Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам») общение
Виды общения
1.«Контакт масок» - формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.п.) – специальный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение – оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или произнесут агрессивные, грубые реплики. Если от собеседника получено желаемое, то к нему теряется интерес и это не скрывается.
3. Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (этот человек – врач, этот – кондуктор и т.п.)
4. Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника. При этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения – симпатия или антипатия к собеседнику. Кодекс делового общения: 1) принцип кооперативности («твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»); 2) принцип достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется для дела в данный момент»); 3) принцип качества информации («не ври»); 4) принцип целесообразности («не отклоняйся от темы, стремись найти решение»); 5) принцип четкости («выражай мысль ясно и понятно для собеседника»); 6) принцип внимательности («умей услышать и понять чужую мысль»); 7) принцип чуткости («умей учитывать индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела»).
5. Душевное межличностное общение – искреннее дружеское общение. Можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет Вас по выражению лица, интонации, движениям. Каждый участник общения знает другого как личность, знает интересы, убеждения, особенности характера и принимает собеседника таким, какой он есть – без прикрас. Каждый участник общения при этом имеет сложившийся образ собеседника и может предвидеть его реакции.
6. Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман и т.п.).
7. Светское общение. Суть этого общения в его беспредметности. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Затрагивают поверхностные темы. Похоже на контакт масок. Кодекс светского общения: будь вежлив, одобряй и соглашайся, проявляй симпатию и доброжелательность.
Тактика общения
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками общения и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие:
А) Доброжелательность – враждебность:
- Доброжелательная позиция принятия собеседника.
- Нейтральная позиция.
- Враждебная позиция непринятия собеседника.
Б) Доминирование – подчинение:
- Доминирование или «общение сверху».
- «Общение на равных».
- Подчинение или «общение снизу».
Общение как восприятие людьми друг друга
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией (восприятием). Человек вступает в общение всегда как личность и другого человека – партнера по общению, он тоже воспринимается как личность.
Одним из самых простых способов попытаться понять другого человека является уподобление себя ему – идентификация. Это попытка поставить себя на место другого («не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе»).
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия – способ восприятия человека, но это не рациональное осмысление проблем другого (взаимопонимание), а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, сочувствовать другому.
Выделяют три уровня развития эмпатии:
- Низший уровень – своеобразная слепота к состоянию, переживаниям другого.
- Средний уровень – в процессе общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.
- Высокий уровень – умение сразу войти в состояние собеседника, прочувствовать его переживания на протяжении всего общения.
Логическая форма познания себя и других людей – рефлексия. Это попытка логического анализа своего поведения и состояния или поведения и особенностей другого человека. Процесс понимания друг друга может осложняться и усложняться из-за рефлексии. Здесь под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга (представление о том, как другой человек понимает меня).
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
- Эффект предварительного знакомства. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у Вас задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, Вам рассказывали, что этот человек не честный и Вы, еще не общаясь с ним лично, уже ждете, что он вас может обмануть.
- Эффект стереотипа. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми другой человек заранее относятся к определенной категории, и Вы в процессе общения имеете установку на поиск черт, подтверждающих правильность вашей стереотипной установки.
- Эффект торопливости. Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная исчерпывающая информация.
- Эффект структурирования. Безотчетное структурирование личности другого человека. Логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, а всякое понятие, которое не вписывается в сложившийся образ, отбрасывается. Например, если человек вспыльчивый, неаккуратный – значит он плохой. При этом то, что он добрый и честный не учитывается.
- Эффект «ореола» - первоначальное отношение к какой-то одной частной характеристике личности переносится на весь образ человека, а затем это общее неполное впечатление о человеке влияет на оценку отдельных его качеств. Так, если в начале знакомства человек произвел впечатление очень доброго, то в дальнейшем все его поступки, опровергающие это впечатление, все равно будут восприниматься как проявление своеобразной доброты.
- Эффект проецирования – другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и чувства.
- Эффект первичности – первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, остается очень существенной или малозабываемой и способна влиять на все последующее отношение к этому человеку.
- Эффект собственного настроения. На восприятие другого человека Вами влияет Ваше собственное настроение. Если оно мрачное – первое впечатление о собеседнике может стать негативным, если настроение хорошее, то и собеседник вам понравится.
- Эффект глухоты. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке.
- Эффект консерватизма. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, которые изменились со временем. То есть когда однажды составленное мнение не меняется, несмотря на то, что накапливается о нем новая информация.
- Эффект последней информации. Получение последней негативной информации о давно знакомом Вам человеком может повлиять на Ваше отношение к нему, может перечеркнуть все прежнее сложившееся мнение о нем.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция – это объяснение субъектом причин и методов поведения других людей
Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
- Эффект сопровождающих событий – те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
- Эффект необычности – если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-то уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной поступка.
- Эффект равновероятных возможностей. Неверное объяснение поступков часто бывает тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для интерпретации поведения и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать вариант, который его больше устраивает.
- Эффект недооценки ситуации. Недооцениваются особенности ситуации, спровоцировавшей тот или иной поступок, и переоценивается влияние черт характера. Поведение других людей мы часто склонны объяснять, например, сложностью их характера, а свое поведение – как результат влияния ситуации. Таким образом, часто от других людей ожидают, что они должны сами отвечать за свои поступки, в то время как ответственность за собственные поступки перекладывается на обстоятельства.
- Эффект влияния культуры. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Восточная философия часто трактует поведение, как результат ситуации, влияния извне, предопределенности событий Свыше.
Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как Вы его воспринимаете, что чувствуете в связи с Вашим отношением.
Правила обратной связи: