон 2)Сократ 3)Пифагор 4)Аристотель
6.Первыми материалистами в истории считаются: 1)Гольбах, Ламетри, Гельвеций 2)Маркс, Энгельс, Ленин 3)Демокрит, Левкипп, Эпикур 4)Кант, Гегель, Шеллинг
7.Автор учения о множественности субстанций: 1)Бруно 2)Лейбниц 3)Аквинский 4)Августин
8.Сопоставьтн имя и эпоху: 1)Сократ – античность 2)Спиноза – Новое время 3)Августин – средневековье
9.Соотнесите названия знаменитых сочинений и авторов: 1)Критика чистого разума – Кант 2)Исповедь – Августин 3)Метафизика – Аристотель
10.Родоначальником либерализма в философии Нового времени был: 1)Спиноза 2)Локк 3)Руссо 4)Мандевиль
11.Сопоставьте названия знаменитых сочинений и авторов: 1)Государство – Платон 2)Мир как воля и представление – Шопенгауэр 3)Диалектика природы – Энгельс 4)Этика – Спиноза
12.На позициях материализма стоял: 1)Кант 2)Фейербах 3)Лейбниц 4)Гегель
13.Источником всякого отчуждения в обществе, по Марксу, является: 1)превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние 2)частная собственность на средства производства 3)перенос представлений о человеке во внеличностную сферу, персонифицированную в Боге 4)воля к власти
14.Представители _______считают, что человек обретает сущность в процессе существования: 1)герменевтики 2)позитивизма 3)экзистенциализма 4)неотомизм
15.Русская идея, с точки зрения Соловьёва, это идея: 1)независимости и самостоятельности России 2)мировой гегемонии России 3)национального предназначения, определённого Богом 4)превосходства русской нации
16.Основная идея русского космизма состоит в: 1)непротивлении злу насилием 2)тесной связи человека и Космоса 3)спасения избранных 4)достижения всеединства
17.Автор работы «Государственность и анархия»: 1)Бакунин 2)Соловьёв 3)Герцен 4)Ленин
18.Представитель радикально настроенного западничества, проповедовавший идею безгосударственного социализма: 1)Хомяков 2)Соловьёв 3)Чаадаев 4)Бакунин
19.В основе философии истории евразийства лежит утверждение: 1)Россия в развитии должна ориентироваться исключительно на опыт Европы 2)Россия – особая страна, соединившая в себе элементы Востока и Запада 3)Россия враждебна Европе 4)Опыт российской истории не может быть понят и воспринят другими народами
20.Сопоставьте мыслителя и понятия его концепции: 1)Бэкон – индукция, эксперимент 2)Хайдеггер – экзистенция, трансценденция 3)Фрейд - бессознательное, психоанализ
21.Соотнесите философов с этапами развития позитивизма: 1)Конт - классический позитивизм 2)Мах – эмпириокритицизм 3)Витгенштейн - неопозитивизм 4)Кун - постпозитивизм
ДЕ 3. Бытие, Диалектика
1.Понимание движения как механического пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания: 1)17-18 вв. 2)19-20 вв. 3)10-14 вв. 4)14-16 вв.
2.Относительно связи движения и развития верным является суждение: 1)движение и развитие не связаны друг с другом 2)движение тождественно развитию 3)не всякое движение является развитием 4)не всегда развитие есть движение
3.К свойствам пространства не относится: 1)протяжённость 2)трёхмерность 3)необратимость 4)непрерывность
4.К свойствам времени не имеет отношения: 1)длительность 2)одномерность 3)обратимость 4)непрерывность
5.Пространство и время рассматриваются в качестве форм созерцания с позиции 1)диалектического материализма 2)субъективного идеализма 3)эмпиризма 4)объективного идеализма
6.Согласно субстанциальной концепции, время: 1)является психологическим переживанием человека реальных процессов 2)является самостоятельной, ни от чего не зависящей сущностью 3)зависит от человеческого существования 4)зависит от отношений между материальными объектами.
7.Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем: 1)Гегеля 2)Кузанского 3)Бруно 4)Сократа
8.Соотношение метафизики и диалектики во взглядах на развитие можно выразить фразой: 1)они никак не связаны 2)диалектика – частный случай метафизики 3)они – антиподы 4)метафизика – частный случай диалектики.
