Информатика, информология, информософия
Информологическая методология исследования возникает в процессе формирования нового типа научно-философского мышления.
Внимание к проблеме информации с точки зрения истории науки имеет небольшой научный стаж, и многие фундаментальные проблемы в данной области знания находятся в состоянии постоянной корректировки и уточнения,появляются новые аспекты видения проблемы и способов её решения.
Концептуальная и категорическая структура общих философских и теоретических представлений об информации ещё находится в стадии своего активного становления. В связи с этим не сложилось окончательного достаточно удовлетворительного варианта общенаучной философской теории информации. В результате чего возникает ряд важных вопросов.
Является ли информология системой философских знаний об информации? Выполняет ли она в достаточной степени функции системного видения и понимания проблемы информации во всех её выявленных на современном уровне исследования аспектов?
Исследование информации привело к активному формированию различных научных подходов её рассмотрения, помимо теории вероятностей возникли информатика, информология, общая философская теория информации, в рамках последней сложилось множество отдельных методологических направлений, каждое из которых категорично заявляет о своём преимуществе перед другими альтернативными направлениями. Всё это создаёт противоречивую эклектическую ситуацию, требующую своего анализа и разрешения.
Различные методологические направления анализа необходимы также, как необходимы в живой природе различные видовые отличия между особями. Только естественный отбор показывает, какой вид действительно способен обладать более прогрессивными свойствами. Совокупность различных методологических направлений в своей целостности выполняет функцию взаимодополнения, рассматривая под различнымиуглами зрения исследуемый объект.
Не пытаясь оценить с позиций однозначных характеристик, необходимо выявить действительную необходимость различного методологического анализа феномена информации, можно предложить в качестве обобщающего философского термина, обозначающего все данные философские «информософия». направления, термин .
Важным в этом отношении является опоставление различных методологических концептуальных научно-философских подходов анализа информации как сложного многоаспектного объекта познания.
Поэтому важно остановиться на анализе становления информатики как науки. Информатика в последние десятилетия 20 столетия превратилась в особую научную и учебную дисциплину, выполняющую важную функцию становления информационной культуры современного общества. В зависимости от того, насколько основная часть населения способна усвоить и грамотно воспользоваться современными информационными технологиями, определяется эффективность усвоенной информационной культуры, что, в свою очередь, определяет оценку и восприятие новых неординарных информационных технологий.
В западной литературе можно встретить вместо понятия информатика понятие «computerscience», то есть компьютерная наука или наукао компьютерах. Хотя при этом, целью такой науки считается изучение структуры и общих свойств информации, из названия науки пропадает понятие «информация», оно становитсяне центральным, а, скорее вторичным по своемусмыслу и значению, доминирующим аспектом обозначается «компьютерная технология». В силу сложившейся традиции, чтобы не путать данные термины и их смысловые объёмы, будем их использовать как синонимы. Но, безусловно, необходимо иметь в виду неполное, частичное совпадение информационного и компьютерного аспектов рассматриваемых отношений.
Подчас в таком же значении можно встретить и рассмотрение кибернетики как науки об общих законах получения, отбора, хранения, передачии преобразования информации в сложных технических, биологических, административных и социальных системах. Такие терминологические расхождения приводят, по меньшей мере, к нечеткости смысловых полей отдельных научных областей, рассматривающих информацию как объект научного анализа.
Информатика возникла как отрасль науки,изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности. Соответственно, можно различатьи выделять данные направления исследования информации. Можно в этом отношении говорить о теории хранения, теории поиска информации, теории информационной переработки, теории информационных преобразований, теории распространения информации и теории использования информации в различных сферах деятельности.
Информатика как теория, отражает специфику современной совокупности информационных технологий. В этом отношении важно обозначить различие и сходство между информационными технологиями и информационными процессами. Информатика как теория информационных технологий рассматривает принципы, правила, законы использования программных продуктов.
Исходная и основополагающая идея информатики заключается в необходимости исследования и конструирования информационных технологий. Далее информатика может распадаться на множество отдельных направлений в зависимости от конкретных практических приложений программных средств.
Изучение и освоение современных информационных технологий действительно важно и необходимо, но при этом, не менее важно сохранять и более широкое видение развития информационных процессов как условие целостного понимания направленности современного социокультурного развития.
