Результаты, которые можно продемонстрировать
Наш процессинг направлен на результаты. Все наши техники рассчитаны на то, чтобы давать реальные результаты. Это не просто способ провести время, когда больше нечего делать.
Под результатом я имею в виду, что что-то изменилось. Что-то должно очевидно и заметно измениться. И конечно, мы заинтересованы в положительных изменениях.
Есть разница между мыслями о том, что получен результат, и реальной демонстрацией результатов. Мы хотим таких результатов, чтобы люди чувствовали себя по-другому, действовали по-другому, и создавали вокруг себя лучшую жизнь. Если они к тому же осознают, что они делают это, тем лучше. Но если человек только думает, что он получил результаты, но не демонстрирует их, то ему не помогли. Его дела, наверное, даже хуже, чем у того, кто не считает, что получил результаты.
Тонкость здесь в том, что один из наших основных инструментов для создания изменений—это делать вид, что изменился. Если мы сможем поощрить клиента достаточно хорошо притворяться, что он уже получил то, о чем просил, и если он сделает это настолько убедительно, что поверит в это сам, то он действительно изменится. Это станет результатом. Если клиент делает вид, что изменился, и с этого момента соответственно чувствует и действует, это самое настоящее изменение. По правде говоря, это единственный способ измениться.
Есть тонкое различие между первичной иллюзией—творчеством и вторичной галлюцинацией—реакцией на раздражение. Первая—это способ, которым вы являетесь причиной по отношению к вашей реальности, а вторая—способ, которым вы отказываетесь от своих способностей и становитесь следствием. Они кажутся очень похожими, но на самом деле отличаются друг от друга на 180 градусов. Первая—это причина, а вторая—это следствие.
Может быть, это лучше всего объяснить как первичные и вторичные мысли. Существо способно создавать какую угодно реальность. Оно может начать с чистого холста и нанести на него все, что хочет. Но если на холсте уже есть картина, это другое дело. Тогда если я делаю вид, что на картине что-то другое, то я отрицаю то, что на ней уже есть.
Когда я начинаю рисовать на моем чистом холсте, наношу немного красного, чуть-чуть желтого, несколько голубых полосок, несколько зеленых точек, создаю картину чего-то невиданного, и говорю: "Это клазмодорф!", то я занимаюсь первичным созданием. Это первичная мысль. Ее не было раньше, я только что создал её на пустом месте.
Но что если Джо был тут до меня и нарисовал на чистом холсте то, что он гордо назвал "тэхитофоном". Тогда я прихожу, смотрю на это и говорю: "О, это наверное банан". У нас с Джо может завязаться оживленный спор, в основном из-за того, что я неточно понял его создание, пришел и по ошибке принял это за что-то другое. Моя мысль о рисунке была вторичной.
Первичная мысль всегда истинна. Вторичная мысль всегда ложна. Первичная мысль—это творческое действие. Вторичная мысль—это ошибочное толкование.
Наш клиент может создать изменения, именно изменяя свои первичные мысли. Все наши действия направлены на то, чтобы поощрить клиента добраться в своем мире до первичных творческих способностей и сделать этот мир таким, каким он хочет. Когда клиент сделает это, его чувства и действия тоже изменятся. Его чувства и действия будут раскрывать его истинную реальность, даже когда он теряется во вторичных мыслях и толкованиях.
В процессинге мы скользим между вторичным и первичным творчеством. Мы беремся за ситуации, которые рассогласованы с остальной реальностью и которые наполнены вторичными мыслями. Мы постепенно превращаем их в согласованные и основанные на первичных мыслях. По ходу этого процесса мы как бы находимся посередине.
Если клиент приходит и говорит: "Я отлично умею общаться с людьми, я могу найти общий язык с кем угодно", а это очевидно не так, то не спорьте с ним. Работайте над тем, чтобы вывести наружу настоящие первичные мысли, доберитесь до того — что он на самом деле создает, как и почему. И когда он получит доступ к своему первичному творчеству, он сможет изменить вещи так, как он хочет. Так что если он хочет отлично уметь общаться с людьми, он сможет начать себя чувствовать и действовать именно так, и тогда это действительно будет правдой.