9.Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя законами, впервые сформулированными: 1)Декартом 2)Гегелем 3)Аристотелем 4)Марксом
10.Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития: 1)как хаотического процесса 2)в виде спирали 3)в виде волнового процесса 4)в виде круговорота
11.Учение о сложноорганизованных системах, по-новому рассматривающее процессы развития, называется: 1)информатикой 2)кибернетикой 3)диалектикой 4)синергетикой.
ДЕ 4. Познание, сознание, наука
Сознание выступает как сопричастное разуму, носящему космический характер, и является обобщением действительного мира в философии: 1)Европы Нового времени 2)Италии эпохи Возрождения 3)Средневековой Европы 4)Античной Греции
2.Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в: 1)диалектическом материализме 2)субъективном идеализме 3)объективном идеализме 4)метафизическом материализме
3.Гносеология – это учение о: 1)познании 2)человеке 3)природе 4)бытии
4.Гносеология- это раздел философии, изучающий : 1)предельные и неизменные основы бытия 2)направленность и смысл исторического процесса 3)природу познания, его возможности, отношения знания к реальности 4)природу ценностей, их структуру и место в жизни
5.Философское учение о познании называют: 1)метафизикой 2)гносеологией 3)философской антропологией 4)онтологией
6.О непознаваемости мира говорит: 1)агностицизм 2)материализм 3)скептицизм 4)мистицизм
7.Чувственной формой познания является: 1)гипотеза 2)восприятие 3)рефлексия 4)интуиция
8.Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть: 1)абстрактное мышление 2)ценностно-волевой уровень сознания 3)чувственно-аффективный уровень сознания 4)представление
9.По мнению сторонников _________, всё, что недоступно чувствам, недоступно и для ума: 1)сенсуализма 2)солипсизма 3)интуитивизма 4)рационализма
10.Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество, есть : 1)знание 2)представление 3)познание 4)концепция
11.Соотнести философов и высказывания: 1)Протагор – «Любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны 2 противоположных суждения» 2)Гегель – «Всё, что есть истинного, великого и божественного в жизни, становится таковым через идею» 3)Бэкон – «Для овладения истиной следует прибегнуть к правильному методу работы с опытом»
12.Соотнести имена и критерии истины: Юм – совокупность ощущений субъекта 2)Декарт – ясность и самоочевидность идей 3)Маркс и Энгельс – историческая практика
13.Соотнести философа и критерий истины: 1)Юм – совокупность ощущений субъекта 2)Декарт – ясность и самоочевидность идей 3)Бэкон – согласие с опытом, понимаемом как эксперимент
14.Сопоставьте трактовку истины с философским течением: 1) «Истина - характеристика психологического состояния личности» - экзистенциализм 2) «Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для жизни и которое может успешно применяться на практике» - прагматизм 3) «Что истинно, истинно само по себе; истина тождественно едина, воспринимают ли её в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги» - феноменология
15.Соотнесите философов и высказывания: 1)Хайдеггер – «Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть» 2)Соловьёв – «В основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятия, от которого только наше логическое мышление получает свою безусловную разумность» 3)Фейербах – «Высшая истина- сущность человека».
16.Наука выступает в качестве: 1)совокупности всех знаний 2)совокупности взглядов на мир и место человека в нём 3)духовно-практической деятельности, направленной на познание сущности и законов объективного мира 4)формы культуры, способной объяснить всё, что угодно
17.Научное знание становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в: 1)аграрном обществе 2)постиндустриальном обществе 3)во время первой научной революции 17 в. 4)в период великих географических открытий 15 – 16 вв.
