Классический период. Смена космоцентризма антропоцентризмом. Философские учения софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
На этом этапе философия стала постепенно обращаться непосредственно к изучению темы человека, смысла его жизни, свободы и счастья. Тем самым стал происходить антропологический поворот, т.е. переориентация философии с темы природы на тему человека – живого, познающего и ищущего себя в окружающем мире.
Первой философской школой, в центре внимания которой оказался человек, были софисты (V - первая половина IV вв. до н.э.). Возникновение данной школы было обусловлено потребностью ярко и убедительно говорит на народных собраниях, судах. Главной целью софистов была не истина, а умение убедить слушателей, поэтому на первое место у них выходила риторика – искусство красноречия. Они отрицали объективную истину и утверждали, что истина всегда субъективна.
Старшие софисты: Протагор Гордий Продик и др. Младшие софисты: Ликофрон Алкидам Критий и др. | - критическое отношение к окружающей действительности; |
- стремление всё проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; | |
- неприятие основ старой, традиционной цивилизации; | |
- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; | |
- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; | |
- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики; | |
- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. |
Т.о., если до второй половины Vв. до н.э. почти все философы стремились раскрыть суть окружающего мира, то софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблему человеческой жизни, рассматривая её как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
С конца Vв. до н.э. эта тематика стала предметом особого внимания и, прежде всего, у знаменитого древнегреческого философа Сократа. Его философия касалась, прежде всего, человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.
Сократ (469 - 399гг. до н.э.) | - разработал субъективный метод диалектики, который назвал майевтикой (повивальным искусством). Суть её в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины; |
- ввёл диалогический метод нахождения истины – путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; | |
- истина – это объективное, независимое от мнения людей знание; | |
- был агностиком, считал, что материальный мир познать невозможно, на душа человека доступна пониманию. В познании души и состоит суть, предмет философии. Душа возвышается над «животностью» человека, и этим она обретает свободу, благодаря которой человек знает, как управлять своими страстями; | |
- был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания. |
Т.о., Сократ искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д., способствовал распространению знаний и просвещению граждан. Он не оставил значительных философских произведений, но вошёл в историю как выдающийся полимист, мудрец, философ-педагог. Он воспитал много учеников, продолжателей своего дела, стоял у истоков целого ряда «сократических школ».
Выдающимся учеником Сократа был античный философ Платон, живший на рубеже V – IV вв. до н.э. Платон известен тем, что, что организовал в Афинах собственную школу – Академию, является основателем объективного идеализма, создал проект идеального государства, пытался осуществить его в Сицилии. Он оставил после себя 34 философских произведения, написанных в форме диалога.
Платон (427 - 347гг. до н.э.) «Государство» «Законы» | - основные положения идеалистического учения Платона: - материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование; - окружающий мир также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; - реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи, которые истинны, вечны и постоянны; - любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна); - весь мир является отображением чистых идей. |
- основные положения гносеологии Платона: - поскольку материальный мир всего лишь отображение «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»; - «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания; - «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); - высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи». | |
- основные положения социальной философии Платона: - человек являет собой единство души и тела; - основу человека составляет его душа, Душа бессмертна и возвращается много раз; - в душе различаются три части: - разумная, обращённая к идеям; - эмоциональная – пылкая, аффективно – волевая; - вожделенная – чувственная, движимая страстями; В зависимости от того какая часть души преобладает, человек рождается либо работником, либо воином, либо мудрецом – правителем идеального государства; - тело – лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. | |
- проблема государства в философии Платона: - он выделял следующие типы государств: - монархия - справедливая власть одного человека; - тирания – несправедливая власть одного человека; - аристократия – справедливая власть большинства; - олигархия – несправедливая власть меньшинства; - демократия – справедливая власть большинства; - тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия; - он выстроил структуру идеального государства – «государства будущего», которого пока не существует и в котором отпадёт необходимость в государственной власти и законах: - всё население этого государства делится на три сословия – философы, воины, работники: - работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; - воины тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных делах; - философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, управляют государством; - жители государства вместе проводят свободное время; - не существует брака, все жёны и дети общие; - допускается и приветствуется труд рабов. |
Философия Платона и особенно его представления о государстве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой культуры.