Таким образом, информационно технологический процесс есть процесс развития информационных технологий, применяемых обществом для обеспечения своего устойчивого, поступательного прогресса на современном этапе развития.
Именно поэтому философско-теоретическое осмысление современных информационных технологий становится необходимым условием понимания сущности происходящих явлений для каждого человека, считающего себя принадлежащим в полной мере к современному информационному обществу.
Теория информации иногда рассматривается как «теория сообщений», в традиционном подходе, как раздел кибернетики. Теория информации, используя математические методы, изучается количественные параметры информации,содержащиеся в каких-либо сообщениях при ее передаче, а также способы передачи информации.
Дифференцируя эти различия, можно отметитьследующее. Общая теория информации и теория информатики являются различными уровнями осмысления важных и существенных характеристик феномена информации. Теория информатики как прикладной аспект общей теории информации и информационной реальности позволяет сконцентрировать внимание на отдельных актуальных и важных аспектах, выражающихся вконкретных информационных технологиях.
К сожалению, разработчики теории информатики не очень часто обращаются к полномерному философскому анализу сущностной природы информации в целом. Возникает некоторая нежелательная несогласованность в развитии философской теории информации и теории информатики. При этом сама теория информатики пытается сделать своим предметом изучения достаточно много серьёзных вопросов и аспектов информации как таковой.
Например, различные подходы проявляются в следующих случаях, когда информатика рассматривается или может рассматриваться как наука о любых видах информации. Но есть подход, в котором информатика может рассматриваться как наука о средствах обработки информации. И одновременно,информатика может рассматриваться как наука,изучающая процессы получения, хранения,переработки и передачи информации.
В целом же, необходимо заметить, что информатика в наибольшей степени является прикладной наукой, разрабатывающей информационные технологии. Это не исключает возможности изучения философских универсальных проблем в рамках информатики как современной науки, но в гораздо большей степени информатика рассматривает информационные проблемы, возникающие в процессе практическогоиспользования информационных технологий. С развитием прикладной, а не общей информатикипроисходит проектирование инструментов информационных технологий.
Можно предположить, что стоит рассматривать в качестве самостоятельного направления исследования информации область, в которой продуктивным образом сочетались бы усилия философии и информатики. В этом подходе можно предположить вполне естественно функциональный синтез философской теории информации и информатики. Предполагая возможность философскойобосновывается информатики,возможность и тем самым,необходимость более полного и целостного исследования феномена информации.
Действительно важной и актуальной проблемой является проблема создания общей теории информатики. Однако философская теория информатики ещё только находится в процессе своего становления. И на сегодняшний день нельзя сказать, что философская теория информатики является достаточно развитой в том отношении, чтобы объяснить и, тем более,спрогнозировать все современные информационные процессы, происходящие в современном обществе.Но вместе с тем, имеются большие заделы и возможности, позволяющие осуществлять полноценный логико-философский анализ происходящих информационных процессов.
Рассматривая информатику как науку,изучающую организацию информационных процессов, данный подход можно определить какинформатикологический. Такая информатикологическая методология анализа информации, представлённой как информационныепроцессы, позволяет выявить особые характеристики, которые в других подходах непрослеживаются.
Исходя из чего далее возникает вопрос: каким образом взаимосвязаны информатика и общая философская теория информации?
Смысловое преобразование содержательного, исходного наполнения термина «информация» происходило в результате становления более глубокого, полного и всестороннего исследования информации. Первоначальные значения термина «информация» -разъяснение,осведомлённость, объяснение -преобразуются,приобретая новые смысловые акценты. В этот период происходило становление общей философской теории информации. Вместе с этим процессом происходило становление более широких философско-концептуальных представлений об информации.
