Онтология- как философское учение о бытии.Фундаментальные категории о бытии
Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.Онтология - философское учение о бытии .Проблема бытия - одна из самых главных проблем философии. Термин "быть" в философии становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философск. категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция,которая включает в себе всё сущее. Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей.Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, .Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. В зависимости от оснований выделяют различные уровни, формы и виды бытия. К уровням организации бытия относятся: актуальное (действительное) и потенциальное (возможное). Актуальное бытие это наличное бытие, т.е. наличие существования в данный момент или в конкретно пространственно-временном интервале. Существует и такая часть бытия, которая превращается в настоящее. Это потенциальная форма действительности, которая является зарождающимся или потенциальным бытием. Виды бытия могут быть представлены в качестве объективной и субъективной, материальной и идеальной реальности. Формы бытия отражают природное бытие и бытие социальное. Первое это материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния, объекты, явления, процессы природы. Социальное бытие это бытие общества как саморазвивающейся системы. К нему относится существование коллективов, личностей, их связи, а также процессы – реформы, революции, войны, миграции людей, смена власти и форм государства, появление и исчезновение стран, городов, цивилизаций и т.д. В последнее десятилетия XX благодаря развитию информационных технологий складывается новая форма бытия. Это виртуальное или компьютерное бытие, которое существует и развивается в электронной среде – киберпространстве.
30.Понятие материи.Атрибуты материи.пространственно-временная организация бытия. Мате́рия— физическое вообще, в отличие от психического и духовного.В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая;химическая;механическая;биологическая;социальная. Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют реальные параметры сущего.К основным свойствам пространства обычно относят: • размерность - способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы, • изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений.Основным свойством времени чаще всего считают: • необратимость .В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:. 1) Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности,
2) Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотепь. Лейбниц, Эйнштейн). В результате формируются неклассические представления о пространстве и времени, в частности:• пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время);• пространство и время взаимосвязаны, образуют 4-мерный континуум пространство-время,• свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.В трактовке времени выделяют две концепции:- динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий);- статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).
31.Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории.
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод Принципы: принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному,принцип единства исторического и логического. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью ,они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей.- все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество - исчисляемые параметра предмета или явления.Мера - единство количества и качества. Закон отрицания - новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Категориям диалектики относятся: сущность и явление;форма и содержание;причина и следствие;единичное, особенное, всеобщее;возможность и действительность;необходимость и случайность. Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на все более высокие, но никогда не достигающей наивысшей точки. Все явления и общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
32Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие сознания: интеллект, эмоции, воля, внимание, память. Сознание человека не сводится к интеллектуальному отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного. Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. Составляющие сознания находятся в тесной взаимосвязи, функционируя, создают характерную направленность сознательной деятельности. Согласно исследованиям в рамках психологии базовым понятием для построения сознательной деятельности и, соответственно базисом для составляющих сознания является потребность, представляющая нужду или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества целом или, иначе, внутренний побудитель активности. Биологические потребности обусловлены обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект. Эмоции – (от фр. Emotion, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.. Выделяют следующие функции сознания: аккумулирующая, интеграционная, коммуникативная, культурообразующая, регламентирующая. Проблематика бессознательного наиболее репрезентативно и комплексно рассматривается в философии в русле психоаналитической традиции. Представленная во фрейдовской теории развития личности, далее она изучается последователями австрийского психоанализа (Р.Бенедикт, Л.Фойер и др.), а так же видными учениками З.Фрейда – К.Г. Юнгом, А.Адлером и др.