Аристотель – выдающийся античный философ, основатель антологической традиции, называемой дуализмом, автор классической логики как метода научного и философского познания. Он по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него.
Аристотель был учеником Платона, но предложил во многом противоположную своему учителю философию. «Платон мне друг, но истина дороже». Он был интеллектуальным наставником и воспитателем Александра Македонского.
Аристотель (384 – 322гг. до н.э.) «Метафизика» «Политика» | - критика учения Платона о «чистых идеях»: - не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определённые вещи; - данные вещи называются индивидуумы («неделимые»), т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является; - поскольку бытие не есть «чистые идеи» и их материальное отражение, то, что такое бытие? Бытие – это сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. |
- проблема материи: - материя – это потенция ограниченная формой (медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью); - всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; - изменение либо материи, либо формы приводит к изменению сущности самого предмета; - реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; - потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; - высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. | |
- проблема души: - душа является носителем сознания и в то же время ведает функциями организма ( душа господствует над телом, разум над чувствами); - три уровня души: - растительная душа, которой обладают растения (отвечает за функции питания, роста, размножения); - животная душа, которой наделены животные (отвечает за те же функции, а также обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущений); - разумная душа, присущая человеку (кроме указанных функций, ведает функциями рассуждения и мышления, именно это выделяет человека из всего окружающего мира). | |
- проблема человека: - человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума; - человек имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными, и именно это качество приводит к возникновению общества. Человек политическое (общественное) животное. - регулирующим механизмом общества является государство. | |
- проблема государства: - назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся те, кто имеет собственность; - он выделял шесть форм государства, три правильных (монархия, аристократия и полития) и три – неправильных (тирания, олигархия и демократия); - наилучшей формой государства является полития, т.к. она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям. |
Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетия.
5. Философия раннего эллинизма: киники, стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники.
На развитие философии и духовную жизнь древних греков принципиальное влияние оказал распад империи Александра Македонского и общий кризис греческой рабовладельческой демократии в конце IVв. до н.э. Становление Римской империи, начавшееся вслед за этим, характеризуется слиянием греческой и римской культур, что нашло отражение и в философии.
В этот период главный интерес философов смещается в сторону этических и социально-политических проблем, а сама философия становится руководством к действию, приобретает практическое значение, вырабатывает правила жизни.
Философия киников возникла в конце IVв. до н.э. в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. Считается, что название данной философской школе дал Диоген Синопский, т.к. одно из его прозвищ – «кинос» - «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник». В действительности название происходит от слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах. Кроме Диогена, наиболее яркими представителями школы киников были Антисфен и Кратет.
Особенности и характерные черты философии киников: | - главная цель – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) – и проверка данного образа жизни на себе; |
- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество, замкнутость; | |
- отсутствие постоянного места жительства, скитания, паразитический образ жизни, попрошайничество, крайний аскетизм; | |
- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене, восхваление физической и духовной бедности; | |
- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических, непризнание авторитетов; | |
- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни, неготовность к спору, стремление подавить собеседника; | |
- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам. |
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
В эпоху императорского Рима получила развитие и приобрела большое влияние философская школа стоиков, уделявшая основное внимание этическим вопросам. Возникновение и развитие данной школы явилось ответной реакцией на распространение идей киников. Название школы «Стоя» - от названия портика в Афинах, где она была основана. Основателем школы стоиков считается Зенон Китийский (333 – 262гг. до н.э.), наиболее выдающимися её представителями были Сенека (4г. до н.э. – 65г. н.э.) и Марк Аврелий (121 – 180гг.).