Двадцатый век изменил многие привычные способы восприятия окружающего мира. Помимо привычных процессов, воспринимаемых в категориях «вещество» и «энергия», возникла необходимость осмысления реальности в категориях «информационность»,«информативность». В связи с развитием информационных технологий возникает всё более острая необходимость полномерного осмысления феномена информации, в результате чего возникает новая область знания -информатика. Феномен информационного бума в его полной проявленности был замечен во второй половине 20-го века. Всё больше приходится сталкиваться в реальной практике с резким ростом информации накопленной, используемой и создаваемой в современном обществе. Так, например, для сравнения можно отметить следующее обстоятельство, известно, что, по данным ЮНЕСКО, «...в начале XIX в. во всем мире выходило около 100 периодических научных изданий. К 1850 г. количество периодических изданий увеличилось до 1000, к 1900 г. превысило 10000, а теперь, по оценке некоторыхспециалистов, оно приближается к 100 000. Кроме того, непрерывно увеличивается количество статей в журналах: сейчас ежегодно публикуется около 3 млн. статей. Книг за последние 25 лет выпущено почти столько же,сколько за предшествующие 500 лет».18
В этих условиях возникает новая область человеческого знания – информатика, которая попыталась и во многом продолжает эти попытки до сих пор стать новой наукой о свойствах информации, о свойствах и закономерностях информационных процессов. Но по сути дела,информатика свелась в настоящее время к прикладной практически ориентированной теории использования информационных технологий.
Действительно, очень важно, чтобы обществополучало постоянную возможность приобщения к новым информационным технологиям, создаваемымв настоящее время или находящимся только в стадии разработки. Необходимо, чтобы имеласьне только возможность приобщения к уже созданным технологиям, важно также, чтобы общество имело возможность для морально-психологической адаптации к появлению новых информационных технологий, которые ужевозникли или тех технологий, которые могут возникнуть в ближайшие десятилетия.
Таким образом, определяются контуры того, что можно назвать «философией информатики».
Информатика названа одним из приоритетных направлений науки в начале 21-го века. Это правильное определение важности исследований в области новых информационных технологий, какдля РФ, так и для любой страны, стремящейся неотстать в своём развитии. В данном случае термин «информатика» обозначает всю совокупность исследований в области информационных технологий и конкретно предназначенных и сконструированных информационных технологий.
Предварительно можно констатировать следующие важные положения. Информатика,возникшая во многом под влиянием кибернетики,получила свое имя как подобие термина «кибернетика», но получившая своё развитие, посути дела, как технологическая теория, как теория технологического использования информации.
В настоящее время происходит не только развитие различных направлений теории информатики, но и становление её методологических оснований, что положительно характеризует процессы её развития. Можно также отметить, что развитие подхода, которыйбыл обозначен в информатике, приводит к активному развитию социологии информации,информационной социологии, социологических способов понимания информационных процессов,связанных с развитием общества.
Общеметодологические проблемы информации возникают при рассмотрении информации как объекта философского анализа. Методология исследования информации с необходимостью учёта специфики этого сложного объекта должна быть рассмотрена как информационная методология. Эта информационная методология, которая далее в своём развитии позволяет конструировать смысловые типы методологий, основанных не только на аналитическом дискурсе, присущем человеческому мышлению самому по себе, но испособна вбирать в себя более сложные технологии; то есть использовать информационные технологии более высокого теоретического анализа.
Современное человечество начала 21-го века вошло в ситуацию поиска новых способов философского миропонимания. Новая система теоретического духовного миропонимания ещё полностью не сложилась, а старая система ужене может быть эффективной в этих новых условиях. Одним из вариантов нового этапа философского научного мировоззрения является становление информационной парадигмы,позволяющем отразить и записать в единой системе категорий выявленные сложные информационные процессы.
В этой связи ясно, что необходимо особое внимательное отношение к формированию категориального аппарата нового информационно-теоретического мышления.
Одним из важных новых направлений семиотическая методология анализа информации. И, если в основном все способы определения сущности информации отталкиваются от анализа количественной сложности структуры разнообразия, что позволяет обозначить соответствующий уровень сложности организации;то могут быть способы определения информации,исходящие из гносеосемантической структурной определённости как реального свойства. Социоинформационные системы в качестве необходимой составляющей включают в себя информационно-семантический компонент. Информация в социокультурных системах обязательно имеет семантический характер своего существования. Проблемным аспектом является то, каким образом семантическая форма информации отличается от её несемантических состояний. Информация как гносеосемантическая структура помимо сложности и разнообразия обладает определённой смысловой логико-структурной организацией, которую также можно рассматривать как универсальное социальное явление, полагая, что в более примитивных системах организации материи действуют аналогичные протосемантические механизмы. Важно определить то, насколько социальная семантическая форма информации отличается от несемантических состояний в досоциальных формах организации реальности.
