Передача ответственности личного испытания
Личное испытание всегда следует рассматривать как исходный критерий, потому что его провозглашают гуру, садху и шастры. Но этот критерий изменён ИСККОН следующим образом: (1) Ученик иногда передаёт свою ответственность испытывать гуру другим, например, руководителям или кураторам общества. (2) Гуру иногда передаёт свою ответственность испытывать предстоящих учеников другим, например, главам храмов. Эти изменения не освобождают гуру или ученика от их основных обязанностей в этом отношении. Предстоящий ученик более всего ответственен за выбор гуру, и гуру более всего ответственен за принятие ученика.
Выбор гуру всегда и более всего следует рассматривать как личную ответственность предстоящего ученика. Поэтому, не следует поощрять или поручать передачу этой ответственности другим. Предпочтительнее, чтобы официальная политика неизменно поощряла личное и непосредственное испытание учеников. Лучше позволить ученикам и гуру совершить собственные ошибки и, таким образом, признать свою ответственность, - не в последнюю очередь, - потому, что таково предписание шастр.
В настоящее время, по закону ИСККОН, гуру не может принять ученика, если на это нет рекомендации главы храма или человека, занимающего равное положение. Таким образом, часть ответственности за взаимное испытание может быть передана третьему лицу, которое, вероятно, будет влиять на процесс. Хотя сам Шрила Прабхупада создал прецедент передачи ответственности, даже у него возникли в этом определённые трудности, как, например, в том случае, когда он сказал, что преданных слишком легко рекомендуют для повторной инициации, и призвал к «кипечению молока». ШКС в своих обсуждениях не пытается вынести резолюцию по этому вопросу, но считает, что его следует рассмотреть в будущем.
В соответствии с шастрами, существует великая ответственность для жаждущего ученика лично испытать гуру. Но в ИСККОН это не всегда возможно, особенно, когда у гуру большое количество учеников. Ученики, передающие обществу свою ответственность за испытание гуру, всё чаще встречаются в ИСККОН - настолько часто, что многие воспринимают это как норму. Это особенно верно для учеников, жаждущих инициации от того гуру, у которого уже есть многие сотни учеников, и который не часто посещает место, где пребывает претендент.
Жаждущий ученик оказывается перед лицом принятия важных решений: «Должен ли я выбрать гуру, которого могу испытать лично в непосредственном общении? Или мне следует выбрать гуру, которого я не могу испытать в непосредственном общении?» Эти соображения индивидуальны и каждый должен принять собственное решение. Мы надеемся, однако, что претендент подойдёт к выбору гуру очень ответственно, с позиции шастр, посоветовавшись с доверенными старшими преданными, и при помощи рекомендованного непосредственного личного общения. Но независимо от того, какой из этих способов использует претендент, он принимает на себя основную ответственность за испытание квалификации гуру.
Заключение
Мы делаем вывод, что шастра, традиция и Шрила Прабхупада накладывают наивысшую ответственность в том, чтобы испытать, подходит ли гуру предстоящему ученику. Поэтому, если мы хотим, чтобы новые претенденты понимали необходимость самостоятельной проверки гуру, нам следует как можно теснее приблизить нашу систему утверждения гуру к традиционной форме и терминологии.