Эллино-римский период античной философии.
Эпикуреизм.
Эпикур (342 – 271 до н.э.) (в римское время – Тит Лукреций Кар) понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную, свободную от страданий, жизнь: "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией...
В качестве критерия знания Эпикур видел чувственные восприятия, на основе которых создавались общие представления о мире - в гносеологии эта ориентация получила название сенсуализм (от лат. "сенсус" чувства).
Физическая картина мира, по Эпикуру, такова: Вселеннная состоит из тел и пространства, "то есть пустоты".
Этика Эпикура исходит из положения, что для человека прирожденное благо есть удовольствие, понимаемое как отсутствие страдания. Цель счастливой жизни - здоровье тела и отсутствие волнений, полная безмятежность духа - атараксия. Страдания души Эпикур считал гораздо худшими в сравнении со страданьями тела. В глазах истинного философа: «Смерть - самое страшное из зол, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть существует, тогда мы не существуем».
Стоицизм (Зенон из Кития (336 – 264 до н.э.), Хрисипп (280 – 207 до н.э.), Сенека 1 в.до -1 в.н.э., Марк Аврелий Антоний (121 – 180 гг.).
Стоики опирались на учение Гераклита: мир - единое тело, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием ("пневмой"). Для стоицизма характерна необходимость «рока», «судьбы». Избавление от необходимости невозможно. Судьба «ведет» того, кто безрассудно ей противится. Мудрец стремится вести жизнь, согласную с природой, и для этого руководствуется разумом. Мудрец живет в смирении и покорности судьбе. Это добродетельная жизнь и ее результат есть "апатия" - отсутствие страданий, бесстрастие, безразличие ко всему внешнему. Именно со стоицизмом связывается афоризм "Философия есть наука умирать" .Но несмотря на такой явный пессимизм этика стоиков ориентирована на принцип долга и бесстрашия перед ударами судьбы.
Скептицизм.
Основателем скептицизма является Пирон (365-275 гг. до н.э.). Он считал философом того, кто стремится к счастью. Но счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий.
Всякая вещь "есть это не в большей степени, чем то". Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.
Всякому утверждению о любом предмете может быть с равной силой и с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Раз ни о каких предметах невозможны никакие утверждения истинные, то единственным подобающем философу способе отношения к вещам Пиррон называет воздержание ("эрохэ") от каких-либо суждениях о них.
Неоплатонизм.
3 – 5 вв. н.э. – Плотин. Основой всего существующего признаётся сверхъестественный божественный принцип. С некоторыми изменениями повторяется учение Платона. По выражению Б. Рассела, философия Плотина является одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.
Заключение:
Космологизм античной философии
Характерен поиск первоосновы мира (архэ)
Многогранность и фундаментальность античной философии
Контрольные вопросы:
1. Раскройте особенности становления античной философии и выделите основные этапы её развития.
2. В чем выражается космологизм древнегреческой философии?
3. Раскройте содержание понятия «диалектика» и выделите основные диалектические идеи античности.
4. Почему философия Сократа может быть определена как этический идеализм?
5. Раскройте основные идеи и понятия идеалистической философии Платона.
6. Выделите основные положения философии Аристотеля.
7. Что объединяет философские школы эллинизма?