Особенности и характерные черты философии стоиков: | - основная идея – освобождение от влияния внешнего мира путём постоянного самосовершенствования, восприятия лучших достижений традиционной культуры, мудрость; |
- идеал – мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии); | |
- признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом. Определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру. Призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; | |
- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; | |
- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если она служит злу; | |
- высокий эстетизм в мыслях и поступках. Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры. Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; | |
- признание стремления к счастью высшей целью человека. |
Идеи стоиков способствовали развитию христианства, т.к. оказались созвучными его основным догмам. Стоицизм призывал быть выше личного интереса, т.к. государственное благо выше личного, и во имя его при необходимости человек, не колеблясь, должен принести в жертву свою жизнь.
В IVв. до н.э. возникло ещё одно направление в философии данного периода - скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, критикующий), как реакция на предшествовавшие философские системы, провозглашавшие всесилие научно-философских знаний, с помощью которых объяснялся весь окружающий мир.
Скептики, напротив, во главу угла ставили сомнения в существовании какого-либо надёжного критерия истины, обращая внимание на относительность человеческого знания.
Основателем и самым значительным представителем скептицизма был Пиррон из Эллады (360 – 270гг. до н.э.).
Особенности и характерные черты философии скептиков: | - мудрец – это человек, который знает и может помочь понять, как научиться жить; мудрец своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни; |
- ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть противопоставлено противоречащее ему утверждение; | |
- человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо воздержаться от суждений, т.к. невозможно достичь истины, т.е. познать суть вещей, Такое воздержание полезно, т.к. даёт невозмутимость и спокойствие духу, что составляет высшую степень блаженства; |
Т.о., скептики исходили из принципа: «не знаю, а потому живу, как живётся; воздерживаюсь от суждений, следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному опыту».
Эпикур(341 – 270гг. до н.э.) является родоначальником широко известного философского направления античности – эпикурейства. В 306г. до н.э. он, увлёкшись идеями Демокрита, в своём саду в Афинах основал философскую школу, которая и вошла в историю, как сад Эпикура.
Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий.
Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) | - учение о природе и космосе: - ничего не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в неё и произвести изменения (закон сохранения материи). Вселенная вечна и бесконечна; - все вещества состоят из атомов и пустоты. Атомы и пустота вечны. Атомы находятся в постоянном движении: - «мира чистых идей» не существует, существует множество материальных миров во Вселенной. |
- учение о познании: - окружающий мир познаваем, основным видом познания является чувственное познание; - невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; - ощущения возникают благодаря восприятию человеком образов предметов окружающей жизни; | |
- учение о человеке и его поведении: - своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям). Человек есть результат биологической эволюции; - боги, возможно, существуют, но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела. Судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; - душа является особым видом материи. Душа человека смертна, как и тело; - человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни. Счастье человека состоит в удовольствии. Удовольствие – это отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом; - нормой жизни должны стать разумное ограничение желаний, потребностей, невозмутимость и безмятежность, мудрость. |
Учение Эпикура перешло на римскую почву в I в. до н.э. Огромную роль в распространении этого учения сыграло поэтическое творчество Тита Лукреция Кара. Знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения началось с публикации его поэмы «О природе вещей».
Неоплатонизм – последнее направление античной философии. Его наиболее яркими представителями были Плотин (205 – 270), его ученик Порфирий (233 – 304) и Прокл (410 – 485).
Неоплатонизм исходит из учения Платона, но с гораздо большими элементами религиозности и мифологичности.
Основные принципы учения платоников о бытии: | - бытие обладает иерархичностью; |
- всё существующее имеет истоком духовное начало; | |
- основа бытия построена по принципу триады: Единое, Ум, Душа. Все три элемента единой основы бытия связаны между собой принципом эманации, т.е. истечением творческой энергии – Единого. Единое (Бог) есть творческая сила, порождающая всё. |
В неоплатонизме остатки языческой античной философии себя полностью исчерпали, а т.к. на место прежнего политеизма происходит христианский монотеизм, то к V в., когда пришла к своему закату Римская империя, усилились гонения и на античную философию.