С определённой долей условности можно предполагать, что любая информационная взаимосвязь содержит смысловую составляющую.
То есть, информация есть семантическая детерминанта, определяющая состояние социальной системы. И, если к информационномуанализу неживой материи такой подход имеет ограниченное приложение, то в области социокультурной реальности данный подход приложим полностью.
Возникает парадокс: информационно-знаковая реальность может быть выявлена только тогда,когда вырабатывается соответствующая методология мышления семантически корректными категориями. Информационно-знаковая реальность может быть выявлена как конкретная реальность для человеческого сознания только в том случае, когда это сознание обладает определённым информационно-семантическим строем упорядоченного мышления. Одним из таких методов является семантическая квантификация информации. Это связано с тем,что семантическая структура информации определяет целостность смысловой величины информации.
Семантические модели информации варьируются в зависимости от того, за какими объектами признаётся наличие содержательной информации как устойчивого и определённого смысла или суммы знания, то есть тезауруса.
В концепции семантической информации Ю.Л. Шрейдера (1965) основной акцент делается на изменении именно тезауруса культуры как изменения семантической формы и содержания социальной информации. Исходя из чего следует и это важно отметить, , что информация обладает способностью к семантическому изменению. С соответствие с чем, рассматриваяинформацию в широком, философском смысле, еёможно разделить на информацию, обладающую свойствами семантичности и на информацию, необладающую такими свойствами.
Информация в обществе существует как семантическая трансформа. В неживой материи семантическая форма информации не проявляется,а в высших формах живой материи обязательно осуществляется развитие семантических форм информации. В человеческом обществе и культуре семантическая структура информации приобретает развитые сложные и многообразные формы своей организации.
Исходя из этого, можно сделать заключение:изменение семантической структуры общества есть изменение объёма информации, которым онорасполагает.
Нарастание семантической концентрации информации происходит в процессе информогенеза. Информогенез есть поэтапное развитие протосемантических, семантических и метасемантических форм организации реальности.
Семиотическая методология анализа информации заключается в том, что информация вчеловеческом обществе всегда существует в конкретной знаковой форме. Знаковая форма является необходимым условием передачи информационной содержательности.
Информационно-семиотический анализ культуры позволяет обозначить следующие важные аспекты.
Во-первых, в социокультурном информационном пространстве информация и символичность, безусловно, должно рассматриваться как определённые стороны друг друга. Информационность в обществе не существует без соответствующей символической формы. Символичность прямо или косвенно всегда связана с какой-либо информацией. Именно поэтому семиотический анализ информации позволяет выявить определённую сущность данного явления.
Во-вторых, семиотический подход к анализуинформации может быть семантически конкретизирован на культурологическом материале, который далее уточняется, детализируется на новом уровне применительно к анализу информационного общества.
Соответственно этому формируется,развивается, находит новые формы своего выражения семантическая методология познания. И это связано с тем, что развитие информационной теории проявляет границы правомерности семантического анализа как определённого вида методологии, которая может быть применена в качестве особой познавательной процедуры. Методологический статус семантической методологии определяется одновременно с развитием информационной теории познания. Безусловно, сегодня необходимо считать, что, если семантический анализ не рассматривается в качестве общепризнанной методологии, то и нет необходимости считать его методологией в полном смысле этого слова.
Следует признать и то, что каждый вид методологической концепции не является раз и навсегда данным, методология проходит соответствующие этапы своего развития в зависимости от того, что определяет спецификупередовых научных технологий познания, тем самым, приобретая современные формы научногомышления. Семантический методологический анализ в перспективе позволяет подойти к рассмотрению и разрешению сложных и уникальных социально-технологических проблем, с которыми приходится сталкиваться современному обществу.
Прямолинейная критика семантической методологии отбрасывает современную теорию познания на отсталые позиции, приводя к потеретемпов современного развития, теряя важные приоритеты опережающего развития. Значение семантической методологии возрастает и,очевидно, будет возрастать далее.
Семантическая модель информации,семантическое направление семиотической проблематики информационных структур концентрирует важный исследовательский аспект,указывающий на определённость способов проявления смысла. Данный аспект можно назвать феноменологической семантикой, то есть теорией смысла, проявления смысловой определённости информации.