18.Отличительными признаками научного знания считаются систематичность, доказательность, а также: 1)личностный характер 2)устойчивость 3)проверяемость 4)правдоподобность
19.Технические науки нацелены на: 1)изобретение и конструирование нового 2)анализ нравственных аспектов взаимоотношений человека и техники 3)открытие новых законов 4)исследование общесоциологических законов
20.В научном познании 2 уровня: 1)эклектический и монистический 2)новаторский и репродуктивный 3)диалектический и метафизический 4)эмпирический и теоретический
21.На эмпирическом уровне научного познания: 1)выявляются внешние связи между предметами 2)формулируются законы 3)выдвигаются гипотезы 4)обосновываются теории
22.Научная теория, выступающая в качестве образца исследования на определённом этапе развития науки, называется: 1)доктриной 2)учением 3)парадигмой 4)идеологией
23.Концепция научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали: 1)Кун и Лакатос 2)Ясперс и Тойнби 3)Лиотар и Деррида 4)Гадамер и Хайдеггер
24.Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее объект так, как он существует сам по себе, вне сознания, называется истиной: 1)объективной2)субъективной 3)относительной 4)абсолютной
25.Для взглядов софистов характерно признание: 1)абсолютной истины и владения ею всеми людьми 2)относительной истины, содержащей в себе моменты абсолютной 3)множества истин по любому вопросу и их равноправия 4)возможности достижения истины с помощью экспериментов
26.Понимание истины как знания, верного всегда и при любых обстоятельствах, характерно для: 1)догматизма 2)скептицизма 3)агностицизма 4)интуитивизма
27.Полезность и истинность знаний: 1)совпадают далеко не всегда 2)никогда не совпадают 3)противоположны 4)всегда совпадают
ДЕ 5. Человек
1.Человек есть совокупность общественных отношений, по мнению,: 1)Джемса 2)Камю 3)Маркса 4)Фрейда
2.Понимание человека как микрокосма характерно для: 1)средневековья 2)современности 3)Нового времени 4)античности
3.К биологизаторским концепциям сущности человека относится: 1)экзистенциализм 2)марксизм 3)социал-дарвинизм 4)феноменология
4.Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является: 1)Австралия 2)Азия 3)Америка 4)Африка
5.Трудовая теория происхождения человека разработана: 1)Энгельсом 2)Дарвиным 3)Павловым 4)Шелером
6.Согласно концепции креационизма, человек: 1)сотворён Богом 2)является продуктом космического разума 3)является результатом эволюции 4)возник в результате космического излучения
7.Специфически человеческим способом коммуникации является: 1)подражание 2)речь 3)мимика 4)труд
8.Философское направление, рассматривающее личность как высшую ценность: 1)персонализм 2)фрейдизм 3)марксизм 4)неотомизм
9.Согласно марксизму, свобода – это: 1)осознанная и практически освоенная необходимость 2)деятельность, опирающаяся на разум 3)деятельность, не влекущая последствий 4)полная независимость от обстоятельств
10.Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как: 1)жизнь во благо других людей и человечества 2)душевный покой и удовлетворённость собой 3)стремление к успеху и власти 4)наслаждение земными благами
11.С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека: 1)эвдемонизм 2)гедонизм 3)утилитаризм 4)аскетизм
12. «Цель оправдывает средства» - считают представители: 1)прагматизма 2)гедонизма 3)провиденциализма 4)аскетизма
13.Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть: 1)политика 2)право 3)мораль 4)религия
14.Слово «культура» в переводе с _______языка означает «возделыванием» и «обработка»: 1)греческого 2)английского 3)латинского 4)немецкого
15.Современный этап в развитии культуры характеризуется: 1)созданием глобальнойкоммуникационной сети 2)расцветом локальных культур 3)медленными темпами смены систем ценностей 4)отсутствием опоры на традиции
16.Автор книги «Иметь или быть»: 1)Энгельс 2)Фромм 3)Ницше 4)Фрейд
ДЕ 6. Общество
1. Под обществом понимают: 1)совокупность биологических существ, организованных с целью выживания 2)коллективное бессознательное 3)единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волею всех 4)продукт взаимодействия людей
2. Социальная сфера общества включает в себя: 1)государственные структуры 2)средства производства 3)общности людей 4)транснациональные корпорации.
3. Понимание цивилизации как стадии, сменившей дикость и варварство, характерно для: 1)Энгельса 2)Тойнби 3)Данилевского 4)Шпенглера
4.Общественный прогресс связывает с достижениями науки: 1)прагматизм 2)антисциентизм 3)либерализм 4)сциентизм
5.Особенностью современного научно-технического прогресса является: 1)массовое машинное производство 2)автоматизированное производство 3)создание новых технологий на базе научной теории 4)широкое использование электрической энергии
6.Тоффлер предложил футурологическую модель: 1)столкновения цивилизаций 2)заката Европы 3)массового общества 4)третьей волны
7.Глобальные проблемы наиболее чётко проявили себя в: 1)конце 19 в. 2)Второй половине 20 в. 3)начале 20 в. 4)18-м веке
8.Глобальная проблема, проявившая себя 21-м веке: 1)освоение Космоса 2)угроза распространения Вич-инфекции 3)международный терроризм 4)предотвращение мировой термоядерной войны
9.К негативным последствиям глобализации можно отнести: 1)распространение новых технологий 2)исламизацию мировой культуры 3)рост международной преступности 4)взаимозависимость финансовых систем отдельных стран