Если клиент приходит и говорит, что он хочет быть преуспевающим, то мы поощряем его создать в своем мире это преуспевание. Можно использовать для этого разные инструменты. Например, один из таких инструментов—переосмысление, можно изменять смысл того, что происходит в жизни клиента. Может быть, он говорит о том, как плохо у него сейчас идут дела. Тогда можно спросить, на что он рассчитывал, и может быть, он признает, что именно на неудачи он и рассчитывал. И тогда можно переосмыслить это так, что он на 100% преуспевает. Он получил именно то, что собирался получить. Если клиент согласится с таким изменением, оно может быть очень мощным и он может действительно изменить свое направление на 180 градусов и начать по-настоящему преуспевать. Обычно для этого нужно еще немного поработать, но всякое бывает.
То, что фасилитатор предлагает как переосмысление, может на первый взгляд просто показаться ошибочной оценкой ситуации. Человек задолжал за квартиру, его машину могут скоро изъять за неплатежи, а вы говорите, что он преуспевает! Конечно, всё зависит от того, что клиент сделает с таким переосмыслением. Если он сделает вывод, что его теперешняя ситуация никак не может улучшиться, и он никогда не добьется большего успеха, то это действительно скорее похоже на апатичное заблуждение, и вряд ли принесет ему какую-то пользу. Но если он поймет, что его теперешняя ситуация—пример его способности достигать успеха, а это значит, что он может достигать успеха и всевозможными другими способами , то это будет очень ценным для него.
Мы нацеливаемся на позицию причины. Нам нужно доказать клиенту, что он уже является причиной, и поощрить его причинять то, что он действительно хочет.
Когда мы находимся в процессе побуждения клиента понять, в чем дело, изменение еще хрупкое. Если мой клиент хочет научиться свободно общаться с другими, я могу начать с того, что попрошу его вообразить это. Благодаря этому он может лучше себя почувствовать и он действительно начнет создавать свою способность. Он еще не уверен в ней, и при проверке он может вернуться к своему прежнему поведению. Если после первого сеанса с воображением я поставлю его перед аудиторией в 200 человек и порошу его сказать речь, он скорее всего не выдержит. Это не значит, что техника воображения не сработала. Это значит, что мы еще не закончили, изменение еще не стало завершенным, прочным и устойчивым.
Но когда клиент действительно устойчиво изменился, то может быть очень полезно проверить результат. Во-первых, это покажет нам, насколько хорошо мы поработали. Во-вторых, это докажет клиенту, что он изменился, и еще больше укрепит и усилит результат.
Если по поведению и языку тела клиента вам ясно, что вы достигли хорошего изменения, то если возможно, побудите клиента сразу же это проверить. Видите ли, клиент не видит того, что видите вы. Даже хотя налицо все признаки изменения, он может позже начать думать об этом, начать сомневаться и "логически" опровергнуть собственное изменение. Если вы можете побудить клиента сразу же проверить свое изменение, и показать ему, что оно реально, то он убедится в этом сознательно и не будет потом его портить.
Конечно, далеко не всё легко проверить. Если это что-то очень осязаемое, например боязнь лифтов, то обязательно побудите клиента сразу же найти лифт и поездить в нем вверх-вниз.
В любом случае сделайте все, чтобы клиент после сеанса заметил, что у него изменились реакции. Просто попросите его заметить это, и потом спросите его об этом в следующем сеансе, если он не расскажет об этом сам.
Заметьте, что есть и маленькие, и большие циклы проверки. Каждый раз, когда вы заканчиваете повторное переживание происшествия, вы можете проверить это, попросив клиента снова почувствовать ощущение. Это довольно субъективная проверка, но всё равно она очень ценная. После процессинга целой большой области вы можете поощрить клиента проверить её в жизни, и это может быть более объективной проверкой.
По мере продвижения нашего клиента можно требовать от него всё больше использовать свою жизнь как критерий изменений. Сначала с новым клиентом нам не обязательно сразу же рассчитывать на радикальные изменения в жизни. Сначала цель в том, чтобы он чувствовал себя по-другому и думал по-другому. А потом он может перейти к действиям по-другому и осуществлению чего-то.
Клиенту нужно осознать, что он является причиной по отношению к своей реальности, прежде чем мы начнем требовать, чтобы он был причиной, и оспаривать это. Причем мы начинаем с его внутренней реальности, а потом когда он овладевает ей, мы переходим к внешней реальности.
Самое первое препятствие—побудить клиента осознать, что он может изменить свое собственное состояние. Эти первые шаги непрочны, так что мы не слишком допытываемся у клиента, как подействовал сеанс. Только когда он начинает понимать, что эти вещи действительно действуют, то мы даем ему понять, что будем использовать реальные результаты как критерий изменений.
Результат—это когда клиент чувствует себя и действует с большим количеством ресурсов.