Семантический подход к рассмотрению сущности информации заключается в том, что информация отождествляется с формой и содержанием проявленного смысла. Например,человек воспринимает информацию только в том случае, если она имеет для него некоторый смысл, несёт в себе смысловое содержание, вкотором информация проявляется как смысловая содержательность отношения субъекта к реальности.
Таким образом, нельзя не отметить, что анализ категории «смысл» приобретает значение для раскрытия содержания феномена информации.
Семантический анализ понятия «информация»,выявляя смысловые структуры информации,позволяет выявить действительно важные отношения. В таком подходе возможны два дальнейших направления семиотического,семантического рассмотрения сущности информации.
В первом случае, если семантической форме информации придаётся универсальный характер, то любые проявления информации есть одновременно и проявление соответствующей смысловой реальности.
Во втором случае, если информация в её имманентно тождественной форме рассматривается только лишь по отношению к высшей биологической или социальной форме, то смысловой объём информации обязателен и присутствует в любом информационном проявлении.
Смысл, как характеристика информации, проявляется только в том случае и на том уровне, когда возникает социально-информационная система реальности. Человек воспринимает только определённые формы информации, которая должна быть почувствованаи понята, чтобы это произошло, она должна бытьпредставлена, например, в неком печатном виде. Информация может быть представлена визуально, в некой визуализированной форме, иметь соответствующий образ. Информационные носители, будь то бумага или изображение в фильме, на видео терминале, звуковая форма посредством радио или телефонной связи или другим способом.
С развитием информационных систем человек по необходимости все больше сталкивается с теми формами информации, которые существеннымобразом отличаются от уже известных и привычных для него форм. Например, информацияможет быть использована в цифровой форме, которая сама по себе не всегда полностью понятна человеку и требуется её преобразование в формы, соответствующие человеческому восприятию.
Если каждая форма организации материи имеет определённый уровень информационной организации, то количество соответствующей информации должно быть качественно характерным и отличающимся для каждой формы организации материи. Реальность есть совокупность информационных состояний. В этом случае социальная информация может быть выражена в соответствующей социальной материальности. Возникает вопрос: как и каким образом социально значимая информация может быть записана на материальных носителях, не являющихся социальными по своему качественному уровню развития?
Например, то, как именно социально значимая информация может быть записана при помощи материальных носителей, естественно, зависит от того, насколько данные материальные носители в своём существовании интегрированы в информационно-семантическую структуру социокультурной системы. То есть, информацияможет быть записана на папирусе, пергаменте, бумаге или иметь электронную форму. При этом данные материалы социальны в той степени, вкакой их существование в данном качестве зависит от социальных причин. Своеобразный парадокс заключается в том, что данные материалы, сами по себе, материально не являются социальными, но при их помощи можетбыть записана социальная информация.
Открытие возможности записывать информацию на определённых материальных носителях позволяет выявить и обозначить более широкую закономерность, которая заключается в следующем. Объект одновременно является материальным носителем информации и опредмеченностью информации. В этом отношении возникает ряд интересных методологических проблем. Различные материальные предметы,объекты, материалы могут быть носителями информации, но при этом, они не являются опредмеченностью той информации, которая на них записана, их целостная структура остаётсяв определённой степени независимой от записанной на них информации. Очевидно, что это относится ко всем видам носителей информации: письменным, магнитным, оптическими др.
Исходя из этого, ясно, что: необходимо различать конкретную опредмеченную форму информации и информационное содержание,которое записано при помощи определённого материального носителя.
Эти различные формы существования социально значимой информации обладают различной семантичностью, человек видит в них лишь определённую информацию, к прочтению которойон готов при помощи необходимых гносеотехнологических средств. Семантическая модель понимания информации формируется под воздействием разработки общего семиотического подхода, но именно семантическая методологияанализа информации позволяет наиболее полно раскрыть сущность данного явления.
В результате семантического развития и усложнения сигнальных систем в обществе появляются способы выражения целостных характеристик содержания информации. Информация в этом случае оценивается не с точки зрения её технического способа выражения, асодержательноговоспринимающего с позиций её целостного значения для субъекта, и обрабатывающего данную информацию.