Исторические формы диалектики
Основы диалектического мышления можно найти в истории древней философии. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, переходит в свою противоположность. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в споре. Лао-цзы говорил о сочетании противоположностей и в мире, и в человеке, обращая внимание на неэффективность прямолинейных действий для достижения цели. В той или иной мере диалектическое мышление проявлялось в философии последующих времен, нередко без использования самого ее понятия.
До XIX в. исследование принципов диалектики не было теоретическим или системным, представляя собой гениальное умозрение или выводы из опытных наблюдений за отдельными проявлениями природной и социальной жизни. Отражая реальность происходящих в мире процессов и их поистине диалектический характер, история философии накопила богатый материал, который был переосмыслен и систематизирован Гегелем как общефилософская теория, целостная система принципов и категорий и универсальный метод познания.
Гегелевская «Наука логики» состоит из трех частей, которые представляют собой учения о бытии, о сущности и о понятии. В первой части рассматривается процесс развития вообще, описываемый категориями качества, количества и меры. Это первичный и пока весьма абстрактный уровень понимания развития того, что есть, т.е. просто бытия. Далее развитие исследуется на уровне сущности, т.е. выделяется его глубинная основа. Гегель понимает развитие как взаимоотношение внутренних противоположностей и обнаруживает его источник в противоречии внутри самой сущности. Этот процесс определяется категориями сущности и явления, необходимости и случайности, содержания и формы, возможности и действительности и др. Полностью развитие познается в этой системе на уровне понятия, которое синтезирует бытие и сущность, а субъективный человеческий дух постигает при этом абсолютный дух, стоящий в основе любого развития.
Заслугой Гегеля было исследование и изложение диалектики как целостной системы принципов и категорий. Последние являются наиболее общими, фундаментальными понятиями, которые не выводимы путем абстракции (как, например, «растение» из «цветка», а «цветок» из «розы»), но возникают сразу, как организующие формы мышления и «уразумение сути дела». Гегель исходил из того, что не только человек, но и природа подчиняются законам, имеющим идеальный характер и возникшим до них.
Следующая форма диалектики – материалистическая. По словам К. Маркса, у Гегеля диалектика стояла на голове, а надо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. В некотором смысле это верно: гегелевская диалектика «стояла на голове», поскольку исходила из логики и опиралась на нее. Марксизм изменил ее методом переворачивания, объясняя не природу диалектикой, а наоборот, диалектику природой, однако становилось неясным, почему природа подчиняется принципам диалектики. Продолжая эту традицию, Ф. Энгельс адаптировал сложную гегелевскую систему для лучшего восприятия, сосредоточив внимание на трех основных законах диалектики: перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей и законе отрицания отрицания. Они были представлены как наиболее общие формы движения материи и дали основание философии диалектического материализма. Маркс настаивал на том, что в понимание существующего диалектика включает также понимание его необходимой гибели, «она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна». Именно в русле этой идеологии диалектика называется «алгеброй революции».
Критикуя диалектический материализм, западная философия ХХ в. отрицает объективный характер диалектики, понимая ее исключительно как форму организации человеческого мышления. Так происходит, например, в экзистенциализме. История диалектики неожиданным образом отражает гегелевскую концепцию: диалектика идей, трансформированная в диалектику вещей, оказывается субъективной диалектикой человеческой мысли. Здесь верно то, что некоторая теория утверждает и неверно то, что она отрицает, настаивая на исключительности своего способа понимания. Субъективная диалектика не произвольна, она возникает как отражение объективных, внешних по отношению к человеку диалектических процессов. Но можно идти дальше и видеть, вслед за Гегелем, надприродный, т.е. идеальный характер принципов и категорий диалектики.
Безотносительно к оппозициям материального и идеального, объективного и субъективного, возможна такая философия, которая отрицает роль противоречия как универсального источника развития. Она признает все принципы, законы и категории диалектики, включая разделение целого на противоположности, однако не считает конструктивным способом развития обострение противоречий, приводящее к их конфликтному разрешению. Такое понимание диалектики расходится не только с марксистским, но и с гегелевским. Оно предполагает, что любой конфликт осуществляется лишь в сфере человеческих отношений и характеризует наиболее простой и грубый способ развития, который наименее эффективен. Конструктивным же способом и одновременно универсальной причиной развития является стремление к целостности и соразмерности.