Бытие и материя. Современная наука о строении материи
Бытие – это философская категория, означающая реальность. Занимает центральное место во многих философских учениях. Бытие раскрывается через другие категории: субстанция; движение; пространство; время; субъективное и объективное.
Субстанция – сущность, нечто, лежащее в основе (первооснова). Если философская концепция исходит из одной субстанции, то это монистическая философия. Дуализм – признается 2 начала. Плюрализм – признается много начал. Отсюда деление на:
1. Субъективный идеализм. Считали, что мир (материя) не существует сам по себе, а существует в восприятии субъекта. Это совокупность наших ощущений. Если бы не было 5 органов чувств, то мы бы не знали мир.
2. Объективный идеализм. Утверждали, что мир (материя) существует независимо от человеческого сознания, ощущений, но ставят его существование в зависимость от некого неземного мирового разума.
3. Материализм. Воззрения самые различные, но все они признают объективное существование, независимое от какого бы то ни было сознания или духа. Например, древнекитайские, древнеиндийские, вавилонские и древнегреческие философы в качестве материи выдвигали конкретное тело, наиболее распространенное вещество, которое считали первоначалом. Т.е. под материей понимали то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются.
Развитию атомистических воззрений долгое время препятствовал непогрешимый авторитет Аристотеля, т.к. он не признавал существование атомов. Парижский парламент даже издал специальный указ, угрожающий сторонникам атомистической гипотезы смертной казнью, однако ничто не смогло остановить развития науки.
Атомистическая теория 16-18 века (Гассенди, Гольбах, Дидро) утверждала, что атомы неделимы, неразрушимы, а их сочетание образует бесконечное множество окружающих нас вещей природы, т.е. учение носило метафизический характер. Впервые была высказана идея о самодвижении материи, т.е. она активна, деятельна, способна к самопроизвольному движению и не нуждается ни в каких внешних силах. Однако у этой теории была ограниченность из-за того, что отождествляли материю с конкретными веществами (молекулами, атомами), из которых механически строилась вся Вселенная. Метафизические материалисты не раскрыли связи материи с конкретными формами ее существования – движением, пространством, временем. Всякое движение сводилось к перемещению частиц.
Поэтому новое понимание материи попытался объяснить диалектический материализм и его представители Маркс и Энгельс. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха.
Характерен принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; (“Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.” К. Маркс). Предполагали, что мир несотворим и неуничтожим, он состоит из связи и взаимозависимости между явлениями, неразрывности материи и движения. По мнению Энгельса, материя – это наиболее общее понятие, которое объединяет явления, процессы и предметы. Материя – это абстракция. Например, как в естествознании: вишни, груши, яблоки – это плод; кошки, собаки, овцы – это млекопитающие.
Задолго до открытий в физике Энгельс высказал мысль о том, что атом не является мельчайшей частицей. Развитие науки это впоследствии полностью подтвердило. Идеалисты истолковали это открытие по-своему: атом распадается, значит, он не обладает предписанными ему свойствами неделимости, неизменности при движении. Например, атом распадается на 2 противоположно заряженные частицы – электрон и позитрон – при взаимодействии друг с другом они исчезают, а вместо них появляются фотоны (кванты света). Т.е. материя исчезает. На самом же деле исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали окружающий мир.